Захоронение радиоактивных отходов: проблемы и концепции в США и в России |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ
Посмотрим, как подходят к проблеме захоронения своих отходов в США. К этой стране во всем мире относятся как к образцу, и я по своему опыту знаю, что за американским проектом захоронения внимательно следят другие ядерные страны, чтобы корректировать свою политику в этой области. Предыстория. В США политика в области обращения с атомными отходами была сформулирована в 1982 году, в правление президента Рейгана, когда был принят Акт о политике в области обращения с атомными отходами (Nuclear Waste Policy Act). Вот наиболее важные положения этого акта: (1) предусматривается геологическое захоронение высокоактивных отходов без переработки; (2) ответственность за выбор места, строительство и эксплуатацию захоронения возложена на министерство энергетики (аналог нашего Минатома); (3) создается Фонд ядерных отходов, через который финансируются все работы в области захоронения; (4) все предприятия ядерно-энергетического комплекса отчисляют в фонд специальный налог; (5) захоронение военных отходов оплачивается Федеральным правительством. После принятия Акта 1982 года было предложено для изучения девять площадок в шести штатах. К маю 1986 года для дальнейшего изучения было рекомендовано три из них: Deaf Smith County, Texas; Hanford, Washington; Yucca Mountain, Nevada. В 1987 году Конгресс принял поправку к акту, где было указано, что только гора Яка (Yucca) будет рассматриваться как место-кандидат. Зная то, что мы знаем сегодня, можно сказать, что отказ от запасных вариантов был огромной стратегической ошибкой. Еще один возможный пункт этого документа гласит, что с 1997 года вся ответственность за радиоактивные отходы коммерческих (гражданских) атомных станций переходит к Федеральному правительству США. Так родился проект Яка Маунтин. Расписание. Изучение площадки будет продолжаться до 2001 года. При этом до окончания срока, отпущенного на изучение, готовятся и публикуются следующие документы: в 1998 году — «Оценка пригодности» (предварительная информация о пригодности или непригодности); в 1999-м — черновик «Влияния на окружающую среду», и в 2000-м — окончательный вариант «Влияния на окружающую среду». С 2002 по 2004 годы будет проходить лицензирование. Оно будет проводиться как «суд», где будут присяжные (три эксперта, ответственных за лицензирование), «подсудимый» — гора Яка, «адвокат» — министерство энергетики, и «обвинитель», которым может быть кто угодно, даже частное лицо. Важный момент состоит в том, что в процессе лицензирования эксперты будут давать показания под присягой. Закон гласит, что если при этом кто-нибудь солжет, и это будет обнаружено, то за каждый день с момента лжи до момента обнаружения виновный выплатит штраф в 10 тысяч долларов. Деньги должны быть выплачены из личных средств, и закон не имеет также срока давности. Если площадка получит лицензию, то строительство начнется в 2005 году и окончится в 2009 году. Первый груз отходов может быть принят в 2010 году. Структура проекта. Проект осуществляется министерство энергетики. В работах по проекту постоянно участвуют 1500-2000 человек, представляющих 6-7 крупных организаций-субподрядчиков (Геологическая служба США, Национальные атомные лаборатории Лос-Аламос, Сандия, Ливермор и др.). Понятно, что в таком важном многомиллиардном проекте необходим надзор. Общий надзор за проектом осуществляют несколько независимых организаций, такие, как (1) Конгресс США; (2) Комиссия по ядерному регулированию; (3) Правительство штата Невада; (4) правительства округов штата Невада, на территории которых проводятся работы; (5) Комиссия технического надзора по ядерным отходам, назначенная Национальной академией наук, и др. Надзор за качеством научной продукции осуществляет Международная организация прикладных наук (Science Application International) — ни один отчет не выпускается в свет до получения от этого учреждения QA (quality assurance, подтверждение качества). Кроме того, ввиду возможного конфликта между интересами Федерации и штата, министерство энергетики обязано выделять средства штату Невада на проведение собственных независимых научных изысканий и надзора за работой федеральных организаций. Как это происходит в действительности. Только что описанная впечатляющая схема — можно сказать, образец деятельности американской бюрократии — при ближайшем рассмотрении оказывается чем-то вроде «потемкинской деревни». Возможно, эта схема и сработала бы неплохо, если бы гора Яка была геологически пригодна для размещения