На главную / Образование и воспитание / А. В. Гладкий. Деградация образования

А. В. Гладкий. Деградация образования

| Печать |


СОДЕРЖАНИЕ

  1. А. В. Гладкий. Деградация образования
  2. Страница 2
  3. Страница 3
  4. Страница 4 (текущая позиция)

Попробуем теперь подвести итоги. Передача наводит на грустные и тревожные размышления, выходящие далеко за пределы вопроса о преподавании литературы. Культура переживает глубокий кризис, одно из проявлений которого – деградация образования. Между тем современная жизнь предъявляет  к образованию несравненно более высокие требования, чем прежде, даже в чисто практическом плане. В недавнем прошлом человеку на всю жизнь хватало знаний, вынесенных из института, чтобы быть высококвалифицированным специалистом, скажем, по холодной  обработке металлов; паровозному машинисту достаточно было начального образования, а труд крестьянина еще недавно не требовал даже умения читать и писать. Не то сейчас: быстрый научно-технический прогресс нередко заставляет человека несколько раз менять профессию – многие профессии живут теперь недолго,  - а тем, кто этого избежал, приходится всю жизнь учиться, чтобы оставаться «на уровне». Это касается не только инженеров, врачей, учителей и т. п.,  но и «простых людей»: рабочие профессии постоянно усложняются и требуют все больше знаний, очень много нужно знать современному фермеру, и даже дворнику далеко не достаточно уметь держать в руках метлу. А к постоянному обучению способен только тот, кто получил в детстве и юности широкое образование, основанное на вечных ценностях гуманитарной и естественнонаучной культуры. Без такого образования ум быстро закостеневает, и работник оказывается не в состоянии отвечать на изменяющиеся требования жизни. Именно поэтому среднее образование признано теперь необходимым  для всех, а не только для избранных, как было еще лет 60-70 назад. (Очень показательно, что это произошло одновременно по обе стороны железного занавеса.) Такой скачок не мог не привести к трудностям и явился, несомненно, одной из причин кризиса. Но пути назад нет, и нет другого выхода, кроме спасения и расширения тех островков настоящей культуры и настоящего образования, которые еще сохранились. На благополучном Западе деградация началась раньше и зашла значительно дальше; сейчас он живет за счет духовного «капитала», накопленного многими поколениями предков, и быстро его растрачивает; при нынешних темпах деградации его хватит ненадолго. У нас перспективы в этом отношении пока что намного лучше (почему – отдельная тема), и этим преимуществом необходимо воспользоваться. Только так мы сможем избавиться от нищеты и унизительной зависимости от капризов рынка нефти и газа. Главный капитал России – ее культурные традиции, поразительным образом сохраняющиеся до сих пор, несмотря на все потрясения и бедствия. Важнейшие из них – традиция основательного образования, фундаментального, а не утилитарного, и традиция самоотверженного служения, характерная для многих поколений русской интеллигенции. Только эти традиции могут позволить нам выжить в конкурентной борьбе и занять в мире место, достойное великого многонационального народа. Разрушать их и насаждать в образовании новейшие французские или американские моды – величайшая глупость. Необходимо прямо противоположное – бороться за возврат к ценностям, на которых  держится мировая культура. И это не безнадежно – люди, готовые защищать эти ценности, есть, о чем свидетельствует, между прочим, резкая реакция слушателей на Вашу передачу. Г. Сабурова такая реакция обидела, особенно слова о «теории сытой свиньи» из письма слушательницы по имени Марина. Но это же очевидная аллюзия к еще одному классическому литературному произведению, в данном случае, увы, вполне уместная. Начинается оно словами «Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала», а в конце дуб говорит свинье: «Когда бы вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут». Сейчас это старое произведение актуально, как никогда.

 

Вот на какие мысли навела меня Ваша передача. И за то, что она помогла мне их сформулировать, я Вам благодарен, и Вашим экспертам тоже.

Но как же бороться с деградацией? Разумеется, никакого универсального средства я предложить не могу, да и вряд ли оно возможно. Но три простых соображения представляются мне очевидными. Первое: мы, педагоги,  должны осознать наличие деградации и бороться прежде всего с ее влиянием на нас самих. Второе: мы должны при каждом удобном случае объяснять детям и их родителям, что вечные ценности неизмеримо важнее преходящих. Третье – пожалуй, самое важное: настоятельно необходимо осмысление причин деградации и широкое общественное обсуждение возникающих в связи с ней проблем.  Вот только некоторые проблемы, остро нуждающиеся в обсуждении. Почему современным родителям сплошь и рядом не до ребенка, почему они рады от него отделаться, усадив за компьютерные игры и телевизор? Почему многие из них готовы расшибиться в лепешку, чтобы купить ребенку мобильный телефон последней модели и свозить его на модный курорт, и воображают, будто это и есть забота о ребенке? Почему солидные педагогические издательства не стыдятся издавать всевозможные шпаргалки – готовые планы сочинений, готовые домашние задания по математике и т.п., вплоть до «всего школьного курса литературы» в одной книжке карманного формата? Почему для человека с высшим образованием стало считаться ненужным излишеством чтение книг, не имеющих прямого отношения к его специальности? Вслед за каждой из этих проблем обозначается много других, о которых нужно думать и спорить.  И вот здесь неоценимую помощь могли бы оказать журналисты, взяв на себя организацию обсуждения. Но для этого они должны преодолеть некоторые глубоко укоренившиеся привычки. С тех времен, когда каждая статья в областной газете была обязательной к исполнению директивой для всей области, а в центральной для всей страны, журналисты привыкли считать себя большим начальством, имеющим  право давать руководящие указания, и после исчезновения идеологической опеки эта привычка не только не пропала, но  еще больше укрепилась: стало можно давать указания по своему усмотрению, ни на кого не оглядываясь, никого и ничего не боясь!  И едва ли не с наибольшим бесстрашием даются указания по вопросам образования и воспитания, так как здесь нелепость некомпетентных указаний не так сильно бросается в глаза, как, например, в вопросах медицины. Другая не менее давняя привычка – «раскручивать» всевозможных чудотворцев и чудодейственные средства. И третья – поднимать шум вокруг парадных мероприятий (вроде конкурсов «учитель года»), поддерживая иллюзию, будто они важнее тихой повседневной работы. По меньшей мере эти три привычки нужно преодолеть журналистам, которые захотят помочь делу образования и воспитания молодого поколения.

Животрепещущих вопросов так много, что в одном письме трудно даже их перечислить. Пора заканчивать. Это письмо я намерен поместить на сайте www.modernproblems.org.ru, одним из учредителей которого я являюсь. Если у Вас или Ваших коллег появится желание на него заглянуть, вы найдете там еще некоторые материалы по вопросам образования.

С уважением

А. Гладкий

?? .09.2006

 


Страница 4 из 4 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^