На главную / Свобода печати / Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

| Печать |



- 19 -

евнуху пророчества Исайи. А сколько наших священников были совращены изучением
толкований иезуитов и сорбонистов, и как быстро они могли бы совратить этим
народ, это мы знаем из нашего недавнего и печального опыта. Сказанного не
следует забывать, так как остроумный и ясно мыслящий Арминий23 был совращен
всего лишь чтением одного написанного в Дельфте анонимного рассуждения, взятого
им в руки сначала для опровержения.

Таким образом, принимая во внимание, что эти книги и весьма многие из тех,
которые всего более способны заразить жизнь и науку, нельзя запрещать без вреда
для знания и основательности диспутов; что подобные книги всего более и всего
скорее уловляют людей ученых, через которых всякая ересь и безнравственность
могут быстро проникнуть и в народ; что дурные обычаи можно узнать тысячью других
способов, с которыми нельзя бороться, и что дурные учения не могут
распространяться посредством книг без помощи учителей, имеющих возможность
делать это и помимо книг, а, следовательно, беспрепятственно, — я никак не в
состоянии понять, каким образом такое хитроумное установление, как цензура,
может быть исключено из числа пустых и бесплодных предприятий. Человек веселый
не удержится, чтобы не сравнить ее с подвигом того доблестного мужа, который
хотел поймать ворон, закрыв ворота своего парка.

Кроме того, существует другое затруднение: раз ученые люди первые почерпают из
книг и распространяют порок и заблуждения, то каким образом можно полагаться на
самих цензоров, если только не приписывать им, или если они сами не присваивают
себе качеств непогрешимости и несовратимости, сравнительно с другими людьми в
государстве? Вместе с тем, если верно, что мудрый человек, подобно хорошему
металлургу, может извлечь золото из самой нечистой книги, глупец же останется
глупцом с самой лучшей книгой, как и без нее, то нет никакого основания лишать
мудрого человека преимуществ его мудрости, стараясь отстранить от глупца то, что
все равно не прибавит ему глупости. Ибо если стараться со всею точностью удалять
от него всякое вредное чтение, то мы не будем в состоянии извлечь для него
добрых правил не только из суждений Аристотеля, но и

23 Голландский богослов Якоб Арминий (1560—1609), основоположник влиятельного в
свое время течения в протестантизме, известного под названием арми-нианства, был
сначала ортодоксальным кальвинистам, но потом разошелся с Кальвином в вопросе о
предопределении.

 


Страница 13 из 30 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^