Новый педагогический журнал №№ 1–4 |
| Печать | |
«Новый педагогический журнал» начал выходить в 1996 году в Санкт-Петербурге, под редакцией А.В.Гладкого и Е.В.Козловской. Главный редактор М.В.Рейзин. В течение 1996 и 1997 года этот журнал вышел четыре раза. Эти четыре выпуска давно уже стали библиографической редкостью. Публикуем их в нашей библиотеке. Ниже помещаем также «Обращение к читателю», предваряющее первый номер журнала. Оно является своеобразной декларацией издателей и даёт представление о целях, которые они ставят, и задачах, которые стремятся разрешить. Обращение к читателю Перед Вами первый номер Нового педагогического журнала. Он предназначен для всех, кто размышляет над проблемами образования, и в первую очередь для тех педагогов, которые стремятся работать не по готовым рецептам, а так, как велят им совесть и разум. Такие педагоги есть у нас всюду — в школах, в университетах, в детских садах. Мы хотим, чтобы они получше узнали друг о друге; хотим познакомить их с разными взглядами на проблемы образования, с наиболее интересными направлениями педагогической, философской и социологической мысли. Мы будем печатать их статьи, письма, рассказы о своей работе, своих успехах и неудачах, а также давать информацию об интересных школах, программах, учебных пособиях, конференциях и семинарах. Мы приступаем к выпуску журнала в сложное для российской педагогики время. Старые идеологические догмы разрушены, но по-прежнему сохранилась идеологическая атмосфера; образовавшиеся лакуны незамедлительно заполняются новыми идеологическими суррогатами, подчас весьма гротескного свойства. Не успев освободиться от прежней подчиненности антигуманным политическим целям, духовная жизнь захлестывается необузданной стихией рынка. Педагогика, переживающая этот процесс, сталкивается с рядом проблем невероятной сложности. Одна из них — это наступление массовой культуры, несущей прямую угрозу нормальному развитию ребенка и часто обезоруживающей педагогов, которые призваны защищать его. Другая — это глобальная технизация и в первую очередь компьютеризация, наносящая несомненный вред не только физическому здоровью учащихся, но и разрушающая живой контакт учителя с учеником. Самое же худшее — что утрачиваются естественные основания педагогики, подменяясь экспериментами, методиками, инновациями. Такой видим мы сегодняшнюю ситуацию в педагогике. Из такого видения исходим мы, приступая к выпуску нашего журнала, — из необходимости самим педагогам противостоять идеологической обработке и модным веяниям. Мы хотим, чтобы наш журнал был голосом здравого смысла. Целью образования мы считаем свободное развитие личности, приобщение к духовному наследию человечества, сохранение и развитие культуры; — мы хотим, чтобы образование служило идеалам гуманизма и демократии; — мы выступаем за безусловную самостоятельность учебных заведениий и педагогов, против государственного управления образованием; — мы считаем недопустимым подчинение образования каким бы то ни было политическим или идеологическим целям; — мы убеждены, что подлинное образование не подчиняется законам рынка и не имеет никаких точек соприкосновения с коммерцией; — мы стремимся вернуть личности педагога определяющую роль в обучении и воспитании, которую она сейчас утрачивает; — мы не верим во всесилие методических приемов и технических средств обучения; — мы полагаем, что поскольку образование сейчас переживает кризис не только в нашей стране, но и во всем мире, его возрождение в России не может быть достигнуто копированием современных западных образцов и должно опираться прежде всего на богатейшие российские и общеевропейские традиции (но, разумеется, не на простое подражание старым образцам). Такова наша позиция, и мы считаем необходимым четко сформулировать ее с самого начала. Но в то же время мы не намерены никому ее навязывать, мы не даем готовых ответов, но стремимся к ясной и честной постановке вопросов. Мы надеемся, что вокруг нашего журнала смогут объединиться самые разные независимые, самостоятельно мыслящие педагоги, что он даст им возможность свободно выражать свои взгляды. Мы хотим, чтобы были высказаны самые разные мнения, представлены разные взгляды. Мы не стремимся к большим тиражам и не рассчитываем на громкий успех, но надеемся на поддержку коллег-педагогов. Если это обращение Вас заинтересовало, прочтите следующий материал «Каким мы хотели бы видеть наш журнал». |