Я. И. Фет. Хрестоматия по истории информатики

| Печать |

Академическое изд-во «Гео», Новосибирск, 2014

В хрестоматию включены различные материалы, посвящённые зарождению информатики в мире и в России: очерки о выдающихся учёных, о научных школах, воспоминания участников событий и наиболее важные статьи прошлых лет. Особое внимание уделено роли в развитии кибернетического движения отечественных специалистов, в том числе сотрудников научных институтов Сибирского отделения Академии наук.

Для школьников, студентов, преподавателей и широкого круга читателей, интересующихся историей науки и жизнью замечательных людей.


Содержание

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Foreword . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Часть первая. В МИРЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Я.И. Фет. Чарльз Бэббидж и Ада Лавлейс . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Я.И. Фет. Джон Атанасов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Я.И. Фет. Норберт Винер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

Ю. Вигнер. Джон фон Нейман . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

Д. Кнут. Программирование как искусство . . . . . . . . . . . . . . . . 56

Я.И. Фет. Стьюарт Рэддавей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

Я.И. Фет. Дэниел Хиллис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87

Я.И. Фет. Вольфганг Хэндлер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113

Часть вторая. В РОССИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121

Андрей Колмогоров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

Я.И. Фет. Колмогоров и кибернетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . –

А.Н. Колмогоров. Автоматы и жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126

В.А. Успенский. Колмогоров, каким я его помню . . . . . . . . . . . . 139

Н.Г. Химченко (Рычкова). Как это было… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142

В.М. Тихомиров. Личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145

В.М. Тихомиров. Кибернетика, Винер, Колмогоров . . . . . . . . . 169

В.М. Тихомиров. Несколько слов на тему «Колмогоров и кибернетика» . . . 174

Аллеон Труште. «Евгений Неглинкин» (роман в стихах). . . . 177

Письмо А.Н. Колмогорова авторам поэмы «Евгений Неглинкин». . . . . 196

Сергей Лебедев и другие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202

Я.И. Фет. Первые советские ЭВМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . –

Я.И. Фет. Сергей Алексеевич Лебедев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206

С.С. Лебедев. Вспоминая об отце. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210

И.М. Лисовский. Сергей Алексеевич Лебедев. Создатель первой в континентальной Европе и в Советском Союзе цифровой электронной вычислительной машины (МЭСМ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226

Л.Н. Королёв. Воспоминания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238

Я.И. Фет. Исаак Семёнович Брук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240

Я.И. Фет. Башир Искандарович Рамеев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244

Аксель Берг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246

Я.И. Фет. Капитан корабля «Кибернетика». . . . . . . . . . . . . . . . –

Д.А. Поспелов. Аксель Иванович Берг (к столетию со дня рождения). . . . . 251

С.С. Масчан. В Научном совете по комплексной проблеме «Кибернетика» 256

Ю.Н. Ерофеев. Аксель Иванович Берг под следствием . . . . . . 266

Михаил Гаврилов и другие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286

О.П. Кузнецов. Михаил Гаврилов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . –

Д.А. Поспелов. Школа МАГа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303

Б.А. Кушнер. Софья Александровна Яновская, как я её помню. . . . . . . . 325

Д.А. Поспелов. Модест Георгиевич Гаазе-Рапопорт. . . . . . . . . . 334

М.Г. Гаазе-Рапопорт. Вступительное слово к первому семинару по истории кибернетики 22 декабря 1983 года. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .338

Часть третья. В АКАДЕМГОРОДКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341

Алексей Ляпунов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343

Я.И. Фет. Алексей Ляпунов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . –

О.С. Кулагина. Краткий очерк жизни и деятельности А.А. Ляпунова. . . 349

Я.И. Фет. Человеческие качества Алексея Ляпунова . . . . . . . 355

Ю.А. Шрейдер. А.А. Ляпунов – лидер кибернетики как научного движения 370

И.А. Мельчук. Как начиналась математическая лингвистика. . . . . . .381

В.А. Ратнер. Алексей Андреевич Ляпунов . . . . . . . . . . . . . . . . . 396

Л.В. Крушинский. Воспоминания об А.А. Ляпунове. . . . . . . . . 405

Дело сестёр Ляпуновых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411

Объяснение А.А. Ляпунова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425

Леонид Канторович . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429

Я.И. Фет. Леонид Канторович . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . –

В.М. Тихомиров. О Леониде Витальевиче Канторовиче . . . . . 438

Его главная идея. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443

Л.В. Канторович. Перспективы развития и использования электронных счётных машин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .450

Андрей Ершов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460

Я.И. Фет. Андрей Ершов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . –

А.А. Берс. Воспоминания об Андрее Петровиче Ершове . . . . 471

В.П. Ильин. Бесценный опыт общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475

