На главную / Искусство / Ж. П. Креспель. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863–1883

Ж. П. Креспель. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863–1883



Предисловие

Можно подумать, что об импрессионизме и его основателях нам известно всё. Но когда речь заходит об образе жизни художников, их поведении в различных обстоятельствах, а также о том, какими они были с точки зрения интеллекта и нравственности, выясняется, что наши знания на удивление отрывочны. Существуют сотни исследований, посвященных истории импрессионизма, еще больше монографий об отдельных художниках, но очень редко встречаются работы, описывающие среду и жизнь импрессионистов в будничных ее проявлениях. Чтобы получить целостную картину, приходится прибегнуть к сопоставлениям. В итоге мы с удивлением обнаруживаем некие доселе скрытые факторы, отчего художники предстают перед нами в совершенно неожиданном свете; с этого момента мы можем с большим пониманием судить о некоторых аспектах этого течения.

Течения на удивление недолговечного — срок его жизни ограничен всего лишь двумя десятками лет, охватившими период от открытия «Салона отверженных» в 1863-м до смерти Мане в 1883 году. И если отзвуки импрессионизма и после этой даты распространялись подобно кругам по воде, то революция в искусстве, порожденная творчеством Мане, Моне, Ренуара, Писсарро, Дега, Сезанна, Сислея и Берты Моризо, угасла задолго до того, как большинство из них ушли из жизни.

Достаточно и одного примера, чтобы проиллюстрировать это утверждение: Клод Моне умер в 1926-м, успев увидеть появление течений, совершенно противоположных его концепции атмосферного реализма и даже выставляющих ее на посмешище. Таковыми были, к примеру, набиды, фовисты, кубисты, абстракционисты, экспрессионисты, дадаисты, сюрреалисты…

Эта книга — не исследование по истории импрессионизма или собрание биографий художников, она написана с целью воссоздать среду, в которой жили и творили те, кто, начиная с «Салона отверженных», противопоставил себя приходившему в упадок, но пользовавшемуся покровительством официальных кругов академизму.

Прежде всего следует отметить, что творчество многих художников-импрессионистов в немалой степени определялось их социальным происхождением; среди них были богачи и бедняки, чем и были обусловлены существенные различия не только в эстетических воззрениях (так, аристократ Дега, в отличие от других импрессионистов, яростно выступал против живописи на пленэре), но даже в технических приемах. В то время как Дега и Мане, будучи людьми состоятельными, могли платить профессиональным натурщицам, Моне и Ренуар просили позировать кого-то из своих друзей и даже соглашались писать портреты богатых любителей живописи, чего, вероятнее всего, не стали бы делать, если бы их не вынуждала к тому крайняя нищета.

Разница в материальном положении сказывалась не только на образе жизни живописцев, их художественных и литературных пристрастиях, но и на политических взглядах. Тем не менее иногда они были единодушны в своих оценках и поведении. Так, все импрессионисты, кроме Писсарро, проникшегося социалистическими идеалами, признавали буржуазную мораль того времени, то есть эпохи Второй империи и начала Третьей республики. Когда дело касалось любовных приключений, появления на свет незаконнорожденных детей, денег, признания заслуг или получения наград, их поступки чаще всего были продиктованы буржуазными предрассудками. И это зачастую приводило к вполне водевильным ситуациям.

Если исключить, по различным причинам, из общей группы Писсарро и Сезанна, все остальные, и богачи и бедняки, любили свет и светскую жизнь. Одни принадлежали к светскому обществу по праву рождения, другие полагали, что этот изысканный круг приличествует таким художественно утонченным натурам, как они; кто-то надеялся встретить там состоятельных любителей живописи, готовых обеспечить талантливому художнику сносное существование, или политических покровителей, таких как Клемансо * Жорж Клемансо (1841–1929) — в 1880–1890-е годы лидер радикалов, неоднократно входил в состав первых правительств Третьей республики в качестве министра. Премьер-министр Франции (в 1906–1909 и 1917–1920 годах), председатель Парижской мирной конференции 1919–1920 годов. О его дружеских отношениях с Клодом Моне Ж. П. Креспель повествует в десятой главе. , Гамбетта * Леон Гамбетта (1838–1882) — лидер республиканцев, во время Франко-прусской войны — член «правительства национальной обороны» (сентябрь 1870-го — февраль 1871 года), затем премьер-министр и министр иностранных дел Франции в 1881–1882 годах. , Антонен Пруст, — тех, в чьей власти было помочь приобрести место под солнцем, а главное — добиться признания.

