На главную / Экология / Красноярск. Экологические очерки. Р. Г. Хлебопрос, О. В. Тасейко и др.

Красноярск. Экологические очерки. Р. Г. Хлебопрос, О. В. Тасейко и др.

| Печать |

Р. Г. Хлебопрос, О. В. Тасейко, Ю. Д. Иванова, С. В. Михайлюта

Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 130 с.

Вложения:
Скачать файл (Monografia_рак.pdf)Красноярск. Экологические очерки[Статья в формате pdf]4124 Kb

Содержание

Введение

1. Государственная система мониторинга состояния загрязнения атмосферного воздуха в г. Красноярске

1.1. История развития государственной сети наблюдений на территории  г. Красноярска

1.2. Достоинства и недостатки государственной системы наблюдений

Список литературы к главе 1

2. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами из автотранспорта

2.1. Общие особенности загрязнения воздушного бассейна городов

2.2. Загрязнение автотранспортом окружающей среды в 2004−2010 гг.

2.3. Динамика транспортных потоков на территории г. Красноярска

2.4. Пространственная динамика автотранспортного загрязнения на территории г. Красноярска в 2001–2005 гг.

2.5. Распределение канцерогенов в атмосфере г. Красноярска в 2005 – 2010 гг.

Список литературы к главе 2

3. Техногенное воздействи6ее на территорию природного заповедника «Столбы»

3.1. Нормирование загрязнения снежного покрова

3.2. Основные источники загрязнения

3.3. Пространственная и временная изменчивость загрязнения атмосферного воздуха и снежного покрова

3.4. Особенности метеорологических режимов, обусловливающих повышенную техногенную нагрузку на территории заповедника «Столбы»

Список литературы к главе 3

4. Карты загрязнения окружающей среды, представленные в «Экологическом атласе» г. Красноярска

4.1. Влияние среды обитания на организм человека

4.2. Общая информация об окружающей среде и здоровье населения в электронной карте

4.3. Содержание «Экологического атласа»

4.3.1. Климат

4.3.2. Воздух

4.3.3. Снег

4.3.4. Почва

4.3.5. Динамика онкологической заболеваемости в г. Красноярске (1977−1997 гг.)

4.3.6. Представление медицинской информации о больном с адресной привязкой

4.4. Создание карты суммарного загрязнения почвы и снежного покрова города

Список литературы  к главе 4

5. Онкология как результат неблагоприятного действия на организм окружающей среды

Список литературы к главе 5

6. Риски заболеваемости и смертности населения от загрязнения атмосферного воздуха г. Красноярска

6.1. Этапы оценки канцерогенного риска

6.2. Оценка неканцерогенных рисков

Список литературы к главе 6

Заключение

Введение

Красноярск – административный центр Красноярского края, расположен на обоих берегах р. Енисей. Красноярск находится в речной долине, простираясь на 20−25 км вдоль реки и на 3−4 км вглубь, упираясь в горные цепи, обрамляющие долину. Город лежит как бы в чаше, на дне которой протекает река. Эти особенности рельефа, формирующие экологическую среду города, определяют циркуляцию воздушных масс и низкую рассеивающую способность атмосферы, что приводит к накоплению загрязнителей в городе и пригородной зоне.

Город основан в 1628 г. как острог Красный Яр для защиты с юга подступов к г. Енисейску. Интенсивное развитие началось с постройкой в начале XVIII в. Московского тракта. С учреждением в 1822 г. Енисейской губернии г. Красноярск стал ее административным центром. С 1934 г.Красноярск является административным центром созданного Красноярского края.

