На главную / Образование и воспитание / А. П. Яковлев. Две статьи о половом воспитании

А. П. Яковлев. Две статьи о половом воспитании

| Печать |


СОДЕРЖАНИЕ

  1. А. П. Яковлев. Две статьи о половом воспитании
  2. Страница 2 (текущая позиция)
  3. Страница 3

II. Люди или скот?

 

(Новый педагогический журнал, № 4, 1997)

В тот самый день, когда я получил корректуру моей статьи об "энциклопедиях сексуальной жизни" для семилетних детей, один из моих друзей показал мне материалы о программе полового просвещения, которую собирается вводить в наших школах Министерство образования (общего и профессионального). Я ожидал, что читать это будет противно, но действительность превзошла самые мрачные ожидания. Все-таки я заставил себя дочитать до конца, а потом вспомнил, что лет 20 назад (или больше?) читал о подобной программе, вводившейся тогда в США, в американской коммунистической газетке. (Тогда это была единственная доступная у нас американская газета, а сейчас я не могу даже припомнить, как она называлась. Но помню, что о программе рассказывалось с полным одобрением, а протестовавшие против нее ретрограды ставились в один ряд с расистами и прочими отъявленными реакционерами.) Мне и тогда было противно, но я подумал: "Америка далеко..." (Да и подробностей там было гораздо меньше.) И вот теперь одна из самых неприглядных сторон американской жизни стучится в нашу дверь.

Материалы, которые я увидел - подборка статей и информационных сообщений, опубликованных в московской газете "Тверская, 13" (13 - 19 марта 1997 г., N 11), и текст доклада И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой на семинаре при одном из комитетов Госдумы, - содержат достаточно фактов, чтобы составить о программе вполне определенное представление. Кое-где она "в порядке эксперимента" уже осуществляется; в газете рассказано об одном таком "эксперименте", и это действует особенно сильно.

Что же это такое? Прежде всего, это дальнейшее продвижение в том самом направлении, куда зовут красочные детские книжки, о которых я писал в прошлый раз. Продвижение вполне закономерное - сказав "а", приходится сказать и "б", - но очень далекое. В тех книжках все-таки подразумевалось, что физиологический акт, по поводу которого просвещают малышей, должен происходить между мужем и женой и иметь целью рождение ребенка. А здесь "секс" рассматривается, по сути дела, как игра для подростков. Да, именно так: как игра, в которую играют мальчики и девочки (с какого возраста, не уточняется) и в которую никто не вправе им запретить играть. Ее участники именуются, как и во всякой игре, "партнерами", и связаны они друг с другом не больше, чем партнеры по любой другой игре; по-видимому, не требуется даже, чтобы они были знакомы. Ну, а беременность и тем более роды - это нежелательные последствия, которых можно и нужно избежать с помощью средств, доставляемых наукой и промышленностью - точно так же, как травм при катании на роликах можно избежать с помощью шлемов и наколенников. Обучить детей правилам этой игры и в особенности "технике безопасности" - вот цель программы, о которой идет речь.

Ее сторонники, конечно, с этим не согласятся. Наша цель, скажут они, - охрана здоровья молодого поколения, предупреждение ранних беременностей и венерических заболеваний. И мы вовсе не считаем секс игрой, мы учим относиться к нему серьезно.

Субъективные намерения тех, кто придумал и осуществляет эту программу, видимо, в самом деле таковы - во всяком случае, на сознательном уровне. Но объективно получается совсем другое.

"Деловому" отношению к "сексу", которое они хотят выработать, больше всего мешает стыдливость, и они первым делом стараются ее уничтожить. Весьма действенное средство для этого - не разделять на занятиях мальчиков и девочек. В американской газетке была фотография: белая девочка проводит беседу о противозачаточных средствах с мальчиком-негром. Совместными были и те занятия, о которых рассказано в московской газете. Есть там и дальнейшие подробности о том, как это делается, и можно поверить автору корреспонденции Алле Добросоцких, что эффект получается блестящий. Преподаватели искусно пользуются восприимчивостью и душевной незрелостью пятнадцатилетних.

Но стыдливость - одна из главных опор сложной системы запретов, связанных с половым поведением. С ее устранением эта система слабеет и может рухнуть от одного сильного толчка. Между тем "деловое отношение", при котором моральные нормы и всяческие "тонкие материи" выносятся за скобки и все внимание сосредоточивается на технике, уже само по себе является достаточно сильным толчком. Потому что при таком отношении хотя и не утверждается прямо, но подразумевается (а это действует сильнее!), что "секс" - дело рутинное, будничное, повседневное. И вовсе не обязательно связывать его ни с какими-то особенными чувствами и романтическими надеждами, ни уж тем более с какими-то таинствами, церковными или гражданскими обрядами и официальными документами. И не обязательно ждать, пока созреет душа, если тело уже созрело хотя бы отчасти. Ждать - это вообще против духа времени, против всего, что внушают людям с красочных рекламных щитов, с экранов телевизоров: покупайте сейчас, звоните нам прямо сейчас, доставьте себе удовольствие сейчас! Так почему бы и это удовольствие не доставить себе прямо сейчас? Если хочешь, то и на здоровье, лишь бы грамотно и безопасно. (И даже если не хочешь - зачем же быть белой вороной?) Но что же остается в этом занятии при таком отношении к нему, кроме игры, не так уж сильно отличающейся от всех прочих игр?

