На главную / Философия и психология / Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Часть 1

Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Часть 1

| Печать |


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Часть 1
  2. Предисловие научного редактора
  3. Предисловие переводчика
  4. Предисловие к первому изданию
  5. Предисловие автора
  6. Введение
  7. Глава I
    1. 1. Можно ли судить о людях по их виду?
    2. Откуда происходит человеческая энергия?
  8. {1] Зачем нужен мозг?
    1. Почему человек поступает и чувствует себя так, а не иначе?
    2. Как чувства изменяют опыт
    3. Чем люди отличаются друг от друга
  9. Глава II
    1. Что такое человек?
    2. Что человеку надо?
    3. Каковы самые мощные стремления?
  10. {1] Проблема человека
    1. Как люди выражают свои стремления?
    2. Как люди обращаются со своим окружением?
    3. Как человек растет и меняется?
    4. Почему человек должен управлять собой? (текущая позиция)
    5. Как человек принимает решение?
    6. Для кого все это делается?
  11. Глава III
    1. Чем взрослый отличается от ребенка?
    2. О чем думает новорожденный?
    3. Эмоциональное развитие сосущего младенца
    4. Как ребенок учится себя вести
    5. Маленький мальчик и маленькая девочка
    6. Обращение с людьми
    7. Когда начинается половая деятельность?
  12. 1} Как ребенок реагирует на поведение родителей?
  13. Глава IV
    1. Что такое подсознание?
    2. Из чего состоит подсознание?
    3. Почему люди видят сны?
    4. Истолкование сновидений
    5. Что такое сон?

8. Почему человек должен управлять собой?

Вначале ребенок еще не знает, что прямое выражение либидо и мортидо не окупается; он просто играет, не пытаясь управлять собой. Если здоровый младенец хочет сломать какой-нибудь предмет, он его ломает. Если ему хочется обхватить кого-нибудь руками, он обнимает мать или няню. Когда ребенок вырастает, он узнает, что подобное поведение может принести в конечном счете больше боли, чем удовольствия, что немедленное снятие какого-нибудь напряжения может привести к накоплению большего напряжения. В таких случаях надо решить, какое поведение приведет к наибольшему снятию напряжения на длительное время, и судить об этом должно Эго, если оно на это способно.

Если ребенок сломает музыкальную пилу, на которой играет отец, его за это выпорют или выбранят. Это причиняет страдание и приводит к психическому напряжению. Когда у него в следующий раз возникнет деструктивное настроение, он, возможно, призадумается: «Если я разобью эту вазу пятнадцатого века династии Мин, уменьшится ли от этого напряжение сильнее, чем возрастет потом, когда меня выпорют?» Если у отца твердая и непреклонная рука, то ответ будет «нет». Вследствие этого ваза останется целой на своем пьедестале — за кадкой с каучуковым деревом.

В более зрелом возрасте той же личности придется, возможно, ответить на вопрос: «Если я отобью девушку у инструктора дзюдо, уменьшится ли от этого напряжение сильнее, чем возрастет потом, когда инструктор швырнет меня наземь?» И ответ будет снова «нет», так что девушка инструктора дзюдо останется на своем пьедестале — возле той же кадки с каучуковым деревом.

Наказание вызывает возрастание напряжения, причем различными путями. Мы рассмотрим здесь лишь возрастание напряжения либидо, когда теряется возможность любви, и возрастание напряжения мортидо, когда теряется возможность мести. Выпоротый ребенок на какое-то время теряет возможность ласкаться к своему отцу; в то же время он лишен возможности выместить свою обиду, подвергнув отца подобному же обращению. Тот же результат получается, когда дело ограничивается бранью.

В некоторых случаях наказание приносит дрожь наслаждения и облегчение. Если порка вызывает не только либидо, но и мортидо, она принимает сексуальный характер. Многие взрослые точно так же, как дети, получают своеобразное удовольствие от наказания. Вот почему некоторые люди все время попадают в беду. Побои и обиды не отталкивают их от различных опасных ситуаций, а, напротив, привлекают к ним.

Большая часть людей предпочитает, однако, избегать того, что обычно именуется «наказанием», и находит способы обращения с инстинктами своего Ид, позволяющие отложить их удовлетворение, если оно может привести к страданию. Они рассчитывают получить в конце концов полное или частичное удовлетворение, не оплатив его слезами.

В нашей стране взрослые редко наказываются физической болью, и люди управляют собой, чтобы избежать психических страданий, связанных с другими видами наказаний. Например, большинство людей воздерживается от преступлений, потому что преступление вызвало бы у них тяжелые фрустрации либидо - потерю самоуважения, уважения друзей, родственников и возлюбленных. Кроме того, тюремное заключение означает отрыв от обычной общественной жизни и возрастание напряжений Ид, проявляющихся, например, в особых видах половой деятельности и во взрывах насилия. Большинство людей находит неприятными напряжения мортидо, возникающие от ненависти к самому себе.

До сих пор мы не упомянули о совести, которой обычно и приписывается хорошее поведение большинства людей. В действительности мы уже намекали на существование совести, когда пользовались выражениями «потеря любви», «потеря возможности любви», или когда говорили о ненависти к себе и потере самоуважения. В следующем параграфе мы увидим, как все это связано с совестью, и из чего она развивается. Люди не рождаются хорошими или плохими, а учатся своим способам поведения в очень раннем возрасте от окружающих людей. Когда ребенок становится плохим, родители нередко задают себе вопрос: «В чем тут наша вина? Каким примером были мы для наших детей?»

 


Страница 22 из 39 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^