На главную / Образование и воспитание / А. П. Яковлев. Две статьи о половом воспитании

А. П. Яковлев. Две статьи о половом воспитании

| Печать |


СОДЕРЖАНИЕ

  1. А. П. Яковлев. Две статьи о половом воспитании
  2. Страница 2
  3. Страница 3 (текущая позиция)

С тех пор, как Лоренц это написал, был достигнут большой прогресс в уподоблении человека домашнему скоту, и яснее стали видны проистекающие отсюда опасности. Конечно, многие вредные последствия раннего начала половой жизни были известны медикам и психологам уже давно; о них много писали не только в специальных, но и в популярных изданиях. Среди них - многочисленные возникающие позже расстройства сексуальной сферы. Кроме того, хорошо известно, что люди, рано начавшие половую жизнь и привыкшие менять "партнеров", чаще других не выдерживают бремени обязанностей, налагаемых семейной жизнью. Эти и другие давно известные опасности очень серьезны и не стали менее серьезными оттого, что вспоминать о них сейчас не модно. Но теперь хорошо видна новая, поистине глобальная опасность, угрожающая уже самому существованию человечества. Эта опасность - исчезновение культуры.

Человек по своей природе - культурное существо. Культура есть специфическая принадлежность человека, присущая только ему и выделяющая его, наряду со словесным языком и понятийным мышлением, из животного мира. У животных практически все важные для сохранения вида формы поведения программируются инстинктами; у человека весьма значительная часть жизненно важных способов поведения программируется культурой и передается посредством традиции, в том числе все наиболее сложные и тонко дифференцированные способы. Поэтому вне культуры человек не может существовать. Культура находится в процессе непрерывной эволюции, предписываемые ею нормы поведения все время изменяются; были в истории и такие случаи, когда некоторая культура погибала и сменялась другой. Но то, что происходит сейчас - разрушение норм, присущих любой культуре, - не имеет аналогов в истории. Быстрее всего разрушаются нормы полового поведения, но они неизбежно потянут за собой все остальные, и в первую очередь нормы социального поведения, подтачиваемые и с других сторон современным образом жизни.

Там, где разрушение норм полового поведения зашло дальше, чем у нас, духовный мир людей - в первую очередь молодых - на глазах становится все более примитивным, плоским и убогим. Великие произведения мировой литературы непонятны этим людям, как инопланетянам. Об этом с беспощадной ясностью рассказал А. Блум, проработавший много лет в самых престижных университетах США, в своей книге "Закрытие американского духа", реферат которой помещен в первом номере этого журнала.3 В США не дошло еще до ощутимого разрушения норм социального поведения (хотя и в этой области есть признаки эрозии), то причина этого, несомненно, в существующей там старой традиции уважения к законам и установлениям гражданского общества, которая пока еще сильна. У нас такой традиции нет, и можно ожидать, что копирование новейших американских образцов половой морали приведет к быстрому распаду всех оставшихся норм морали общественной. А это будет означать полное разрушение общества, которое вряд ли когда-либо удастся восстановить: для этого не будет уже человеческого материала. (К. Лоренц в упоминавшейся выше книге предупреждает в этой связи об опасности генетического вырождения.)

Но вернемся к школьным программам, призванным закрепить и узаконить уничтожение традиционной половой морали. Почему их не отменяют там, где они уже провалились, да еще и стараются распространить на новые страны? Можно указать две причины. Одна из них - инерция общественного мнения. Общественное мнение подобно тяжелому ядру: его трудно сдвинуть с места, но если уж оно покатилось в каком-то направлении, то остановить его не легче. В течение многих поколений прогрессивные мыслители, писатели, педагоги, врачи, юристы, общественные деятели и просто честные и совестливые люди боролись против освященных многовековой традицией порядков, душивших каждое проявление свободного чувства, против представления о земной любви как о чем-то мерзком и постыдном. И постепенно общественное мнение стало меняться, все больше и больше склоняясь на сторону свободы любви. Свобода давно уже достигнута, мало того - доведена до абсурда, доведена до того, что сама любовь, во имя которой велась борьба, отменена и заменена "сексом", - а общественное мнение катится дальше в том же направлении. Когда-нибудь ему придется все-таки повернуть обратно, но тогда может оказаться слишком поздно.

