На главную / Наука и техника / Г. И. Берштейн. Артериосклероз мозга в художественном изображении Л.Н.Толстого

Г. И. Берштейн. Артериосклероз мозга в художественном изображении Л.Н.Толстого

| Печать |


Динамика описанных выше состояний старика Ростова представлена менее подробно и четко, чем у старика Болконского, однако мы и здесь имеем достаточно определяющих признаков для постановки диагноза.

Уже в 1810 г. старик Ростов, чувствуя свою беспомощность, просит сына, ссылаясь на старость, заняться делами, которые были в крайне запутанном состоянии.

Поведение Ростова во время охоты (в том же году), его забывчивость, неспособность к быстрому переключению указывают на снижение психики по органическому типу. Возраст, постепенное развитие болезни, ухудшение под влиянием психогенных факторов, смена различных состояний, сохранность личности, говорят в пользу артериосклероза мозга.

Наряду с этим следует отметить и депрессию, на которую имеется ряд указаний. Депрессия развилась после событий 1812 г., когда старик Ростов «как-будто ожидал и просил новых ударов, которые бы его покончили». И здесь мы снова встречаемся со значением психогенных факторов для течения болезни. Особенно резко депрессия проявилась незадолго до смерти, когда старик Ростов «стал жаловаться на тоску». После чего он заболел и слег в постель. «С первых дней болезни, – пишет Толстой, – несмотря на утешения докторов он понял, что ему не вставать». Всякий раз, когда графиня «давала ему лекарство, он всхлипывая молча целовал ей руку. В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение имения – главную вину, которую он за собой чувствовал [там же].

Появление депрессии у старика Ростова, который любил повеселиться и вместе с тем был легок на слезы вполне понятно с психиатрической точки зрения, так как психика у циклотимиков обычно протекает в рамках расстройства аффекта циркулярного типа.

Если сравнить старика Болконского со стариком Ростовым, то совершенно очевидно становится, насколько отличаются они друг от друга и насколько по-разному ведут они себя, несмотря на почти одинаковые условия жизни.

Болконский «с утра до вечера занят» самой разносторонней плодотворной деятельностью; активность Ростова проявляется, главным образом, в устройстве званых обедов и игре в бостон. Болконский постоянно занимается хозяйством, новыми постройками, разведением садов – Ростов все дела по имению передал управляющему.

Болконский увлекается интересными беседами, «в курсе всех политических и военных дел Европы», часто спорит на политические темы; Ростова больше всего удовлетворяет положение слушающего, «когда ему удается стравить двух говорящих собеседников».

Болконский в ответ на просьбу сына разрешить ему жениться на Наташе Ростовой, не соглашаясь на это, употребляет всю свою «дипломатию», чтобы расстроить этот брак; Ростов, застав Наташу в тяжелом состоянии (после её увлечения Анатолием и неудачной попытки бежать), любя «свое веселое спокойствие», «избегал расспросов и все старался уверить себя, что ничего не случилось [т.2 ч.5 гл.18].

Так же различно их поведение и в последние годы их жизни.

Болконский – строгий, резкий, требовательный, раздражительный – становится к концу жизни озлобленным, недоверчивым, гневливым, невыносимым для окружающих, но остается по-прежнему энергичным, продолжающим свою прежнюю деятельность человеком; у Ростова – мягкого, приветливого, но пассивного, эмоционально неустойчивого, избегающего всяких трудностей, на первый план выступают растерянность, беспомощность, бестолковость, бездеятельность.

Различное поведение Болконского и Ростова в последние месяцы их жизни особенно ясно иллюстрируется следующими описаниями. У Болконского в день именин 6/ХII 1811 г. «вся Москва была у подъезда его дома», но он велел звать к столу только очень немногих «небольшое общество было похоже на собравшийся торжественный совет судилища». За обедом граф Ростопчин рассказывал о последних новостях: «князь Николай Андреевич слушал, как верховный судья слушает доклад, который делают ему, только изредка молчанием или коротким словцом заявляя, что он принимает к сведению то, что ему докладывают [т.2 ч.5 гл.3].