Вовсе не желая умалить гениальности описываемых художников, приходится признать тот факт, что многие из них отличались мотовством, кое-кто не всегда был честен с коллекционерами и продавцами, а некоторые и вовсе оказались людьми непутевыми. На творчество и образ жизни многих из них немало повлияло знакомство с такими поэтами, как Бодлер, Малларме, Шарль Кро, Захария Астрюк, и писателями Золя, Эдмоном де Гонкуром, Мирбо, Гюисмансом и Дюранти, которые неоднократно приходили им на помощь. Ко всему этому можно добавить, что они любили музыку и были восторженными поклонниками Вагнера, который для многих стал символом современности.

История жизни импрессионистов окружена всевозможными легендами, которые отчасти искажают правду. Сегодня, когда стоимость их полотен исчисляется огромными суммами, особенно велик соблазн из любви к сенсациям чрезмерно драматизировать материальные трудности, выпавшие на долю большинства художников в ту пору, когда они только утверждали право на существование нового искусства. По правде говоря, довольно часто эти лишения были следствием их собственной расточительности и беспечности. В той же мере преувеличена и враждебность, проявлявшаяся по отношению к импрессионистам официально признанными художниками, так называемыми «дорогими мэтрами», которые контролировали деятельность Института и жюри Салона * Речь идет о ежегодных академических выставках, так называемых Салонах. Салон — Салон французских художников — наиболее представительная официальная выставка во Франции, на которой демонстрировалось творчество ныне живущих мастеров. В борьбе с искусством Салонов во Франции сформировались новые, оппозиционные официально признанным направлениям движения. . Враждебность Жерома, Кабанеля, Бугро и других, безусловно, повредила карьере многих импрессионистов и сыграла свою роль в том, что период материальных затруднений оказался длительным. Однако не следует забывать и о том, что, несмотря на грубые отказы и провалы, почти все импрессионисты в конце концов были приняты в Салон, а некоторые поддерживали дружественные отношения с Каролюс-Дюраном, Жерве, Бонна, Бернаром, Пюви де Шаванном, Поставом Моро — хозяевами Салона и Академии художеств. Более того, часто случалось так, что академические авторитеты на деле доказывали свою верность друзьям, в трудную минуту приходя им на помощь.

Завершающим моментом эпохи импрессионизма, по-видимому, следует считать смерть Мане. Такое совпадение выглядит довольно странно, особенно если вспомнить о том, что Мане всегда держался в стороне от импрессионистов и даже отказывался участвовать в выставках, если таковые были ими организованы.

Его смерть в 1883 году пришлась как раз на первые зачатки признания художников-импрессионистов. Освободившись от материальных тягот, они наконец-то вкусили плоды славы и успеха и начали жить в свое удовольствие. Все они, за исключением Дега, покинули Париж. Они зачастую отступали от прежних идеалов, некогда объединивших их, и двигались по пути, весьма далекому от первоначальных импрессионистских идей. И хотя творческое развитие каждого из членов группы не прекращалось, движения в том виде, в котором оно сформировалось в 1863 году, более не существовало.

Цель данного сочинения — показать обыденную жизнь импрессионистов, развеять легенды, окружающие входивших в это объединение знаменитостей. Возможно, эта книга поможет по-новому оценить одно из уникальных явлений французского искусства, вызывающих восхищение и поныне.

