А. И. Фет. Статьи разных лет. Дополнительный том Собрания сочинений в 7 томах

| Печать |

Содержание

Латинская Америка и иллюзии американских радикалов

Права и обязанности в американских университетах

Апокалипсис профессора Блума

Четыре аргумента в пользу устранения телевидения

Такой физики нет

Об учебнике геометрии А. П. Киселева

Педагогические идеи А. Н. Уайтхеда

Капитализм и социализм

Культуры и культурный релятивизм

Эволюция и прогресс

Судьба демократии

Мудрость Запада и мудрость Востока

Двойная связка. Теория шизофрении по Грегори  Бейтсону

Вложения:
Скачать файл (fet_v8.pdf)Статьи разных лет[А. И. Фет. Собрание сочинений в 7 томах]2332 Kb


От редактора-составителя

Бóльшая часть статей А. И. Фета, написанных в разное время, уже вошла в 7-томное издание. Некоторые тома полностью состоят из статей, связанных единой тематикой (том 5 – «Письма из России»; том 6 – «Интеллигенция и мещанство»). Другие тома дополнены разделом «Статьи разных лет», где статьи связаны с основной публикацией сходством тематики. Том 2, «Пифагор и обезьяна», дополнили 10 статей: Наука и история, Мудрецы древности, Законы истории, Введение в естествознание, Введение в психологию, О вере, О религии, Конрад Лоренц и кибернетика, Учёный скот, Что такое образованный человек? В том 3, «Заблуждения капитализма», вошли 3 статьи: Социальные доктрины, Что такое социализм, Общество потребления.  Том 4, «Польская революция»,  дополнен ещё тремя статьями: Макиавелли и начало национализма, Психологические аспекты национальных проблем, Тайная вечеря Сталина.

Дополнительный том составляют статьи, не вошедшие в предыдущие тома. Все они написаны в десятилетие с 1991 по 2000 год. После горбачёвской «перестройки» и крушения Советского Союза «невыездной» А. И. впервые смог выехать за рубеж. В этот период он дважды побывал в США: с сентября по декабрь 1990 года работал в Университете штата Иллинойс в Чикаго, а в 1996 году совершил частную поездку. И хотя он говорил, что ничего нового в США не увидел, эти поездки определили некое новое направление в его творчестве.

Вскоре после первой поездки в США была написана статья «Латинская Америка и иллюзии американских радикалов». По словам самого автора, «этот обзор латиноамериканской проблемы возник из моих споров с американцами, главным образом из числа левых радикалов». В обзоре освещаются: история колонизации Америки; общественный строй в латинской Америке к середине 20 века; зависимость Латинской Америки от США; особенности революционного движения в Латинской Америке; тоталитарные режимы после революций; общие черты тоталитарных режимов; что происходит после «социалистических революций»; характерные особенности «закрытого общества»; почему в стране с тоталитарным режимом с вами не будут говорить откровенно. Но один из главных лейтмотивов статьи --- откуда и как «невыездной» автор добывает информацию.

Тогда же, в феврале 1992 года, на семинаре Московской Хельсинской группы А. И. прочитал доклад «Права и обязанности в американских университетах», который был опубликован, вместе с его обсуждением, в сборнике «Социальные проблемы и права человека», Москва, 1993.

«Американские университеты богаты, – говорит автор, – их здания, оборудование и библиотеки превосходят всё, что бывает у нас. Можно было бы подумать, что мы должны принять за образец американскую систему высшего образования и стремиться создать подобную систему у нас. Но в действительности дело обстоит не так просто. По моему мнению – и в этом со мною согласны все, кто имел возможность сравнить обе системы – средний американский университет по качеству доставляемого им образования не лучше среднего российского вуза… Это предприятия, производящие и продающие дипломы, и надо сказать, что из всех производимых в Америке товаров это самый низкокачественный товар».

Очевидно, что коммерческий подход к образованию и науке неизбежно ведёт к их деградации. Каждый студент может получить диплом за деньги, а самые способные к «выбиванию грантов» профессора далеко не всегда оказываются в той же мере способными в своей научной деятельности.

В этом докладе А. И. неоднократно упоминает книгу Алана Блума «Угасаниие американского духа» (Allan Bloom. The Closing of the American Mind. N.-Y.: Simon and Schuster, 1987), в связи с которой он писал:

«Не все отдают себе отчёт в том, что мы живём в эпоху катастрофического упадка культуры. Технические удобства жизни и приложения научных открытий прошлого скрывают от публики этот упадок.

Профессор Блум много лет преподавал в американских университетах и наблюдал изменение человеческого типа студентов. Его впечатления кажутся горестным свидетельством недавнего прошлого западной культуры о её настоящем. Вряд ли в литературе имеется более проницательное изображение обнищания человеческой личности. Можно ли думать, что в России мы ещё до этого не дошли?»

Проблемы образования и воспитания молодого поколения были источником постоянного беспокойства А. И. И когда в Петербурге начал выходить «Новый педагогический журнал», одним из редакторов которого был А. В. Гладкий, для первого же номера этого журнала А. И. написал реферат по книге Блума.

Вышло всего четыре номера журнала, и в каждом появлялась статья А. И.  –  в виде рефератов, полемики или разбора школьных учебников. Пятого номера уже не было, но статья для него была написана. Все пять статей Фета для «Нового педагогического журнала» мы включили в дополнительный том.

Следующие пять статей, вошедших в этот том, публикуются впервые, на основе авторских рукописей. Они появились как эскизы к книге «Инстинкт и социальное поведение». Но написание самой книги косвенно было связано с поездками в США.

Американцы, считавшие себя консерваторами, восхищались недавно вышедшей книгой Хайека «The Fatal Conceit. The Errors of Socialism». («Пагубная самонадеянность. Заблуждения социализма»). Её автора они считали глубоким экономистом и философом; и когда в 1991 году вышло очередное издание книги, они прислали её А. И.

Хайек удивил его слабостью аргументов и полным забвением биологической природы человека, о которой сам он размышлял уже более четверти века, и даже делал попытки изложить свои мысли в статьях.

Вступив в полемику с Хайеком, А. И. написал свыше 250 рукописных страниц, где дал блестящий критический разбор основных идей Хайека. Из текста видно, что в третьей части он намеревался противопоставить ему свои собственные идеи. Но в какой-то момент у него пропала охота полемизировать и, наскоро завершив вторую часть, он принялся излагать собственные идеи, но уже не в этой книге, а в монографии «Инстинкт и социальное поведение».

В самом конце лета 1996 года А. И. снова уехал в США, а в октябре сообщил, что вернулся к своей книге. «Пишу набросок главы об экономике “свободного рынка”». Это была статья «Капитализм и социализм» – первый из пяти эскизов к книге «Инстинкт и социальное поведение». Четыре других были написаны в 2000 году:  Культуры и культурный релятивизм, Эволюция и прогресс, Мудрость Запада и мудрость Востока, Судьба демократии. Скорее это даже не эскизы, а предварительное изложение мыслей для возможного последующего использования.

Завершает дополнительный том лекция, прочитанная А. И. в 2000 году студентам Факультета семейного консультирования Томского педагогического университета – «Двойная связка. Теория шизофрении по Грегори Бейтсону».

Из названия можно заключить, что это реферат работы Бейтсона. В действительности доклад совсем о другом. О широте научных интересов Бейтсона, способного понять открытия в далёких научных сферах – кибернетике, теории множеств, математической логике – и применить их в своём исследовании. О «парадоксе Рассела» и разрешении этого парадокса в Principia Mathematica. О необходимости парадоксального мышления в научном и художественном творчестве («О сколько нам открытий чудных\Готовят просвещенья дух\И опыт, сын ошибок трудных,\И гений, парадоксов друг...»). Парадоксальность поведения шизофреников, замеченная Бейтсоном, для А. И. лишь повод развернуть перед слушателями величественную картину научного познания на примере самых выдающихся учёных.

А. И. был убеждённым просветителем и использовал любую возможность общения со студенческой молодёжью – выступал с лекциями на самые разные темы, беседовал с ними, провоцируя споры и дискуссии. Он никогда не ориентировался на «среднего студента», но старался зажечь самых способных. В «эпоху катастрофического упадка культуры и обнищания человеческой личности» он считал первостепенной задачей воспитывать у молодёжи вкус к образованию и самостоятельному мышлению, увлекая её собственным примером. «Спасение культуры должно быть делом культурных людей, способных организовать общественное сознание».