На главную / История и социология / Организованное упрощение культуры

Организованное упрощение культуры

| Печать |


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Организованное упрощение культуры
  2. Анализ (текущая позиция)
  3. Прогноз


II. Анализ

Да, с первых дней своих революция почувствовала потребность в созвучных ей благах духовного быта. Прежние производители и потребители этих благ ушли, эмигрировали – осталось пустое место, которое было немедленно заполнено.

Первым пришел к Октябрю Маяковский – смело и радостно. Изгой, напоенный духом ненависти и разрушения, мрачный таран, взламывающий темницы буржуазного искусства – о, как высоко поднял он голову, насколько своим осознал он Октябрь. И понятным оказался союз левого искусства с левой революцией: за Маяковским пришла горсточка таких же, как он, отринутых, пьяных пафосом мести и разрушения. «Пушкина – к стенке, по музеям пулями тенькать», − восклицал Маяковский в Приказе по искусству. Татлин * В. Е. Татлин (1885-1953), художник-дизайнер, график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Считается основателем конструктивизма. Организатор выставок футуристического искусства. Создал проект модернистского памятника III Интернационалу. Умер в Москве – всеми забытым, в одиночестве. в Питере сооружал из битых стекол башню Третьего Интернационала, дисхроматическими гаммами мыслил революцию отщепенец Артур Лурье * А. С. Лурье (1891-1966), композитор-авангардист. В 1918 г. написал музыку к поэме Маяковского «Наш марш». После революции заведовал МУЗО Наркомпроса. В 1922 г. эмигрировал. Жил в Нью-Йорке, перешел в католичество. Сочинил оперу «Арап Петра Великого», до сих пор не поставленную. , грезил трагический неудачник Мейерхольд * В. Э. Мейерхольд (1874-1941), актер, режиссер. В 1922 г. получил театр и после первой же постановки, названной Крупской «сумасшедшим домом», лишился его. В 1923 г. получил новый театр, ведущей актрисой которого сделал жену, Зинаиду Райх. Первые спектакли («Мистерия-Буфф» и др.), были встречены как образцы пропагандистского советского театра. Затем был поставлен «Мандат» Эрдмана, встреченный властью в штыки. Следующий спектакль по пьесе Эрдмана «Самоубийца» запретили к постановке, а премьера пьесы Маяковского «Баня» (1930) вызвала скандал в прессе. С того времени Мейерхольда критиковали все газеты и журналы страны. В 1939 г. он был приглашен на Всесоюзную конференцию режиссеров, где выступил с резкой критикой преследования русского театра. Через 2 дня Мейерхольд исчез, а еще через несколько недель Райх была зверски убита в квартире. Только в 90 г.г . стало известно, что Мейерхольда арестовали и после долгих пыток расстреляли. о Городе-театре.

Больше года длился этот медовый месяц – левизна в политике, экономике предполагает левизну в искусстве. Ведь никто, кроме деятелей левого искусства, горсточки отринутых, к революции не пришел. Их нельзя было не взять, каждый союзник был дорог. Нехотя взяли, ибо сознавали те, кому полагалось, что взяли «не то». На поверку оказалось, что очень не то. На опыте вышло, что из левого искусства ничего не вышло. Да, понравилась «Мистерия-Буфф». Но широкий революционный зритель в этом не нуждался – он находил и «Буфф», и «Мистерию» на фронтах гражданской войны. Левизна в экономике, левизна в политике – это само собой, но позвольте нам роскошь не иметь левизны в искусстве. Вот и не нужно удивляться, что распылилось левое искусство, встреченное кисло-сладко государством и равнодушно (либо враждебно) потребителем.

Опыт с левым искусством, комфутуризмом, не удался, это была ошибка. Но в противовес ей развивалась другая неудача. Речь о Пролеткульте * Пролеткульт – культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-1932). Отрицание культурного наследия, огульное неприятие инакомыслящих литераторов, сепаратизм Пролеткульта – нанесли русской литературе серьезный ущерб. , о пролетарском искусстве, которое было как-то незаметно подменено пролетарской поэзией. Отнюдь не намерен я отрицать наличность больших талантов среди двух-трех десятков пролетарских поэтов. Но нельзя автобиографию и лирику положить краеугольным камнем новой культуры. А поэзия пролетарская уперлась, как всякая поэзия, в автобиографию, где выпяченное «я» сменилось квази-коллективным «мы». Бальмонты * К. Д. Бальмонт (1867-1942), русский поэт-символист. В его стихах доминировали культ «Я», противопоставление «железному веку» и т. д. Бальмонт эмигрировал в 1920 г. , Гиппиусы * З. И. Гиппиус (1869-1945), русская писательница и поэтесса, идеолог символизма. В стихах преобладают мотивы душевного разлада, отъединения от мира. В 1920 г. вместе с мужем, Д. С. Мережковским эмигрировала в Европу. говорили – наше гордое «я». Кирилловы * В. Т. Кириллов (1890-1943), поэт, начинал в Тамбовском Пролеткульте. Автор лозунга Пролеткульта: «Во имя нашего завтра – сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы». Репрессирован в 1937 г. , Родовы * С. А. Родов (1893-1968), поэт, автор поэтических сборников «Наши души» (1922), «Стальной строй» (1923) и др. Один из редакторов журнала «На посту» и теоретиков «напостовства», выступал за гегемонию пролетариата в литературе. В 1923-1924 г. г. ответ. секретарь МАППа, в 1924-1926 – РАППа (Московская и Российская ассоциации пролетарских писателей – прообразы Массолита в булгаковском «Мастере и Маргарите»), В послевоенные годы Родов переквалифицировался в литературного критика. говорят – наше гордое «мы».

Таковы две попытки создать культуру, вернее, искусство, созвучное революции. Обе исходили от государства, и от обоих государство отказалось с приходом нэпа. Но, каприз истории: при нэпе левое искусство, почти разложившееся в 1920 г. – неожиданно воскресло в формах производственного искусства, конструктивизма, биомеханики. И опять со знаменем, на котором написано: «Левый фронт искусств – это единственное искусство, могущее быть базисом революционной культуры».

Специальные рассуждения на эту тему в дальнейшем будут иметь место. Но и без них ясно, что «левый фронт» в искусстве, вообще говоря, имманентная нелепость. Ибо нет правого фронта. Совсем нет – ни фронтов, ни теоретического осмысливания искусства. Согласен: деятели «левого фронта» − пасынки нэпа. Согласен: их попытки взнуздать идеологический хаос героичны. Согласен: они, отверженные и буржуазной культурой, и революционным государством, и воинствующим нэпом – великолепны в своем трагизме одиночек. Но, увы – этого мало, чтобы на них строить прогноз культуры Новой России.

 


Страница 2 из 3 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


Защитный код
Обновить

наверх^