Хроника основных событий

В связи с тем, что в данной работе рассматриваются различные аспекты повседневной жизни импрессионистов в период с 1863 по 1883 год, случается, что события, ранее уже описанные, упоминаются повторно. К тому же оказалось невозможным соблюсти строгий хронологический принцип при их изложении, так как, повторяем, данное сочинение ни в коей мере не является ни историей импрессионизма как течения, ни историей жизни его представителей. Часто возвращение к прошлому или проекция в будущее были продиктованы логикой повествования. Чтобы избежать путаницы и помочь читателю расположить события в реальном историческом контексте, в книге дается краткая хроника, в которой четко просматривается их ход. За эту путеводную нить и следует держаться? * Следующая ниже хроника событий 1863–1883 годов включает, наряду с фактами творческой и личной жизни французских художников, о которых в последующих главах рассказывается подробно, перечень крупных событий политической и культурной жизни того времени, которых автор в своей книге касается лишь в той или иной степени, поскольку они естественно входят в повседневную жизнь героев повествования: в частности, получение в 1876 году патента на первый практически пригодный телефон шотландцем Александером Беллом. Вместе с тем хроника включает и те подробности, о которых в книге больше ни разу не упоминается. Скажем, сведения об отмене закона Ле-Шапелье 25 мая 1864 года или факт получения Сезаром Франком (1822–1890), французским композитором и органистом, бельгийцем по происхождению, звания профессора Парижской консерватории в 1872 году и др. В целом приведенный перечень, включающий самые разнообразные факты, в том числе, например, дату написания Львом Толстым романа «Анна Каренина», дает яркое и непосредственное впечатление о тех историко-культурных обстоятельствах, в которых протекала повседневная жизнь импрессионистов.

1863

В 1863 году Писсарро было тридцать три, Мане — тридцать один, Дега — двадцать девять, Сезанну и Сислею — по двадцать четыре, Моне — двадцать три, Ренуару, Базилю, Гийомену и Берте Моризо — по двадцать два, Гогену — пятнадцать лет. Создание «Салона отверженных», скандал с картиной Мане «Завтрак на траве». Энгр «Турецкая баня». Дега «Несчастья города Орлеана». Моне, Ренуар, Базиль в лесу Шайи возле Барбизона. Строительство Северного вокзала в Париже. Жюль Верн «Пять недель на воздушном шаре». Ренан «Жизнь Иисуса». Берлиоз «Троянцы». 17 мая. Взятие Пуэблы в Мексике. Барон Османн начинает прокладку главных транспортных артерий Парижа. Образование банка «Лионский кредит». Мане женится на Сюзанне Леноф, с которой прожил десять лет. Умер Делакруа.

1864

Фантен-Латур. Апофеоз, Делакруа. Моне в Онфлёре с Буденом и Йонгкиндом. Мане «Бой «Кирсарджа» и «Алабамы»». Глейр закрывает свою мастерскую. Гуно «Мирейль». Карл Маркс основал в Лондоне Первый интернационал. Создание Красного Креста в Женеве. Признание права на забастовку. Закон 25 мая.

1865

Мане выставляет в Салоне «Олимпию». Балътар. Центральный рынок в Париже. Моне в Шайи пишет «Завтрак на траве».

Оффенбах «Прекрасная Елена». Ж и Э. де Гонкуры «Генриетта Марешаль». Толстой «Война и мир». Окончание войны в Америке между Севером и Югом.

Клод Бернар «Введение в экспериментальную медицину». Рокфеллер создает первый нефтеперерабатывающий завод в Огайо.

1866

Мане «Флейтист». Моне «Женщины в саду». Сезанн «Магдалина, или Страдание». Ренуар работает в Марлотте. Золя. Критика Салона в «Эвенман», статьи о Мане.

Достоевский «Преступление и наказание». Альфонс Доде «Письма с мельницы». Верлен «Сатурналии». Виктор Гюго «Труженики моря». Ж и Э. де Гонкуры «Манетта Саломон». Иоганн Штраус «У прекрасного голубого Дуная». Пруссаки разбили австрийцев близ Садовы.