Старик Ростов, слушая речи выступавших в Дворянском собрании по поводу объявления войны 1812 года «был доволен речью Пьера, так как был доволен речью моряка, сенатора и вообще той речью, которую он последнюю слышал, и в знак согласия кивал головой, много голосов кричало и говорило, так что Илья Андреевич не успевал кивать всем [т.3 ч.1 гл.22].

В 1812 году, при наступлении армии Наполеона Болконский, узнав о взятии французами Смоленска, становится особенно деятельным, отдает распоряжения отправить семью, собрать ополченцев, вооружить их, решает остаться в имении и защищать.

Ростов во время эвакуации из Москвы совершенно теряется и не только не руководит людьми, но мешает им, отдавая какие-то противоречивые приказания.

Таким образом, мы видим, как в зависимости от особенностей личности, её активности, от пройденного жизненного пути, накопленных навыков и знаний, различно выражены артериосклеротические изменения психики. Вместе с тем у Болконского и Ростова имеются и общие признаки снижения личности: забывчивость, медлительность, трудность переключения, на что мы указывали в начале нашей работы.

Оценивая представленную Толстым динамику состояний стариков Болконского и Ростова с психиатрической точки зрения нужно отметить, что все описания, касающиеся последних лет жизни, представляют собой художественно оформленную историю болезни, которая дает возможность не только поставить диагноз артериосклеротических изменений психики, но и установить определение корреляции между поведением Болконского и Ростова до начала заболевания и характером этих изменений.

В чем же причина того, что Толстой, не стремясь очевидно иллюстрировать определенную главу психиатрии, на самом деле полностью осуществил это, и каковы те особенности творчества, которые позволили Толстому сделать это?

В первую очередь необходимо указать на реализм – в творчестве Толстого наиболее правдиво изображена окружающая действительность; во всех своих произведениях он неуклонно стремится к изображению правды жизни.

Одной из особенностей реализма Толстого, имеющей для нас большое значение, является то, что этот реализм по преимуществу психологический, что в центре внимания Толстого стоит человеческая психика.

«Внимание графа Толстого, – пишет Чернышевский, – более всего обращено на то, как одни мысли и чувства развиваются на других, ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается дальше и дальше». Толстого интересует, по указанию Чернышевского «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души».

Сознавая всю сложность, часто противоречивость и изменчивость человеческой психики, Толстой описывает её всегда в динамике. «Одно из обычных заблуждений, – пишет Толстой в своем дневнике, – состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп – стал умен, был зол – стал добр и наоборот. В этом величие человека». И далее «человек есть всё, все возможности, есть текучее вещество». Эту запись в дневник Толстой сделал 3/V 1899 г.

Описывая характер человека, Толстой не просто перечисляет его качества, а дает образцы поведения его в различных жизненных ситуациях, сопровождая эти описания тонким психопатологическим анализом. Личность для Толстого не существует вне окружающей среды, она впаяна в эту среду. Более того, Толстой часто подчеркивает влияние внешних факторов, особенно психогенных, на развитие болезни.

И, наконец, последней особенностью творчества Толстого, объясняющей правдивость его психотопатологических описаний, является то, что он описывает живых людей, с жизнью которых он был хорошо знаком. Так, описанный старик Болконский – дед Толстого по матери; старик Ростов – дед по отцу; княжна Марья – его мать.

В заключение нам хотелось бы указать на то, что Толстой не только дает нам художественное описание психотопатологических состояний, но и указывает пути изучения этих состояний.

Особенности творчества Толстого – психологический реализм, описание личности в динамике, в тесной связи с окружающей средой, характеристика личности по образцам её поведения, совершенно совпадают с теми принципами, которыми должен руководствоваться психиатр при исследовании личности больного и потому изучение произведений Толстого представляет для психиатров особый интерес.

 


Страница 3 из 3 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^