Другая причина прозаичнее. Вокруг "полового просвещения" кормится много народу: и сами "просветители", и чиновники, и производители противозачаточных средств. Они кровно заинтересованы в том, чтобы "просвещение" не прекращалось, и им очень выгодно распространение его на новые страны: это не только дает некоторым из них возможность больше заработать, но и поднимает их общий престиж.

Разумеется, и у нас нетрудно было найти охотников на этом подкормиться, особенно среди чиновников. Кормушка планируется грандиозная; в докладе И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой приведены впечатляющие цифры ассигнований из федерального бюджета. Механизм "внедрения" всем нам хорошо знаком: сначала проводится организованный бюрократическим способом "эксперимент", блестящие результаты которого известны заранее, затем издаются учебники (может быть, они уже написаны), срочно организуются занятия для учителей и приказом министра по всей стране вводится новый учебный предмет.

Но наше общественное мнение, судя по всему, еще не готово не только одобрить введение такого предмета, но и принять его с тем видимым безразличием, с которым оно принимает очень многое. Слишком уж глубоко задевает он те интимные стороны жизни, куда даже тоталитарная власть не осмеливалась вторгаться. И это позволяет надеяться, что на сей раз чиновникам не удастся претворить проект в жизнь. Хотя само собой это не получится: необходимо широкое общественное движение. Здесь как раз тот случай, когда могут и должны объединиться все: верующие и неверующие, голосовавшие за Ельцина, голосовавшие за Зюганова и вообще не голосовавшие.

Но самой главной проблемы это, конечно, не решает. Предотвратить немедленное провозглашение половой распущенности нормой не значит еще остановить ее рост. Кто сможет это сделать, кто сможет удержать подростков от ранних половых связей? И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова видят только одну такую фигуру - священника. Они считают, что школа должна "внушать, что детям не следует вступать в ранние половые связи", "прежде всего с помощью священнослужителей". Никто не будет спорить, что священнослужители могут и должны в этом отношении много сделать. Но при чем тут школа? Пусть священники вооружаются против разврата в проповедях, пусть беседуют с детьми в храмах о необходимости блюсти нравственную чистоту - и им скажут спасибо все порядочные люди, не только верующие, но и неверующие. Но если священник придет со своей проповедью в школу, где учатся и дети неверующих родителей, то даже если он не допустит прямых выпадов против "злокозненных атеистов", он невольно будет внушать, что неверующим туда и дорога - в объятия блуда. (А кто же сможет поручиться, что он таких выпадов не допустит, если их допускают И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова? Они заявляют, например, что истинная цель отвратительной "программы сексуального образования" состоит не более и не менее как во внедрении в общественное сознание "принципов так называемого "атеистического гуманизма"".) И посеет он в детских душах не семена христианской любви, а семена взаимной вражды, в то время как его слова против порока вполне могут оказаться слабыми и не произвести никакого действия. (Если такие мероприятия станут массовыми, то так, конечно, и будет в огромном большинстве случаев, как всегда при массовом тиражировании.)