Игорь Полетаев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 489

Я.И. Фет. Игорь Андреевич Полетаев и его книга «Сигнал» –

В.А. Ратнер. Игорь Андреевич Полетаев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 496

И.А. Полетаев. «Мыслит» или «не мыслит»?. . . . . . . . . . . . . . . 501

И.А. Полетаев. «Трудный период» кибернетики и американские роботы  . . 511

Агабал Лутит. «КРУР», или Тайна чёрных ящиков (научно-кибернетический роман)   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523

Сведения об авторах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 540

Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547

Предисловие автора

Эта хрестоматия представляет собой сборник статей по истории информатики и предназначена, в первую очередь, для использования в качестве учебного пособия для учащихся, которые готовятся стать специалистами в области современных информационных технологий. Её можно рекомендовать также как книгу для чтения тем, кто интересуется историей науки и жизнью замечательных людей.

Изучение истории той или иной области знания открывает специалистам широкие перспективы в их профессиональной работе, позволяет учиться на уроках прошлого и таким образом совершенствовать свою деятельность.

История может и должна рассматриваться как одно из средств понимания человека и того, как теоретические и прикладные результаты информатики повлияли на современную цивилизацию.

Информатика и её история имеют ценный научно-образовательный и воспитательный потенциал. Особую роль в деле распространения высоких нравственных принципов может сыграть знакомство с биографиями выдающихся ученых и инженеров. Как правило, они сочетали блестящие творческие способности с высокой нравственностью и гражданским мужеством. Жизнь и деятельность этих людей — нравственный пример для молодого поколения.

Аксель Иванович Берг, академик и адмирал, первый председатель Научного совета АН СССР по проблеме «Кибернетика», говорил:

Восхищение незаурядными людьми вызывает естественное желание подражать им.

Вот что пишет об историческом образовании академик А.Д. Александров:

Главным в общем образовании … должно быть, мне думается, образование историческое. Оно должно давать изложение развития жизни народов, их материальной и духовной культуры, науки в частности, содержать яркие описания драматических событий … и выдающихся личностей. История – это великая драма, которую играют и творят люди. Это тысячи сочинённых и разыгранных ими драм Шекспира и романов Толстого. Она потрясает, вдохновляет и даёт нам глубокие поучения.

Наша хрестоматия рассказывает об истории кибернетики и информатики. Это одна из самых драматических и в то же время славных страниц истории российской науки.

Хрестоматия состоит из трёх частей.

Часть первая. В МИРЕ

Часть вторая. В РОССИИ

Часть третья. В АКАДЕМГОРОДКЕ

Название и содержание третьей части, по-видимому, требует некоторых пояснений.

* * *

Академгородок – это «город науки», построенный в середине прошлого века вблизи Новосибирска в связи с организацией нового, Сибирского отделения Академии наук СССР.

Инициаторами создания этого научного центра были академики М.А. Лаврентьев, С.А.Христианович и С.Л. Соболев. Они прекрасно понимали, что решение больших проблем достигается на стыке наук, что современная наука может добиться серьёзных результатов только благодаря развитию целенаправленных исследований в различных направлениях. Сибирское отделение должно было стать крупнейшим комплексным научным центром, объединяющим институты, работающие во всех основных направлениях науки.

Постановление о создании Сибирского отделения было принято в мае 1957 года. Первая очередь строительства Академгородка реализована к началу 60-х годов. Были построены научные институты, университет, школы, жилые микрорайоны и т. д.

Становление и развитие информатики в нашей стране неразрывно связано с Сибирским отделением АН СССР, с его основными целями и задачами. Сибирские учёные в 60-е и 70-е годы прошлого столетия сыграли выдающуюся роль в развитии важнейших разделов кибернетики (информатики), в пропаганде этой новой науки, в широком использовании ее достижений.

Начиная с 1964 года в Вычислительном Центре Сибирского отделения Академии наук (сейчас он имеет новое имя – Институт вычислительной математики и математической геофизики СО РАН) систематически проводились важнейшие исследования в области вычислительной математики и информатики. Не удивительно, что именно здесь возникла инициатива изучения и распространения знаний по истории информатики.

В 1998 году была подготовлена и издана наша первая монография Очерки истории информатики в России. По существу, это была первая серьёзная работа, посвящённая фундаментальной проблеме становления и развития отечественной кибернетики и информатики.

Презентация этой книги состоялась в ноябре 1998 года в Москве, в Государственном политехническом музее, в ходе «Винеровских чтений», приуроченных к 50-летию выхода в свет книги Н. Винера «Кибернетика». Здесь ведущие учёные России и зарубежные гости делились своими воспоминаниями и впечатлениями – в Большой аудитории музея, той самой, где в 1960 году, во время Первого конгресса ИФАК, выступал сам Норберт Винер.

Книга «Очерки истории информатики в России» получила высокую оценку читателей и специалистов. В журнале «Вопросы истории естествознания и техники» профессор С.С.Демидов писал:

С одной стороны, – это исторический труд, первый опыт написания истории отечественных исследований по одной из важнейших отраслей современного знания…

С другой стороны, – это человеческий документ, наполненный дыханием истории…

С тех пор работы по исследованию истории информатики в нашем институте продолжались. Результатом стала последовательная подготовка целого ряда книг по этой тематике, которые были изданы в Новосибирске и Москве в течение прошедших лет. По-видимому, эти книги имели успех.

Особое внимание в наших книгах уделяется гуманистическим проблемам научных исследований. При оценке наших героев мы уделяем важнейшее внимание не только их научным достижениям, но также их человеческим качествам: поведению, поступкам, отношению к окружающим людям и событиям.

* * *

Новые информационные технологии оказывают сильнейшее влияние на общество. Они могут принести людям благополучие, физическое и духовное процветание. Они могут обеспечить беспрецедентные возможности развития во всех областях человеческой деятельности. Однако, к сожалению, достижения информационных технологий, так же как некоторые другие результаты научно-технического прогресса, имеют свою оборотную сторону.

Сегодня эти негативные явления становятся угрожающими. Неконтролируемое использование СМИ в интересах коммерческих структур серьёзно влияет на нравственность, вкусы и умственные способности населения. Такие явления можно рассматривать как одну из важнейших проблем, с которыми сталкивается общество в наши дни.

Это не первый случай, когда история ставит перед мыслящими учёными сложные задачи, связанные с защитой человечества от различных опасностей. Здесь уместно вспомнить Аурелио Печчеи, выдающегося итальянского ученого и общепризнанного гуманиста, который в 1968 году организовал и возглавил «Римский Клуб» – одно из самых влиятельных демократических движений 20-го века. Эта международная ассоциация учёных поставила своей целью изучение глобальных проблем, которые угрожают существованию и благополучию человечества. Один из первых «Докладов Римского Клуба» рассматривал экологические опасности, связанные с неоправданными расходами естественных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Печчеи пригласил к участию в этих работах выдающихся учёных и общественных деятелей Европы и Америки. Это были высококвалифицированные специалисты, искренне заинтересованные в исследовании рассматриваемых проблем и разработке эффективных средств их решения.

Доклады Римского Клуба привлекли внимание общественности во всех странах Европы и Америки. Однако те, от кого зависела реакция на обоснованные и жизненно важные рекомендации учёных, проигнорировали их предупреждения.

Печчеи и его коллеги пришли к печальным выводам: человеческое общество в его современном состоянии не способно разумно реагировать на тревожные явления, возникающие в окружающей среде и самом обществе. Для адекватного, целесообразного поведения в реальных условиях жизни на Земле жителям планеты чего-то не хватает. Печчеи определяет эту нехватку однозначно – не хватает человеческих качеств.

В 1977 году Аурелио Печчеи издает свою знаменитую книгу «Человеческие качества» * A. Peccei. The Human Quality. Pergamon Press, 1977. . В этой книге автор анализирует деятельность Римского Клуба и говорит:

Проблемы в итоге сводятся к человеческим качествам и путям их усовершенствования…

До тех пор пока наше так называемое технологическое общество не станет одновременно и человеческим, в нём будет продолжаться триумфальное шествие насилия, и мы, попрежнему не понимая, откуда оно идёт, будем бороться с его частными проявлениями, так и не затронув его причин…

И далее:

Самый важный вопрос: как разжечь искру, которая положит начало развитию человеческих качеств…

На наш взгляд, единственное реальное средство, которое могло бы разжечь искру, – это просвещение.

Что можно сделать для этого сейчас?

К счастью, в истории науки, в том числе в истории Computer Science, встречаются особые, удивительные, харизматические личности, имеющие кроме блестящих качеств разума также и гуманные, человеческие качества души, что так важно для общества и его просвещения. Существует достаточно обоснованное утверждение о том, что в научной среде уровень морали и нравственности значительно выше, чем в большинстве других слоёв общества. Нравственные совершенства пионеров Computer Science, которые в сложных исторических условиях самоотверженно боролись за то, чтобы достижения науки и техники способствовали общественному прогрессу, представляют особую ценность как пример для сегодняшних учащихся и их воспитателей, как средство просвещения.

* * *

Часть материалов этой книги заимствована из других публикаций, с разрешения их авторов и издателей. Я весьма признателен этим коллегам, благодаря которым книга, как я надеюсь, стала более интересной, расширила охват исторических событий, в ней прозвучали разные голоса.

Я. Фет