1867

На Всемирной выставке в Париже открыты персональные павильоны для экспозиции произведений Курбе и Мане. Ренуар «Лиза». Моне «Женщины в саду». Базиль «Семейный портрет». Милле «Вечерняя молитва, или Анжелюс». Монье изобрел железобетон. Карп Маркс «Капитал». 19 июня. Казнь императора Максимилиана в Керетаро.

Мане «Казнь императора Максимилиана». Умерли Бодлер и Энгр.

1868

Мане «Балкон», «Портрет Золя». Дега «Мадемуазель Фиокр в балете «Источник». Коро «Женщина с жемчужиной».

Альфонс Доде «Малыш». Лотреамон «Песни Мальдорора». Вагнер «Нюрнбергские мейстерзингеры». Шарль Кро. Цветное фото. Первая велогонка в Сен-Клу. Запад открывает Японию. Конец эпохи Сёгун.

1869

Фантен-Латур «Мастерская в квартале Батиньоль». Сезанн «Золя, слушающий чтение Алексиса». Моне и Ренуар в «Лягушатнике» Буживаля. Собрания будущих импрессионистов в кафе «Гербуа». Тэн «Философия искусства». Мусоргский «Борис Годунов». Верди «Аида». 15 августа. Императрица Евгения торжественно открывает Суэцкий канал. Церковный собор в Ватикане. Умерли Берлиоз, Ламартин и Сент-Бёв.

Родился Анри Матисс.

1870

Писсарро «Дилижанс в Лувесьенне». Клод Моне женится на Камилле Донсье. Дюран-Рюэль в Лондоне встречает Писсарро и Клода Моне. Флобер «Воспитание чувств». 2 января. Министерство Эмиля Оливье. 19 июля. Франция объявляет войну Пруссии. 1 сентября. После разгрома под Седаном Наполеон III попадает в плен. 4 сентября. Провозглашение Третьей республики в Париже. 27 октября. Капитуляция Базена в Меце. 23 ноября. Базиль убит в бою под Бон-ла-Раланд. Умерли Жюль де Гонкур и Александр Дюма-отец.

1871

Уистлер «Портрет матери». Гоген поступает на службу к биржевому маклеру Бертену.

Золя «Ругон-Маккары» (1871–1893). Рембо «Пьяный корабль». 18 января. Провозглашение Германской империи в Версале.

28 января. Капитуляция Парижа. 1 марта. Оккупация Парижа. 18 марта. Начало Коммуны. 28 мая. Разгром Коммуны. Курбе, скомпрометировавший себя участием в разрушении Вандстской колонны, заключен в тюрьму Сент — Пелажи.

1872

Дега «Фойе танца», «Оркестр». Моне «Впечатление. Восход солнца». Дюран-Рюэль покупает тридцать картину Мане.

Писсарро едет в Понтуаз, там к нему присоединяется Сезанн. Моне осуществил свое второе путешествие в Голландию. По возвращении он поселился в Аржантее. В октябре Дега отправляется на пароходе в Новый Орлеан. Альфонс Доде «Тартарен из Тараскона».

Бизе «Арлезианка». Сезар Франк получает звание профессора консерватории. Сен-Санс. Симфоническая поэма «Прялка Омфалы».

1873

Мане «За кружкой пива». Сислей «Вид на севрскую дорогу».

Сезанн «Дом повешенного», «Современная Олимпия».

Моне «Регата в Аржантее», «Пруд с утками». Дега возвращается в Париж и начинает работу над серией «Танцовщицы». Толстой «Анна Каренина». Рембо «Сквозь ад». Мак-Магон — президент республики.

15 апреля — 15 мая: первая выставка импрессионистов у Надара, бульвар Капуцинок, 35. Мане «Клод Моне в своей мастерской». Моне «Мост в Аржантее». Дега «Танцкласс». Ренуар «Ложа». Берта Моризо «Колыбель». Гоген начинает заниматься живописью как любитель. Берта Моризо выходит замуж за Эжена Мане. Мане в Венеции. Торжественное открытие театра «Гранд-опера» в Париже. Барбе д’Оревиль. «Дьявольские новеллы». Мусоргский «Картинки с выставки». Начало экономического кризиса во Франции. Умер Глейр.

