Леонид Боярский. Субъективные заметки о времени и о себе |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ
Примечание 2018 года:
Кафедру закрыли, отдел упразднили. Большинство «фундаторов» на пенсии или ещё дальше, ценное оборудование уничтожено, химики-реваншисты торжествуют. Читатель, наверное, ждёт от меня «исповеди» о киноклубе. Ну, хорошо… Официальное объединение лиц, исповедующих принцип: «Из всех кино для нас важнейшим является искусство», произошло в 1965 году на базе существовавшего при ДК «Академия» киносовета. Придётся, однако, хотя бы чуть-чуть углубиться в историю. Более или менее массовое заселение Академгородка происходило в начале 60-х годов. Львиную долю «поселенцев» составляли вчерашние или позавчерашние выпускники вузов Москвы, Ленинграда, Харькова, Казани, Одессы. Все мы в одночасье оказались оторванными от бурной столичной культурной жизни. Естественно, начали возникать клубы «по интересам». Один из них назывался ККК (Кино-Кофейный Клуб). Кино там никакого не было, зато подавали кофе. В уже существовавшем Доме культуры показывали фильмы. Новосибирскую кинопрокатную контору традиционно возглавляли люди, существенно лучше, чем в кино, разбиравшиеся в плодоовощной продукции. Этим и определялся репертуар. А в Москве-то «цвела и пахла» оттепель! Так что прокатное дело нужно было брать в свои руки, тем более что выбор в конторе был вполне пристойный! Тут-то и возник при нашем ДК киносовет. А кофейная часть ККК достаточно быстро превратилась в дискуссионный клуб «Под интегралом». В 1965 году по линии Бюро пропаганды киноискусства у нас гостил светлой памяти Иммануил Лазаревич Сосновский. Он-то нам и посоветовал организоваться в киноклуб и зарегистрироваться в «Советском экране». А чтобы мы получили возможность смотреть картины, которых быть в местной конторе не могло, тот же Сосновский помог нам договориться с Владимиром Юрьевичем Дмитриевым — одним из руководителей Госфильмофонда. Таким вот образом мы стали получать дважды в месяц ленты из этой благословенной организации. Ну а название — «Киноклуб «Сигма»» — мы придумали, в какой-то мере, в противовес упомянутому выше клубу «Под интегралом» (интеграл — сумма бесконечно малых величин, а сигма — тоже сумма, но ого-го, каждый член клуба это голова!). У истоков клуба стояла группа заинтересованных лиц. Организующую роль играл квартет, состоявший из Виктора Хандроса (наш первый президент), Леонии Мундециемс (позднее она окончила ВГИК по классу С. Герасимова, работает в Германии как режиссер), Натальи Притвиц и автора этих строк. В связи с этими событиями уместно вспомнить о нетривиальном человеке — тогдашнем директоре Дома культуры Владимире Ивановиче Немировском. В середине 60-х годов директором Дома культуры, а чуть позже и Дома учёных был назначен инженер-конструктор Института ядерной физики Владимир Иванович Немировский. Имел ли он отношение к культуре? Безусловно, поскольку занимался живописью, интересовался и всеми иными искусствами. Самое важное — Владимиру Ивановичу абсолютно был чужд синдром Людовика XIV («Государство — это я!»), столь характерный для большинства малых, средних и больших начальников. С первых дней его «воцарения» он прилагал усилия к тому, чтобы рядом были инициативные люди, заинтересованные в развитии культурной жизни Академгородка. Речь шла не только о постоянных («штатных») работниках, но и о так называемых общественниках. Именно это качество позволило новому директору собрать и возглавить отличную команду. За примерами далеко ходить не нужно. В качестве помощника по кино он принял на работу журналистку из Риги, которая приехала к нам, спасаясь от какого-то преследования на своей родине. Это была уже упомянутая Леония Мундециемс, статью которой о фильме Бергмана «Земляничная поляна» перепечатал «Навигатор» из старого номера газеты «За науку в Сибири». Уже в Доме учёных Немировский инициировал создание картинной галереи. Его помощник М.Я. Макаренко сумел организовать у нас выставки А. Шурица, Н.Грицюка, П. Филонова, М. Шемякина, Р. Фалька. Выставки чрезвычайно интересные, однако, с точки зрения ортодоксально настроенных администраторов, по меньше мере, спорные (если не вредные). Сразу следует напомнить, что ответственность за всё, происходящее в ДК и ДУ лежала на директоре, т.е. на том же Владимире Ивановиче. А желающих «ущучить» непокорного руководителя было предостаточно. Апофеозом послужил небезызвестный фестиваль авторской песни, который был организован клубом «Под интегралом», но проходил-то он в Большом зале Дома учёных! История этого фестиваля, связанная с участием Александра Галича, хорошо известна. Однако вскоре в Доме учёных эпоха Владимира Ивановича Немировского была закончена. Он уехал из Академгородка, жил в Москве, где и скончался в 1993 году. Однако первый директор сумел дать очень мощный импульс всему предприятию. Он помог становлению действенного совета ДУ, привлёк к работе достойных штатных сотрудников (назову, к примеру, Нину Васильевну Соболеву). Этот импульс помог всем нам пережить трудные времена семидесятых годов при совсем других директорах Дома. В. Немировский энергично поддержал наши клубные инициативы, выступал в трудную минуту защитником. А ведь непростыми были взаимоотношения с властями. Выручало (и неоднократно!) то, что секретарь райкома Рудольф Яновский был постоянным членом клуба. Дело в том, что на просмотры могли ходить только члены клуба, количество которых было ограничено, да и приём в клуб был конкурсным. Это приводило к тому, что отдельные лица, не вхожие в наше сообщество, писали в инстанции «телеги». Мол, мы по ночам смотрим всякую порнографию или (даже!) антисоветчину. Рудольф Григорьевич выбрасывал всё это в корзину. Уже в более поздние годы у нас возникла довольно смешная коллизия с дирекцией Дома учёных. К сожалению, это был уже далеко не первый директор Дома. Директор, отставной полковник, запретил нам просмотр фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» (дескать, картина была запрещена!) Мы обратились в райком партии, однако зав. отделом пропаганды также не взяла на себя ответственность, отправив меня к секретарю по идеологии. В телефонном разговоре партайгеноссе произнес следующую сакраментальную фразу: «Я думаю, что Эйзенштейн — советский режиссёр, следовательно, показывать можно». Что и требовалось доказать. За долгие годы мы знали взлеты и падения, практиковали самые разнообразные формы работы. Неполный перечень таков: формирование репертуарной политики ДК «Академия», организация творческих встреч с режиссерами, киноведами, актёрами, премьеры новых фильмов, дискуссии, информационные показы наиболее интересных произведений зарубежного киноискусства. Я не погрешу против истины, если скажу, что в Новосибирске оттепель закончилась не в 1964 году, как в Москве, а лишь в 1969! В силу этого обстоятельства многие деятели культуры тянулись к нам, что существенно скрашивало нашу жизнь. Незабываемы встречи с Сергеем Герасимовым, Роланом Быковым, Геннадием Полокой, Виктором Деминым, Наумом Клейманом, Ириной Рубановой, Леонидом Козловым. В те годы к нам впервые приехал Кшиштоф Занусси. Ну а конец этого благословенного времени пришёл после неаккуратной акции клуба «Под интегралом». Они организовали Всесоюзный слёт «бардов и менестрелей» с гала-концертами. Гостям зачем-то внушили, что у нас всё можно. Несколько песен спел Александр Галич, и началось! Именно в нашем городе на этого человека была проведена первая атака. Клуб же «Под интегралом» был закрыт. Что касается «Сигмы», то нам просто перекрыли кислород — мы лишились доступа к коллекциям Госфильмофонда. Нужно было искать другие формы работы. И о дискуссиях уже не могла идти речь — люди как воды в рот набрали. Клуб (как и многие другие киноклубы) съёжился, как дивизия в мирное время. Оживление во Всесоюзном масштабе произошло на фоне Пущинских семинаров и перспектив создания Федерации киноклубов. Короче говоря, сказалось благотворное влияние горбачёвской перестройки. Естественно, что наш клуб входит в Федерацию с момента её возрождения, принимает более или менее регулярное участие в работе Международного Московского кинофестиваля. Так уж получилось, что нынче мы — самый «старый» клуб Сибири, а во всероссийском масштабе по стажу занимаем место где-то в первой пятёрке. Клуб никогда не был коммерческой организацией, все наши скромные доходы, связанные с продажей билетов, шли исключительно на организацию тех или иных клубных акций. Именно в силу этих причин в нынешней ситуации большинство из перечисленных форм деятельности исчезло. Мы уже давно (с 1969 года) работаем в структуре Дома учёных, к Дому культуры отношения не имеем. Хотя, к слову, нынешний директор Дома культуры — Мария Григорьевна Бакакина в 60-е годы была очень активным членом «Сигмы». Что касается существа нашей деятельности, то только в нашем клубе и его филиалах в Новосибирском госуниверситете и в зале «Синема» в центре Новосибирска можно познакомиться (или вновь встретиться со старыми знакомыми) с картинами, составляющими славу 10-й музы, а также с новинками авторского кино, наиболее интересными произведениями. Можно долго перечислять фильмы, творческие встречи, беседы и дискуссии, имевшие место за прошедшие почти 40 лет. Можно сетовать на то, что, по-видимому, необратимо ушли в прошлое жаркие споры по поводу той или иной картины. Впрочем, что греха таить, дискуссии-то касались не столько вопросов киноэстетики, сколько социально-политических проблем, в той или иной степени связанных с демонстрируемым материалом. Для серьёзной дискуссии нужна была серьёзная киноведческая подготовка, а мы-то всего лишь дилетанты! В заключение мне хочется поблагодарить судьбу за то, что мне довелось видеть, слушать, разговаривать со многими замечательными людьми, учиться у них жизни, науке… Я не стану утомлять читателя длинным перечнем учёных, деятелей культуры. Они все остаются в моей памяти. Страница 2 из 5 Все страницы < Предыдущая Следующая > |