На главную / Русская интеллигенция / А. И. Фет. Интеллигенция и мещанство. 6 т. Собрания сочинений в 7 томах

А. И. Фет. Интеллигенция и мещанство. 6 т. Собрания сочинений в 7 томах

| Печать |

American Research Press, Rehoboth, New Mexico, USA, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

1. Мещанство, его история и философия

2. Русские университеты и русская интеллигенция

3. Кто придумал интеллигенцию

4. Самосознание русской интеллигенции

5. Большевики и советская власть

6. Диссиденты

7. Солженицын и другие

8. Русомания

9. Литературные фашисты

10. Психология сторонников смертной казни

11. Цензура и возрождение русской интеллигенции

Вложения:
Скачать файл (fet_v6.pdf)6 т. Интеллигенция и мещанство[А. И. Фет. Собрание сочинений в 7 томах]1956 Kb


От редактора-составителя

Шестой том составлен на основе рукописей разных лет, посвящённых интеллигенции и её главному антагонисту — мещанству.

Открывает том статья “Мещанство, его история и идеология”, написанная около 1980 года. Автор использует в ней биологический подход, а с позиций биологии мещанство выполняет полезную функцию — оно охраняет традиционные ценности. Автор говорит о сильных и слабых сторонах традиционного общества, остававшегося столетиями без видимых изменений и состоявшего “из людей, жёстко кондиционированных с детства условиями установленной, никем не оспариваемой культурной системы”. Но главное содержание статьи составляет история возникновения и развития динамической культуры, в недрах которой постепенно сформировалась автономная личность, самостоятельно вырабатывающая свою систему ценностей и призванная совершенствовать себя и общество, в котором живёт.

Статья “Русские университеты и русская интеллигенция” как раз посвящена этой автономной личности — интеллигенту. Написана она была по просьбе И.А.Кижнер, но не сразу, а в три приёма. Около половины текста А.И. написал в 1997 году, в один присест, после чего несколько лет к нему не возвращался. В 2001 году, уступая настояниям Инны Александровны, он написал ещё примерно столько же, закончив словами “Русские университеты, русскую науку и научное образование придётся строить заново. Эту трагедию надо пережить спокойно. Нельзя гневаться на мелких жуликов: они не ведают, что творят”. В таком виде статья была набрана в 2001 году, после чего, написав небольшую связку, А. И. добавил к ней раздел Русская интеллигенция из 15 главы своей книги “Инстинкт и социальное поведение”, над которой в то время работал. В таком виде статья и представлена в нашем издании.

Обе эти статьи объёмные. Для удобства читателей на месте авторских разделителей мы в них поставили заголовки.

В 2003 году А. И. задумал третий выпуск своего журнала “Современные проблемы” посвятить русской интеллигенции. С этой целью он разыскал, отредактировал и предварил предисловиями статьи Н.В.Шелгунова, Н.К.Михайловского и П.Н.Ткачёва, в публицистике которых впервые появилось слово “интеллигенция” в специфически русском смысле этого слова. Кроме того, написал две статьи, связанные с этими именами — “Кто придумал интеллигенцию” и “Самосознание русской интеллигенции”. Издание не состоялось, но в том же году удалось учредить электронную библиотеку “Современные проблемы”, где с тех пор размещён весь этот выпуск. Обе статьи А.И.Фета, написанные для этого выпуска, мы включили в наше собрание.

О мотивах поведения интеллигента мещанин судит исходя из собственных ценностей, поэтому понять его неспособен. В статье “Большевики и советская власть” А. И. от первого лица объясняет тип людей, к которому принадлежали большевики, и он сам. Эта статья больше походит на предисловие к более развёрнутому тексту, но в ней очень отчётливо показано, кого автор считает большевиками и до какого времени была советская власть.

Развёрнутая статья “Диссиденты” написана в начале 80-х годов. В ней выявлены различные диссидентские течения того времени, по-разному относящиеся к существующему режиму: “марксисты”, “православные” и “правозащитники”. Но в целом эта работа посвящена “правозащитникам” (или “демократам”). Автор анализирует, “почему зашло в тупик “правозащитное движение”, чтó в его идеологии обрекло это движение на неудачу”.

Три следующих статьи — полемика с русскими националистами, предлагающими нам “в старом монархическом костюме «самодержавия, православия и народности», русский фашизм”.

Статья “Солженицын и другие” была написана в 1974 году. После романов “В круге первом” и “Раковый корпус” Солженицын был властителем дум интеллигенции. Восхищался им и Фет. Но роман “Август четырнадцатого”, вышедший летом 1971 года в Париже, оттолкнул А.И. откровенной тенденциозностью. Очень немногие тогда почувствовали эту тенденцию. Отчётливо помню, какое негодование вызвала его критика у меня самой. Солженицын — герой, святой, мученик! Как можно предполагать в нём тенденциозность? Именно поэтому А.И. вновь и вновь терпеливо объяснял, что “герой, святой, мученик” не обязательно бывает глубоким мыслителем.

То же относится и к И.Р.Шафаревичу, чьё эссе “Русофобия” было опубликованного в журнале “Наш современник” за 1989 год. Сразу вслед за этой публикацией А.И. написал свою статью “Русомания”. В ней он подробно разбирает стиль статьи Шафаревича и истоки его идей. Выясняет, чтó вызывает ненависть и любовь этого автора, и приходит к выводу, что выдающийся математик вне своей области — совсем беспомощный мыслитель и даже не интеллигент.

Статья “Литературные фашисты” написана во второй половине 80-х годов, в начале перестройки, и посвящена “почвенному направлению” в литературе того времени. Автор задаёт вопрос, почему разоблачительная тенденция в литературе запрещена одним писателям и разрешена другим? И отвечает на него. Этим другим “ничто не угрожает от начальства, за что бы они ни «боролись», потому что «борются» они с согласия очень высокого начальства, ведомые безошибочным лакейским духом”.

Завершают шестой том две статьи, связанные с тематикой семинаров Хельсинской группы. Доклад “Психология сторонников смертной казни” был прочитан в ноябре 1994 года, в Харькове, на конференции “Право на жизнь и смертная казнь”. В нём показано, как мещанство, с его охранительной установкой, берущей начало в христианской культуре, продолжает охранять то, во что уже давно не верит.

Доклад “Создание независимой печати для российской интеллигенции” был прочитан Фетом на семинаре Хельсинской группы “Свобода слова и средства массовой информации” в феврале 1994 года. В сборник материалов семинара этот доклад не вошёл, т. к. редактор подверг его цензурным изменениям, и А.И. отказался его публиковать в таком виде. Позже, для своего журнала “Современные проблемы” (№ 1, 1997), на основе этого доклада А. И. написал расширенную статью “Цензура и возрождение русской интеллигенции”. Эта статья завершает шестой том. В ней, в частности, сформулированы такие мысли:

“Русская интеллигенция — самое благородное и возвышенное явление мировой истории. Наши первые интеллигенты не уступают первым христианам в глубине и значении своей веры, но ближе нам как более развитый человеческий тип. Историческая задача интеллигенции только начата, и эта задача не ограничивается Россией.”

“Россия не может выжить, русская культура не может быть спасена без возрождения русской интеллигенции; а чтобы её возродить, нужна интеллигентская печать.”

Л. П. Петрова

 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^