Новый педагогический журнал №№ 1–4

| Печать |

«Новый педагогический журнал» начал выходить в 1996 году в Санкт-Петербурге, под редакцией А.В.Гладкого и Е.В.Козловской. Главный редактор М.В.Рейзин. В течение 1996 и 1997 года этот журнал вышел четыре раза. Эти четыре выпуска давно уже стали библиографической редкостью. Публикуем их в нашей библиотеке. Ниже помещаем также «Обращение к читателю», предваряющее первый номер журнала. Оно является своеобразной декларацией издателей и даёт представление о целях, которые они ставят, и задачах, которые стремятся разрешить. 


Обращение к читателю

Перед Вами первый номер Нового педагогического журнала. Он предназначен для всех, кто размышляет над проблемами образова­ния, и в первую очередь для тех педагогов, которые стремятся рабо­тать не по готовым рецептам, а так, как велят им совесть и разум. Такие педагоги есть у нас всюду — в школах, в университетах, в детских садах. Мы хотим, чтобы они получше узнали друг о друге; хотим познакомить их с разными взглядами на проблемы образова­ния, с наиболее интересными направлениями педагогической, фило­софской и социологической мысли. Мы будем печатать их статьи, письма, рассказы о своей работе, своих успехах и неудачах, а также давать информацию об интересных школах, программах, учебных пособиях, конференциях и семинарах.

Мы приступаем к выпуску журнала в сложное для российской педагогики время. Старые идеологические догмы разрушены, но по-прежнему сохранилась идеологическая атмосфера; образовавшиеся лакуны незамедлительно заполняются новыми идеологическими сур­рогатами, подчас весьма гротескного свойства. Не успев освободить­ся от прежней подчиненности антигуманным политическим целям, духовная жизнь захлестывается необузданной стихией рынка. Педа­гогика, переживающая этот процесс, сталкивается с рядом проблем невероятной сложности. Одна из них — это наступление массовой культуры, несущей прямую угрозу нормальному развитию ребенка и часто обезоруживающей педагогов, которые призваны защищать его. Другая — это глобальная технизация и в первую очередь компьюте­ризация, наносящая несомненный вред не только физическому здо­ровью учащихся, но и разрушающая живой контакт учителя с учени­ком. Самое же худшее — что утрачиваются естественные основания педагогики, подменяясь экспериментами, методиками, инновациями.

Такой видим мы сегодняшнюю ситуацию в педагогике. Из такого видения исходим мы, приступая к выпуску нашего журнала, — из необходимости самим педагогам противостоять идеологической об­работке и модным веяниям. Мы хотим, чтобы наш журнал был голо­сом здравого смысла.

Целью образования мы считаем свободное развитие личности, приобщение к духовному наследию человечества, сохранение и раз­витие культуры;

—   мы хотим, чтобы образование служило идеалам гуманиз­ма и демократии;

—   мы выступаем за безусловную самостоятельность учебных заведениий и педагогов, против государственного управления образо­ванием;

—   мы считаем недопустимым подчинение образования каким бы то ни было политическим или идеологическим целям;

—   мы убеждены, что подлинное образование не подчиняется законам рынка и не имеет никаких точек соприкосновения с коммер­цией;

—   мы стремимся вернуть личности педагога определяющую роль в обучении и воспитании, которую она сейчас утрачивает;

—   мы не верим во всесилие методических приемов и техничес­ких средств обучения;

—   мы полагаем, что поскольку образование сейчас переживает кризис не только в нашей стране, но и во всем мире, его возрожде­ние в России не может быть достигнуто копированием современных западных образцов и должно опираться прежде всего на богатейшие российские и общеевропейские традиции (но, разумеется, не на про­стое подражание старым образцам).

Такова наша позиция, и мы считаем необходимым четко сформу­лировать ее с самого начала. Но в то же время мы не намерены никому ее навязывать, мы не даем готовых ответов, но стремимся к ясной и честной постановке вопросов. Мы надеемся, что вокруг на­шего журнала смогут объединиться самые разные независимые, само­стоятельно мыслящие педагоги, что он даст им возможность свобод­но выражать свои взгляды. Мы хотим, чтобы были высказаны самые разные мнения, представлены разные взгляды.

Мы не стремимся к большим тиражам и не рассчитываем на гром­кий успех, но надеемся на поддержку коллег-педагогов.

Если это обращение Вас заинтересовало, прочтите следующий материал «Каким мы хотели бы видеть наш журнал».