захоронения. Но как только в этом возникли сомнения, оказалось, что механизм не работает. Прежде всего, обнаружилось, что стандарты, которым должны следовать разработчики захоронения, еще не разработаны: над ними работает Комиссия по ядерному регулированию; то есть игра идет, а правила еще не написаны. Оказалось, что ученые, работающие на министерство энергетики, вполне способны скрывать факты, подтасовывать данные и яростно набрасываться на любого, кто пытается опубликовать данные, представляющие опасность для их представлений о геологии горы. Система контроля качества (на которую тратятся большие деньги) практически не работает — я не встречал худших геологических отчетов, чем те, что я получал от министерства энергетики. В финансовом отношении министерство энергетики ведет себя вполне определенным образом. В 1995 году, как только ученые штата Невада начали получать данные, опасные для проекта, деньги, полагающиеся штату Невада, перестали перечислять, и наши работы были приостановлены на два года. Радиоактивные отходы в России Новая концепция Минатома: отходы — в мерзлоту. Российская концепция подземной изоляции РАО и отработанного ядерного топлива в многолетнемерзлых породах разработана в Институте промышленной технологии Минатома России (ВНИПИП). Она была одобрена Государственной экологической экспертизой Министерства экологии и природных ресурсов РФ, Минздравом РФ и Госатомнадзором РФ. Научная поддержка концепции проводится кафедрой мерзлотоведения Московского государственного университета. Следует заметить, что эта концепция уникальна. Ни в одной стране мира, насколько мне известно, вопрос о захоронении РАО в мерзлоте не рассматривается. Основная идея такова. Помещаем тепловыделяющие отходы в мерзлоту и отделяем их от пород непроницаемым инженерным барьером. За счет тепловыделения мерзлота вокруг захоронения начинает подтаивать, но через какое-то время, когда тепловыделение снизится (вследствие распада короткоживущих изотопов), породы снова промерзнут. Поэтому достаточно обеспечить непроницаемость инженерных барьеров на то время, когда мерзлота будет протаивать; после промерзания миграция радионуклидов становится невозможной. Неопределенность концепции. С этой концепцией связано, по меньшей мере, две серьезных проблемы. Во-первых, концепция предполагает, что промерзшие породы непроницаемы для радионуклидов. На первый взгляд это кажется разумным: вся вода замерзшая, лед обычно неподвижен и не растворяет радионуклиды. Но если внимательно поработать с литературой, то оказывается, что многие химические элементы довольно активно мигрируют в промерзших породах. Даже при температурах — 10-12°С в породах присутствует незамерзающая, так называемая пленочная, вода. Что особенно важно, свойства радиоактивных элементов, составляющих РАО, с точки зрения их возможной миграции в мерзлоте совершенно не изучены. Поэтому предположение о непроницаемости мерзлых пород для радионуклидов лишено всяких оснований. Во-вторых, если даже окажется, что мерзлота действительно хороший изолятор РАО, то невозможно доказать, что сама мерзлота просуществует достаточно долго: напомним, что нормативы предусматривают захоронение на срок в 10 тысяч лет. Известно, что состояние мерзлоты определяется климатом, причем двумя наиболее важными параметрами — температурой воздуха и количеством атмосферных осадков. Как вы знаете, температура воздуха повышается в связи с глобальным изменением климата. Наивысший темп потепления приходится как раз на средние и высокие широты северного полушария. Ясно, что такое потепление должно привести к протаиванию льда и сокращению мерзлоты. Как показывают расчеты, активное протаивание может начаться уже через 80-100 лет, и темп протаивания может достичь 50 метров в столетие. Таким образом, мерзлые породы Новой Земли могут полностью исчезнуть за 600-700 лет, а это всего 6-7% от времени, требуемого для изоляции отходов. Без мерзлоты карбонатные породы Новой Земли обладают весьма низкими изолирующими свойствами по отношению к радионуклидам.
Страница 3 из 4 Все страницы < Предыдущая Следующая > |
Комментарии
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
фактор". Объективности ради, проблема всё-таки была: низкая надёжность и низкий КПД (0,1%) РН. Решив проблему надёжности, мне удалось решить и проблему эффективности и поднять её почти в 1000 раз. Как мне сказали "специалисты" теперь - это слишком дёшево, и кто же пойдёт на это?
А если, кто-то действительно хочет решить проблему высокотоксичным отходов и не только их, можем обсудить детали
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать