Р. Г. Хлебопрос. Экономика, экология и общество |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ
История знает немало случаев, когда развитая цивилизация обрушивалась из-за локального (но зачастую весьма обширного по территории) экологического кризиса. При этом почти всегда можно распознать главное «изобретение» соответствующего этноса, определявшее материальную основу (а в какой-то мере и духовное содержание) его цивилизации. Часто удается также выяснить главное противоречие между хозяйством и природой, обрекшее эту цивилизацию на гибель. Для европейской цивилизации главным изобретением оказался капитализм «свободного рынка», который включил в хозяйство, а затем и в культуру, научно-технический прогресс. История человечества за последнюю половину тысячелетия — это история взлета, расцвета и, наконец, повсеместного господства этой особенной цивилизации. Невиданное прежде расширение масштабов и разнообразия производств, в сочетании с соответствующим ему ростом потребления, обрушило на земную биосферу такое количество загрязнений, что в конце XX века опасность их неблагоприятных последствий стала вполне реальной. До недавнего времени влияние деятельности человека на окружающую его природу считалось пренебрежимо малым. Хотя в действительности целью страны были уже заметно преобразованы сельскохозяйственной деятельностью людей, эта деятельность могла быть постоянной во времени, периодически повторявшейся, и между человеком и окружающей его средой могло сохраняться долговременное равновесие. Иначе обстоит дело с современной технической цивилизацией, применяющей энергию, сравнимую с энергией естественных процессов, и перемещающей массы, сравнимые с естественными перемещениями масс на Земле. Психология современного человека долго не осознавала качественного изменения отношения человека к природе. Люди считали природу «бесконечной» по отношению к себе, а в Западном культурном круге даже враждебной силой, представляя себе свою деятельность как «борьбу с природой». Считалось, что природа способна собственными силами излечить все раны, нанесенные ей человеком, во всяком случае, восстановить свое первоначальное состояние, если ее «оставить в покое». В сознании современного человека, перед лицом, по-видимому, неустранимых экологических бедствий, этот иррациональный оптимизм исчез, а ощущение антагонизма человека и природы приняло новую форму, по существу, пораженческую: создалась легенда, будто хозяйственная деятельность человека неизбежно приводит к деградации окружающей его среды, что экономические и экологические объекты антагонистичны по самой своей сущности и что разумные меры по охране среды могут лишь на время умерить агрессивность экономических объектов. Люди уверовали, что долговременное процветание экологических объектов возможно лишь при полном запрете хозяйственной деятельности, и эта «вера» вошла в идеологию так называемых зеленых. Экологическая обеспокоенность по-новому осветила многие катастрофические явления прошлого. Мы знаем десятки примеров превращения в пустыни прежней степи и лесостепи вследствие неумеренного выпаса скота кочевниками, осолонения огромных территорий поливного земледелия, заболачивания пашенных угодий, истощения лесных и даже степных почв при интенсивном земледелии, расширения сети оврагов. В XIX и особенно в двадцатом столетии к этому прибавились сотни и тысячи больших и малых экологических катастроф, обусловленных воздействием на среду человеческого обитания промышленных или транспортных объектов. Возникший впервые в истории глобальный биосферный кризис усиливает представление о неизбежном антагонизме человеческой хозяйственной деятельности и природы. Попробуем описать эту легенду графически. Будем откладывать по оси абсцисс время, а по оси ординат сразу две величины — размеры экономической системы q1 и качество природной среды q2 (предполагая, что мы умеем измерять то и другое!) — и нарисуем кривые изменений этих показателей во времени (рис.1). Рис. 1. Временная динамика развития экономической системы и изменения качества природной среды. Истолкование изображенных на рис.1 кривых состоит в следующем. Представим себе, что на хорошую, например, лесостепную территорию пришли люди и стали ее хозяйственно осваивать. Вначале их экономика слаба (q1 мало), а окружающая среда слабо затронута воздействием человека (q2, велико). Со временем число людей возрастает, и еще быстрее растет их экономический потенциал. Показатель качества природной среды достаточно долго практически не реагирует на рост экономики, так что кривая q2 остается почти горизонтальной. Но на определенной стадии этого процесса, при расширении хозяйственной деятельности населения, качество лесостепной территории начинает падать — сначала медленно, а затем все быстрее. Этот сценарий часто повторяется, и легенда об антагонизме человека и природы «подкрепляется» опытом, что приводит к пессимизму и пораженческим настроениям. Представление о непреодолимом антагонизме между человеком и природой не является результатом разумного мышления: обе его формы, и оптимистическое настроение «борьбы с природой», и пессимистическое настроение поражения в этой борьбе, представляют пережитки магического мышления первобытного человека, дошедшего до нас в виде всевозможных религиозных культов и суеверий. Вопрос о том, возможно ли мирное сосуществование человека с природой, — выражаясь биологическим языком, их «симбиоз» — надо рассмотреть рационально, опираясь на исторические факты и научные исследования. Начнем с уроков истории. Прежде всего, в течение длительных промежутков времени люди вели свое хозяйство, соблюдая равновесие с окружающей средой. Такова была деятельность традиционного крестьянина во всех частях мира. Крестьянин возвращал природе все, что у нее брал, соблюдая умеренность в ведении хозяйства, и жил, правда, не в первоначальной природной среде, но в искусственной среде, созданной человеком в согласии с природой. Величайший биолог нашего времени Конрад Лоренц противопоставлял мудрость традиционного крестьянина хищническим методам хозяйства нашего времени. Но сельское хозяйство Средних веков было статично. При нынешнем населении Земли мы не можем вернуться к средневековым методам хозяйства. Возникает вопрос: возможно ли развитие экономики при сохранении природы? Знает ли история примеры, когда рост населения и его хозяйственная деятельность — энергичная, направленная разумом деятельность — не ухудшали, а улучшали бы качество среды обитания человека?
Страница 1 из 2 Все страницы < Предыдущая Следующая > |