1875

Дега «Интерьер (Насилие)». Кайботт «Паркетчики». Первая распродажа картин импрессионистов в отеле Друо (24 марта). Сезанн встречается с Шоке. Умерли Коро, Карпо и Милле.

1876

Вторая выставка импрессионистов, улица Лепеллетье, 11. Клод Моне «Вокзал Сен-Лазар». Ренуар «Бал в «Мулен де ла Галетт». Дега «Абсент», «Кафе «Дез Амбассадор»». Сислей «Наводнение в Порт-Марли». Дюранти «Новая живопись». Малларме. «Послеполуденный отдых фавна». Вагнер «Кольцо Нибелунга». Изобретение двигателя внутреннего сгорания в Германии. Белл изобрел телефон. Умерла Жорж Санд.

1877

Третья выставка импрессионистов, улица Лепеллетье, 6. Мане «Нана». Дега «Танцовщица с букетом». Писсарро «Красные крыши». Импрессионисты вновь собираются в кафе «Новые Афины». 24 мая. Вторая выставка импрессионистов в отеле Друо. Золя «Западня». Сен-Санс «Самсон и Долила». Эдисон изобрел фонограф, о котором возвестил Шарль Кро. Умер Тьер. Умер Курбе в ссылке в Швейцарии.

Мане «В оранжерее». Ренуар «Портрет госпожи Шарпантье с детьми», «Портрет актрисы Жанны Самари». Моне поселяется в Ветее с семейством Ошеде. Дюре «Художники-импрессионисты». Всемирная выставка в Париже. Телефонная связь Париж — Сен-Жермен — Мант. Умерли Добиньи и Диас.

1879

Четвертая выставка импрессионистов, авеню де л'Опера, 28. Дега «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо», «Отдыхающая балерина». Мане «У папаши Латюиля».

Роден «Мыслитель». Бугро «Рождение Венеры». Ибсен «Кукольный дом». Достоевский «Братья Карамазовы». Издатель Шарпантье основал журнал «Современная жизнь». Лало «Норвежская рапсодия». Эдисон завершает работу над лампой с углеродной нитью накаливания. Умерла Бернадетта Субирус. Умерли Домье и Тома Кутюр.

1880

Пятая выставка импрессионистов, улица Пирамид, 10. Дега «Женщина, входящая в ванну», «На скачках». Персональные выставки Мане и Моне в галерее «Современная жизнь». Золя, Мопассан, Сеар, Энник, Гюисманс, Петь Алексис «Меданские вечера». Умерли Флобер и Оффенбах.

1881

Шестая выставка импрессионистов, бульвар Капуцинок, 35- Ренуар «Завтрак лодочников». Мопассан «Заведение Телье». Жюль Ферри ставит на голосование Закон о светском характере образования и о бесплатном и обязательном начальном образовании. Пастер. Вакцина против сибирской язвы. Антонен Пруст — министр изящных искусств.

Умер Достоевский. Убийство русского царя Александра II. В Малаге родился Пабло Пикассо.

Седьмая выставка импрессионистов у Дюран-Рюэля. Сезанн «Эстаке». Мане «Бар в Фоли-Бержер». Гауди начинает строительство собора Саграда Фамилиа в Барселоне. Сислей обосновался в Морескор-Луэн. Вагнер «Парцифаль». Умер Гамбетта.

1883

Дега «После ванной». Сислей «Улица в Лувесьенне». Гоген ушел с биржи, чтобы целиком посвятить себя живописи. Моне обосновался в Живерни. Эйфель. Мост Гараби. Гюисманс «Современное искусство». Ницше «Так говорил Заратустра». Создание марксистской партии в России. Во Франции появился первый автомобиль с бензиновым двигателем. Умерли Эдуар Мане, Карл Маркс и Рихард Вагнер.



 


Страница 3 из 16 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^