На главную / Искусство / Л. П. Петрова. Фрески Джотто в капелле Скровеньи

Л. П. Петрова. Фрески Джотто в капелле Скровеньи



история Девы Марии и Иисуса Христа,

рассказанная Джотто языком живописи,

с параллельными текстами из евангелий и апокрифов.

Год 1300 римский папа Бонифаций VIII объявил юбилейным – 1300 лет от рождества Христова. Развернулось повсеместное строительство новых церквей и капелл. К этому событию было приурочено и строительство капеллы в Падуе. Заказчиком был купец Энрико Скровеньи. Отец его Реджинальдо Скровеньи был ростовщиком и нажил крупное состояние. Ростовщичество считалось в то время греховным занятием, поэтому сын боялся за душу своего покойного отца и торопился принести свои дары властям небесным.

Капелла эта называется также «Капелла дель арена», поскольку построена на месте древнеримского театра. Архитектор фра Джованни выстроил ее в форме параллелепипеда. Стены украсил фресками Джотто ди Бондоне (1266 – 1337). Одна из торцевых стен полностью занята фреской «Страшный суд» (I). Слева помещены праведники, справа – грешники. Внизу слева можно видеть композицию с макетом капеллы (II). Стоя на коленях в пурпурных одеждах (символ покаяния), Энрико Скровеньи предлагает этот макет Деве Марии, находящейся в окружении св. Иоанна Крестителя и св. Екатерины Александрийской. На своем плече макет держит Альтеградо де Катанеи, богослов, помогавший Джотто в выборе сюжетов.

Сюжет цикла из 37 фресок – житие Девы Марии и Иисуса – взят из «Золотой легенды» Якопо да Вораджине (1228 – 1298), доминиканского монаха, епископа Генуи. «Золотая легенда» в свою очередь основана как на канонических, так и на апокрифических евангелиях, которые хотя и не были узаконены, но имели широчайшее распространение. Протоевангелие Иакова «История Иакова о рождении Марии» написано от имени брата Иисуса - сына Иосифа от первого брака - и повествует о родителях Марии, ее детстве и юности. Двенадцать первых фресок Джотто полностью совпадают с этим протоевангелием, поэтому мы приводим их с текстами из «Истории Иакова о рождении Марии», в то время как остальные фрески – с текстами из канонических евангелий, с соответствующими ссылками.

Все фрески цикла одного размера (200x185). Три из них расположены над алтарем, остальные – на длинных боковых стенах в три ряда, что демонстрирует схема расположения фресок и внутренний вид капеллы.

Семь столетий горели в капелле свечи, семь столетий их копоть покрывала фрески. В 2000 году христианство праздновало свой юбилей – 2000 лет от рождества Христова. В связи с этим событием фрески Джотто были тщательно очищены и отреставрированы первоклассными специалистами. Теперь они сияют красотой и первозданной свежестью, уже восьмое столетие рассказывая языком живописи историю Девы Марии и Иисуса Христа.

В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: «Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение и умилостивление Господу».

Наступил великий день господнен, когда сыны Израиля приносили дары свои. И выступил против Иоакима Рувим, сказав: «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю». И огорчился Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, и выяснил, что всe праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака.

 


И столь горько стало Иоакиму, что не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню к пастухам. И постился там 40 дней и 40 ночей, говоря: «Не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем моя молитва».

 


А жена его Анна плачем плакала и рыданьем рыдала, говоря: «Опл'aчу мое вдовство, опл'aчу мою бездетность». И молилась Господу, говоря: «Бог отцов моих, внемли молитве моей, и благослови меня, как благословил ты Сарру и дал ей в старости сына Исаака».

И тогда предстал пред ней ангел господнен и сказал: «Анна, Господь внял молитве твоей. Ты понесешь во чреве своем и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». И сказала Анна: «Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить ему всю свою жизнь».

 


Иоаким же принес свои дары к жертвеннику Господню, и не увидел греха в себе.

 


И явился во сне Иоакиму ангел и возвестил: «Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди домой, ибо жена твоя Анна понесет во чреве своем».

 


И вот подошел Иоаким к воротам, и Анна, стоявшая там, увидела Иоакима, и подбежав, обняла его и сказала: «Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь рожу!» И Иоаким в тот день обрел покой в доме своем.

 


Между тем прошли положенные ей месяцы, и в девятый месяц Анна родила и спросила повивальную бабку: «Кого я родилa» Та ответила: «Дочь». И сказала Анна: «Возвысилась душа моя в этот день». И она положила дочь свою и назвала ее Мария.

 


Шли месяцы за месяцами, и вот ребенку исполнилось 3 года. Настал час исполнить обет, обещанный Богу. И повели Марию во храм господнен. И жрец принял ее, и дал благословение, и сказал: «Господь возвеличит имя твое во всех род'aх, ибо через тебя явит Господь сынам Израиля искупление». И находилась Мария в храме господнем, как голубка, и пищу принимала из руки ангела. Когда же ей исполнилось 12 лет, стали советоваться жрецы, что делать с нею дальше.

 


И вошел первосвященник в святая святых и вознес молитву о ней. И явился ангел господнен и сказал: «Пойди, Захария, и созови всех вдовцов из народа, и пусть они принесут посохи. Кому Господь явит знамение, тому она и назовется женою, сохраняя девичество».

 


И стали все сходиться. И Иосиф-плотник, оставив топор, тоже пришел на место, где собрались. Первосвященник же, собрав посохи, вошел в святилище и стал молиться. Потом раздал каждому его посох, но знамения на них не было.

 


Последним посох взял Иосиф. И тут голубка вылетела из посоха и взлетела Иосифу во славу, и сказал ему жрец: «Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа.» Но Иосиф возражал, говоря: «У меня уже есть сыновья, и я стар, а она молода, не хочу быть посмешищем у сынов Израиля». И сказал жрец Иосифу: «Побойся Бога! Вспомни, как наказал Бог Датана, Абирона и Корея, как земля разверзлась и они были поглощены за ослушание». И испугавшись, Иосиф взял Марию, чтобы блюсти ее. И сказал Иосиф Марии: «Я взял тебя из храма господня, и теперь ты останешься в доме моем. Я же ухожу для плотничьих работ, а потом вернусь, когда Господу будет угодно. Да сохранит тебя Бог!»

 


Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: «Сделаем завесу для храма Господня». И сказал первосвященник: «Соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги и искали и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пришли и привели ее. И ввели девиц в храм господнен. И сказал первосвященник: «Бросьте жребий, чт'o кому прясть: золото и амиант, и лен и шелк и гиацинт, и багрянец и настоящий пурпур». И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец. И взяв их, она вернулась в свой дом и стала прясть.

 


Ангел, вошед к ней, сказал: радуйся Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась. И сказал ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и царству Его не будет конца. Мария же сказала ангелу: как это будет, когда я мужа не знаю? Ангел сказал ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестый месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. (Лука 1, 28-38;)

 


Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елизавету. Когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елизавета исполнилась Святого Духа. И воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем; и блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа.(Лука 1, 39-46;)

 


В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женой, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли воловьи, потому что не было им места в гостинице. (Лука 2, 1-7;)

 


Когда же Иисус родился в Вифлиееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться Ему… И сказали первосвященники и книжники: В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка. И пошли маги. И звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец. И вошедши, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Матфей 2, 1-2; 5; 9-11;)

 


По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; и чтобы принести в жертву по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было сказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля. (Лука 2, 21-32;)

 


Когда же они отошли, – се, Ангел Господен является Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал я Сына Моего». (Матфей 2, 13-15;)

 


Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал убить всех младенцев в Вифлиееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». (Матфей 2, 16-18;)

 


Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда он был двенадцати лет пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник; когда же по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его. Но думали, что Он идет с другими; прошедши же дневный путь, стали искать Его мужду родственниками и знакомыми; и не нашедши Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму Его и ответам Его. И увидевши Его удивились; И матерь Его сказала ему: Чадо! чт'o Ты сделал с нами? вот отец твой и я с великой скорбью искали Тебя. Он же сказал им: зачем было вам искать меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему. Но они не поняли сказанных Им слов. (Лука 2, 40-50;)

 


Когда же крестился весь народ, и Иисус крестившись молился, – отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лука 3, 21-22;)

 


На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: чт'o Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: чт'o скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: Наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: Теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. (Иоанн 2, 1 – 11;)

 


Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий. …Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус уверовали в Него; (Иоанн 11, 1 – 4; 43 – 45;)

 


И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите ослицу и молодого осла с нею. Отвязавши, приведите ко мне. Ученики пошли и поступили так, как повелел Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви дерев и постилали по дороге. Народ же говорил: Сей есть Иисус, пророк из Назарета Иудейского. (Матфей 21, 1-11;)

 


И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано «Дом мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников. (Матфей 21, 12-13;)

 


Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: чт'o вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников, и с того времени он искал удобного случая предать его. (Матфей 26, 14-16;)

 


В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит: Время мое близко, у тебя совершу пасху с учениками моими». Когда же настал вечер, он возлег с двенадцатью учениками, и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст меня. Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым сын человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий его, сказал: не я ли, равви? Иисус говорит ему: ты сказал. (Матфей 26, 17 – 18; 20-25)

 


Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если вы это знаете, блаженны вы, когда исполняете. (Иоанн 13, 13 - 17;)

 


И когда еще говорил Он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подошел к Иисусу, сказал: радуйся. Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли, и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. (Матфей 26, 47-54;)

 


Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: «могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». И встав первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? Чт'o они против тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И встав первосвященник сказал ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на чт'o нам еще свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? (Матфей 26, 59-68;)

 


Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили ему на голову, и одели его в багряницу, И говорили: Радуйся, царь Иудейский! И били его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: Се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни его! (Иоанн 19, 1-6;)

 


Тогда, наконец, он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся на себе крест свой, он вышел на место, называемое Лобное, или по-Еврейски Голгофа; (Иоанн 19, 16-17:)

 


Там распяли Его и вместе с Ним двух других по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. При кресте стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се сын Твой. Потом говорит ученику: Се Матерь твоя! И с этого времени ученик взял Ее к себе. После того, Иисус, зная, что уже все свершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: свершилось! И, преклонив главу, предал дух. (Иоанн 19, 18; 25-30;)

 


Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; Он, пришед к Пилату, просил Тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать Тело. И взяв Тело, Иосиф обвил Его чистою плащаницею и положил Его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. (Матфей, 27, 57 – 61;)

 


В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба; И Мария стояла у гроба и плакала; и когда плакала, наклонилась во гроб И видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы, и другого у ног, где лежало Тело Иисуса. И они говорят ей: жена! чт'o ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: Мария! Она обратившись говорит ему: Раввуни! – чтo значит «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо я еще не восшел к отцу моему; а иди к братьям моим и скажи им: восхожу к Отцу моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он это сказал ей. (Иоанн 20, 1; 11 12 -14; 16 – 18;)

 


И собрав их, он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым. Сказав сие, он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! чтo вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо. (Деяния 1, 4 – 5; 10 – 11; Лука 24, 50 – 53;)

 


При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. (Деяния 2, 1-4;)

 
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^