Образование Красноярского края дало серьезный толчок для развития промышленности на территории города. За первые две пятилетки в городе было введено 33 новых промышленных предприятия. В начале 1930-х гг.начал застраиваться правый берег. В годы Великой Отечественной войны Красноярск разместил на своей территории и в крае более 80 эвакуированных промышленных предприятий. В1950-х гг.Красноярск становится одним из крупнейших индустриальных центров страны. Строятся заводы асбоцементных изделий, железобетонных изделий, фибролитовых плит, шиферный, шинный завод, завод резинотехнических изделий, биохимический завод, завод медицинских препаратов, металлургический, целлюлозно-бумажный, экскаваторный и другие комбинаты. Весь мир знал о строительстве крупнейшего алюминиевого завода в Красноярске (с проектной мощностью 865 тыс.т/год), одной из мощнейшей ГЭС на Енисее, заводов большой химии.

Таким образом, к периоду распада Советского Союза г. Красноярск находился на взлете своего экономического развития. Большинство заводов строилось без соблюдения экологических требований и нормативов, главным был вопрос получения максимального количества продукции, необходимой стране, а экологические вопросы решались по остаточному принципу. Население города на протяжении десятилетий жило в условиях постоянного загрязнения окружающей среды, особенно атмосферного воздуха, огромным количеством разнообразных химических соединений, выбрасываемых десятками предприятий химической, металлургической, деревообрабатывающей, строительной, энергетической, машиностроительной индустрии. Население города, особенно жители правобережья и окраин, проживали практически на территориях санитарно-защитных зон предприятий. Исторически так сложилось, что жилые кварталы были построены в непосредственной близости от корпусов заводов; это приводило к тому, что при отсутствии сильного ветра невозможно было открыть форточку, чтобы проветрить помещения, потому что едкий воздух с улицы раздражал слизистые оболочки, вызывая кашель и резь в глазах.

С развалом советской экономики многие промышленные предприятия были закрыты или перепрофилированы, что тяжело отразилось на социально-экономическом положении жителей города, потерявших рабочие места, но благотворно сказалось на качестве атмосферного воздуха. Однако такие промышленные гиганты, как Красноярский алюминиевый завод, предприятия теплоэнергетики и ряд других успешно наращивают темпы и продолжают загрязнять окружающую среду. По данным на январь 2011 г., в Красноярске зарегистрировано 47,2 тыс. предприятий и организаций, и около 32,8 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Огромный вклад в загрязнение воздушного бассейна г. Красноярска вносят автомобили, причем автотранспортный парк постоянно растет. Наиболее опасен тот факт, что вредные выбросы от автомобилей загрязняют воздух непосредственно в зоне дыхания человека, при этом восемьдесят процентов автомашин используют неэтилированный бензин. Постоянно увеличивается количество автомобилей индивидуального пользования, растут объёмы грузовых перевозок. Как и во многих крупных городах, одной из основных экологических проблем Красноярска является отсутствие зеленых насаждений во многих жилых районах города.

В настоящей работе показаны особенности функционирования системы мониторинга атмосферного воздуха в городах России. Описано влияние низких автотранспортных и промышленных источников загрязнение на качество воздуха. Влияние стационарных промышленных источников продемонстрировано с использованием косвенных показателей загрязнения (содержание загрязняющих веществ в снежном покрове на территории г. Красноярска и «условно фоновой» – заповедника Столбы). Показано влияние метеорологических факторов на особенности переноса примесей и формирование уровней загрязнения в приземном слое атмосферы.

Детальный анализ загрязнения и его влияния на экологические показатели выполнен с помощью специальных геоинформационных карт. С помощью этих карт проведено всестороннее исследование заболеваемости и смертности населения, а также индивидуальных и канцерогенных рисков.

Исследовать зависимость здоровья населения Красноярска от экологического состояния в городе мы начали еще в конце 80-х годов XX века. Это было начало смутного времени в России,  и состав исследователей постоянно менялся. Люди вносили свой посильный вклад и уходили.  Особый вклад в методологию развития эколого-медицинских исследований внесли Юрий Александрович Дыхно, Владислав Григорьевич Суховольский и Олег Эдуардович Якубайлик. Всем им авторы этой книги выражают свою признательность.

 

Вы можете прокомментировать эту статью.


Защитный код
Обновить

наверх^