На главную / Наука и техника / Р. Г. Хлебопрос, В. А. Охонин, А. И. Фет. Катастрофы в природе и обществе. Часть 2

Р. Г. Хлебопрос, В. А. Охонин, А. И. Фет. Катастрофы в природе и обществе. Часть 2

| Печать |



Заключение

Мы хотели бы привести в заключении нашей книги простейшую модель человеческой активности. При всей ее примитивности, она позволяет выделить два крайних типа человеческого поведения: зависимый, или служебный, и автономный, или творческий. Конечно, в чистом виде они не встречаются и представляют идеализацию реального поведения человека, в котором служебные и творческие мотивы образуют сложную смесь с различным отношением составляющих. Имея в виду реальности нашего времени, мы принимаем в этой книге упрощенную концепцию человека: это человек Адама Смита, «честно соблюдающий правила игры», но преследующий только собственную выгоду, причем эта выгода всегда допускает денежное выражение. Таким образом, это человек, управляемый единственным числовым параметром, или, если угодно, «одномерный человек». Мир, населенный такими людьми, был бы невыносимо скучен и, как можно предвидеть, постепенно приходил бы в упадок. Он не продержался бы долго, потому что у индивида, соблюдающего «правила игры», должны быть и другие мотивы, кроме личной выгоды – как это хорошо понимал еще Адам Смит, автор трактата по философии нравственности. Если у человека нет других мотивов, то он перестанет соблюдать эти правила, пытаясь их обойти, что можно уже наблюдать в наше время.

Все мы хотели бы жить в лучшем мире. В этой книге мы мало занимались тем, как сделать этот мир более справедливым или – что не менее важно – более интересным. Экология, по крайней мере, старается сделать его более чистым, и здесь можно ожидать некоторого общего согласия: есть мало людей, предпочитающих жить в грязи.

Для качественной оценки человеческого поведения предположим, что средний годовой доход индивида равен q рублей, а приращение дохода, с целью стимулировать его деятельность, составляет Δq рублей. Тогда безразмерное число

x = Δq/q

можно принять за меру стимуляции; если индивид «одномерен», это единственная стимуляция, способная заставить его проявить большую активность. Отрицательные значения х также стимулируют активность индивида: угроза денежных потерь заставляет его больше работать. Будем откладывать величину х по оси абсцисс.

Приращение активности, происходящее от стимула х, обозначим через у. Величина у может измеряться в различных единицах, например, в единицах произведенной индивидом продукции или в часах рабочего времени. Имеется в виду, что индивид – как и полагается одномерному человеку – занимается только одним видом деятельности, и что эта деятельность допускает количественную оценку. Будем откладывать величину у по оси ординат. Тогда для служебного типа человека, как можно ожидать, получится следующий график (сопровождаемый некоторым истолкованием).

Согласно этому графику, если х = 0, то есть если нет никакой добавочной стимуляции по сравнению с обычными мотивами работы, то активность не меняется. При положительной стимуляции активность повышается до некоторого предельного значения ymax, соответствующего физиологическим возможностям индивида Y. При отрицательной стимуляции активность также возрастает до того же предела, хотя, может быть, и по другому закону. При этом не предполагается, конечно, что одномерный человек может что-нибудь улучшить или изобрести, поскольку для этого необходимы стимулы, зависящие не только от денег.

Рис. 1

Гораздо труднее описать стимуляцию независимого человека, способного к творчеству. Творчество проявляется «спонтанно», то есть без видимых причин; но в среднем, для людей определенной профессии или определенного наследственного дарования, можно пытаться выделить переменные, от которых зависит их активность. Такими переменными могут быть природные условия, семейное положение, любознательность, одобрение или осуждение коллег и окружающей публики, моральные или религиозные мотивы, наконец, предполагаемое благо человечества и суждение потомства. Отдавая себе отчет в трудности или невозможности числовой оценки таких стимулов, можно попытаться описать положение такого человека с помощью многомерного пространства с координатами u, v, w,..., задающими все его мотивы; одним из них может быть и денежный стимул х, до некоторой степени способный доставить человеку простейшие блага, какие можно купить.

Рис.2

Конечно, поведение «многомерного» человека вряд ли можно описать каким-нибудь наглядным способом; но если закрепить все стимулы u, v, w,..., вовсе не оцениваемые в денежной мере или только отчасти переводимые в денежное выражение, как, например, честолюбие или статус в общественной иерархии, то оставшуюся зависимость от денежного параметра х можно изобразить графиком, форма которого, конечно, зависит от закрепленных значений других параметров. Крайний случай представляет героическая личность, активность которой невозможно купить никакой наградой и нельзя подавить никаким наказанием: таков был Джордано Бруно, сожженный в 1600 году в Риме, на площади Цветов. Конечно, человек, отказавшийся отречься даже под угрозой костра, не сделал бы этого ради денег. Такой случай изображен на рисунке 2, где активность у не зависит от х (хотя и может зависеть от других переменных).

Творческий тип человека представляют многие писатели, художники, ученые и бесчисленные простые люди, не измеряющие в деньгах то, что им нужно для жизни. Лев Толстой не хотел получать деньги за рассказы, написанные для народа. А. С. Попов, создатель радио, опубликовал свое открытие, предоставив его в общее пользование (тогда как другой человек, Г. Маркони, пытался получить на то же изобретение патенты, и даже разбогател). Альберт Эйнштейн советовал молодым ученым наниматься смотрителями маяков, чтобы иметь достаточно времени для размышлений. Наконец, известны случаи, когда бескорыстное служение моральному идеалу – своему народу или всему человечеству – охватывало большие группы людей. Самым ярким примером этого является русская интеллигенция.

Каждую культуру можно оценить тем, насколько она ценит этот высший, творческий тип человека.


 


Страница 6 из 7 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Комментарии 

# Игорь   13.08.2012 01:33
Очень познавательно !
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^