На главную / Искусство / Л. П. Петрова. Фрески Джотто в капелле Скровеньи

Л. П. Петрова. Фрески Джотто в капелле Скровеньи



история Девы Марии и Иисуса Христа,

рассказанная Джотто языком живописи,

с параллельными текстами из евангелий и апокрифов.

Год 1300 римский папа Бонифаций VIII объявил юбилейным – 1300 лет от рождества Христова. Развернулось повсеместное строительство новых церквей и капелл. К этому событию было приурочено и строительство капеллы в Падуе. Заказчиком был купец Энрико Скровеньи. Отец его Реджинальдо Скровеньи был ростовщиком и нажил крупное состояние. Ростовщичество считалось в то время греховным занятием, поэтому сын боялся за душу своего покойного отца и торопился принести свои дары властям небесным.

Капелла эта называется также «Капелла дель арена», поскольку построена на месте древнеримского театра. Архитектор фра Джованни выстроил ее в форме параллелепипеда. Стены украсил фресками Джотто ди Бондоне (1266 – 1337). Одна из торцевых стен полностью занята фреской «Страшный суд» (I). Слева помещены праведники, справа – грешники. Внизу слева можно видеть композицию с макетом капеллы (II). Стоя на коленях в пурпурных одеждах (символ покаяния), Энрико Скровеньи предлагает этот макет Деве Марии, находящейся в окружении св. Иоанна Крестителя и св. Екатерины Александрийской. На своем плече макет держит Альтеградо де Катанеи, богослов, помогавший Джотто в выборе сюжетов.

Сюжет цикла из 37 фресок – житие Девы Марии и Иисуса – взят из «Золотой легенды» Якопо да Вораджине (1228 – 1298), доминиканского монаха, епископа Генуи. «Золотая легенда» в свою очередь основана как на канонических, так и на апокрифических евангелиях, которые хотя и не были узаконены, но имели широчайшее распространение. Протоевангелие Иакова «История Иакова о рождении Марии» написано от имени брата Иисуса - сына Иосифа от первого брака - и повествует о родителях Марии, ее детстве и юности. Двенадцать первых фресок Джотто полностью совпадают с этим протоевангелием, поэтому мы приводим их с текстами из «Истории Иакова о рождении Марии», в то время как остальные фрески – с текстами из канонических евангелий, с соответствующими ссылками.

Все фрески цикла одного размера (200x185). Три из них расположены над алтарем, остальные – на длинных боковых стенах в три ряда, что демонстрирует схема расположения фресок и внутренний вид капеллы.

Семь столетий горели в капелле свечи, семь столетий их копоть покрывала фрески. В 2000 году христианство праздновало свой юбилей – 2000 лет от рождества Христова. В связи с этим событием фрески Джотто были тщательно очищены и отреставрированы первоклассными специалистами. Теперь они сияют красотой и первозданной свежестью, уже восьмое столетие рассказывая языком живописи историю Девы Марии и Иисуса Христа.

В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: «Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение и умилостивление Господу».

Наступил великий день господнен, когда сыны Израиля приносили дары свои. И выступил против Иоакима Рувим, сказав: «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю». И огорчился Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, и выяснил, что всe праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака.

 

 


Страница 1 из 37 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 
наверх^