Без сомнения, найдутся люди, которые захотят воспользоваться угрозой введения в школе "сексуального просвещения" для достижения своей политической цели: ввести в государственной школе обязательное преподавание религии (что противоречит статье 28 Конституции РФ, гарантирующей свободу совести, и пункту 4 статьи 2 закона РФ "Об образовании", согласно которому одним из принципов государственной политики в области образования является светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях). Это и определенные церковные круги, и многие миряне, в бытность студентами гордившиеся пятерками по научному атеизму и чудесным образом уверовавшие в тот самый миг, когда быть верующим стало выгодно. (Среди них есть люди, облеченные властью; как сообщает газета "Русская мысль", один из них, известный генерал Руцкой, ныне курский губернатор, уже распорядился, не считаясь с законами государства, ввести с 1 сентября 1997 года "обязательное преподавание Закона Божиего" во всех школах своей области.) Такая мера, если им удастся ее провести, будет не чем иным, как началом преследования неверующих, не менее отвратительного, чем преследование верующих в советское время. (Уже и сейчас лексика и интонации многих обличителей атеизма как две капли воды похожи на тон и лексику "воинствующих безбожников" 30-х годов.) А это, в свою очередь, послужит прологом к преследованию иноверцев и жестокой религиозной вражде, которая может в конце концов уготовить России участь Боснии.4

Но неужели кроме священнослужителей нет никого, кто мог бы бороться за нравственность и здоровье наших детей? Конечно же, есть! И это прежде всего мы сами. Поразительно, что в том же докладе И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой главные действующие лица воспитания - мать и отец - в контексте борьбы за нравственность практически не упоминаются. А между тем кто, как не мать, должен предупредить девочку обо всех опасностях? Кто, кроме отца и матери, может категорически сказать "нет", когда это необходимо, кто лучше них сможет, когда нужно, воздействовать лаской и убеждением? И кому, кроме родителей, под силу остановить поток грязи, льющийся на детей с телеэкранов? А родителям и это было бы под силу, если бы они осознали опасность и объединились. Если же родители будут равнодушны, то ничего не добьются ни учителя, ни проповедники.

И еще есть одна очень важная фигура, ни единым словом не упомянутая ни в докладе, ни в материалах газеты "Тверская, 13": это врач. Какое-то половое воспитание - само собой, не имеющее ничего общего с тем, что сейчас нам предлагают под этим именем, - видимо, все же нужно, и осуществлять его должен врач (как и считалось еще не так давно повсеместно). В нужный момент он должен рассказать мальчикам и девочкам (разумеется, отдельно и по-разному) об изменениях в организме при половом созревании и предупредить, держась категорического тона и не вдаваясь в излишние подробности, о бедах и опасностях, связанных с ранним началом половой жизни.

А кроме того, нужно разъяснять и взрослым, и подросткам категорическую необходимость нравственных норм для выживания человечества как биологического вида. Думать, что нравственность возможна только на религиозной основе - глубокое заблуждение. Не только священникам, но и биологам есть что сказать о нравственности. Взгляд современной биологии на человека не имеет ничего общего с вульгарным материализмом XIX столетия. Что человеческое тело подчиняется таким же физиологическим законам, как и тело животного, - этого не отрицают и священники. (См. хотя бы напечатанную в газете "Тверская, 13" статью о. Артемия Владимирова. Он даже хватил через край, уподобив "незадачливую романтическую девушку" породистой суке, "которую не уберегли хозяева для законной случки.") Но биологи знают и то, что человеческий дух - явление единственное и высшее. К. Лоренц в книге "Оборотная сторона зеркала"5 говорит о двух великих скачках в творении; он называет их фульгурациями, от латинского fulguratio - вспышка молнии. Первая фульгурация - возникновение живого из неживого, вторая - возникновение человеческого духа. Неотъемлемым атрибутом человеческого духа является ответственная мораль, и недаром все религии приняли сходные в главном нравственные заповеди. Но и неверующие умеют эти заповеди уважать и умеют обосновывать. И все честные и порядочные люди, верующие и неверующие, должны уважать убеждения друг друга и вместе бороться против превращения человека в подобие домашнего скота. Иначе человечество не выживет.

 


3 См.: А. И. Фет, Апокалипсис профессора Блума. - Новый педагогический журнал, N 1. (Прим. ред.)

4 Это было написано в 1997 г. А сейчас, в 2003 г., обязательное преподавание религии - пока в несколько завуалированном виде, под именем "Основ православной культуры" - вводится уже во всей стране. . .

5 См. однотомник, указанный в предыдущей сноске.

 


Страница 3 из 3 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^