Итак, речь идет о коренном перевороте не только в поведении подростков, но и в их сознании, а в недалеком будущем - когда они станут взрослыми - и во всем общественном сознании вообще.

Прежде чем говорить об этом перевороте подробнее, следует со всей определенностью сказать, что программы, о которых мы говорим, не достигают заявленных целей. Об этом свидетельствует опыт тех стран, где подобное "просвещение" практикуется достаточно долго. В США, например, число ранних беременностей неуклонно растет. В этом нет ничего удивительного: как ни "просвещай" подростков и как ни снабжай их контрацептивами, они остаются подростками. В их возрасте чувство ответственности еще слабо. К тому же половое просвещение описываемого типа способствует подавлению этого чувства, приучая их думать, что они живут в "удобном мире", где можно делать, в общем, все, что заблагорассудится - если не причиняешь непосредственно очевидного ущерба себе и другим, - и где нет ничего особенно страшного, от всякой беды найдется средство. Поэтому чем более массовыми будут становиться ранние половые связи и чем раньше они будут начинаться, тем больше будет ранних беременностей и абортов. И то же самое будет со СПИДом, бурное распространение которого "половое просвещение" также не смогло остановить.

Но вернемся к перевороту в сознании и поведении - перевороту, за который "половое просвещение", конечно, не несет исключительной ответственности, но которому оно очень сильно способствует и может, видимо, сыграть решающую роль в окончательной победе новых стереотипов полового поведения. По сравнению с традиционными эти стереотипы удивительно просты. Из множества запретов и ограничений остаются лишь немногие, да и те не столь абсолютны, как прежде. Главным принципом становится немедленное удовлетворение желаний.

Может быть, это возврат к языческим или первобытным нравам? Нет. Во всех без исключения культурах, известных из истории или из этнографических исследований, в том числе и в тех, которые раньше считались примитивными (современные антропологи категорически возражают против таких определений), существовали - и во всех сохранившихся культурах существуют - сложные нормы полового поведения, включающие в себя много запретов. В разных культурах эти запреты разные, но все же в них много общего, а некоторые совершенно универсальны. Таков запрет производить определенные действия публично, о котором я писал в первой статье. Таковы же запрет кровосмешения и запрет вступать в половую связь с малолетними. Известны, правда, случаи систематического нарушения этих запретов, но они касаются только цивилизаций, клонящихся к упадку, и даже там вряд ли когда-либо были массовыми. А в "первобытных" обществах нарушения строго караются. "Мы дики, нет у нас законов" - это миф, идущий от умозрительных общественных теорий XVII - XVIII веков.1

Так что же - стало быть, мы возвращаемся к нравам диких зверей?.. Нет, и у них нет ничего похожего на такую вседозволенность. Половое поведение диких животных строго ритуализовано. У некоторых видов млекопитающих и птиц эти ритуалы очень сложны и очень красивы. Хорошо изученная этологами брачная и семейная жизнь серых гусей (здесь не нужны кавычки - эти птицы живут в моногамном браке, прерываемом, как правило, только смертью одного из супругов) многими чертами напоминает человеческую, и нередко гуси ведут себя "более по-людски", чем иные люди.

И все же есть нечто очень похожее на новые стереотипы, о которых мы говорим: нравы домашнего скота. Первым обратил внимание на это сходство основоположник этологии - науки о поведении животных - Конрад Лоренц, который был не только величайшим биологом, но и величайшим мыслителем XX столетия. "Вместе со способностью преследовать отдаленную цель, - говорит он в своей книге "Восемь смертных грехов современного человечества", написанной в начале 70-х гг.,2 - исчезают все более тонко дифференцированные формы поведения при ухаживании и образовании пар - как инстинктивные, так и культурно программированные, т. е. не только формы, возникшие в истории вида с целью сохранения парного союза, но и специфически человеческие нормы поведения, выполняющие аналогичные функции в рамках культуры. Вытекающее отсюда поведение - восхваляемое и возводимое в норму во множестве современных фильмов немедленное спаривание - было бы неправильно назвать "животным" (tierisch), поскольку у высших животных нечто подобное встречается лишь в виде редчайшего исключения; вернее уж было бы назвать такое поведение "скотским" (viehisch), понимая под "скотом" домашних животных, у которых, для удобства их разведения, все высоко дифференцированные способы поведения при образовании пар устранены человеком в ходе искусственного отбора".

 


1 Мой знакомый, по профессии лингвист, изучая язык одного из племен австралийских аборигенов, обнаружил, что в этом языке имя некоего человека, несколько десятков лет назад совратившего малолетнюю, стало нарицательным для обозначения мерзавца, способного на любой ужасный и отвратительный поступок. Отец девочки, повинуясь закону своего племени, убил преступника - и отсидел двадцать лет в тюрьме по закону белых людей

2 Русский перевод этой книги опубликован в однотомнике: К. Лоренц, Оборотная сторона зеркала. М., "Республика", 1998.

 

 


Страница 2 из 3 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^