На главную / Образование и воспитание / А. В. Гладкий. О законодательной регламентации образования

А. В. Гладкий. О законодательной регламентации образования

| Печать |


 

II

В отношении организации образования закон должен содержать следующие основные положения:

1) Учредителями образовательных учреждений могут быть органы местного самоуправления, государственные органы, объединения граждан и отдельные граждане.

Не могут быть учредителями образовательных учреждений: государственные и муниципальные органы по образованию; вооруженные силы и правоохранительные органы; политические партии и иные организации, преследующие политические цели; полностью или частично милитаризованные объединения граждан; объединения граждан, прямо или косвенно пропагандирующие расовую, национальную или религиозную исключительность.

Учредителями образовательных учреждений, готовящих кадры для вооруженных сил и правоохранительных органов, могут быть только федеральные органы государственной власти.

Закон должен подробно регламентировать взаимоотношения между учредителем и образовательным учреждением. При этом учредитель не должен иметь права вмешиваться во внутреннюю жизнь образовательного учреждения.

2) Образовательные учреждения действуют на основании актов законодательства, своих уставов, государственных стандартов образования и санитарно-гигиенических стандартов (см. ниже). Никакие другие документы, касающиеся образовательной деятельности этих учреждений, не имеют юридической силы.

3) Все образовательные учреждения подлежат обязательной регистрации. Основанием для отказа в регистрации может быть только несоответствие устава действующему законодательству. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

4) Закон должен подробно регламентировать порядок закрытия и реорганизации образовательного учреждения.

5) Образовательное учреждение является юридическим лицом.

6) Образовательным учреждением управляет его совет и руководитель (директор, ректор, заведующий). Подразделением образовательного учреждения управляют его совет и руководитель (декан, заведующий и т. п.). Совет учреждения избирается коллективом педагогов. (При малочисленном коллективе функции совета могут выполняться общим собранием.) Руководитель образовательного учреждения избирается коллективом педагогов или назначается учредителем.

В высших учебных заведениях выборность ректора, деканов и заведующих кафедрами обязательна.

Порядок выборов совета и руководителя и сроки их полномочий должны быть подробно регламентированы законом. В частности, ректор высшего учебного заведения должен избираться на срок не более трех лет из числа профессоров, не занимавших в течение предшествовавших 7 лет никаких административных постов, кроме заведования кафедрой.

7) Функции совета и руководителя образовательного учреждения должны быть подробно регламентированы законом. При этом все принципиально важные учебные, организационные, хозяйственные и финансовые вопросы должны относиться к ведению совета. В частности, к его исключительной компетенции должно относиться утверждение учебных планов и программ, а в высших учебных заведениях также прием на работу преподавателей, осуществляемый путем избрания по конкурсу на срок не менее 5 лет. На временную работу, на срок до одного года, преподаватели могут приниматься ректором по представлению кафедры. Конкурсный порядок приема на работу может применяться и в средних учебных заведениях.

8) В общеобразовательных и дошкольных учреждениях создаются родительские советы, основная задача которых - организация сотрудничества между родителями и педагогическим коллективом. Родительские советы имеют право требовать у администрации отчета о ее действиях и давать ей рекомендации.

9) Для общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведений устанавливаются государственные стандарты образования, определяющие уровень, которого должен достичь учащийся к моменту окончания (в общеобразовательном учебном заведении - к моменту окончания каждой его ступени). Государственные стандарты образования и принятые самим образовательным учреждением учебные планы и программы являются единственными официальными документами, регламентирующими содержание обучения. При условии обеспечения образования на уровне не ниже государственного стандарта учебное заведение имеет право использовать любые учебные планы, программы, учебные пособия и методы обучения.

10) Образовательные учреждения самостоятельны в организации учебного процесса, в хозяйственной и финансовой деятельности. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе отдавать распоряжения образовательным учреждениям и вмешиваться в их внутреннюю жизнь, кроме случаев нарушения правовых норм и несоблюдения государственных стандартов образования.

В случае возникновения угрозы жизни или здоровью учащихся и сотрудников, стихийного бедствия или чрезвычайного положения власти могут отдать распоряжение о временном прекращении занятий.

11) Основным принципом высшего образования является самостоятельность студентов в учебной работе.

12) Родители имеют право учить своих детей дома. В этом случае дети в конце каждого учебного года сдают экзамены в общеобразовательной школе по выбору родителей. При условии успешной сдачи экзаменов родителям возмещаются расходы на обучение в размере средней стоимости обучения учащегося данного возраста в государственной или муниципальной школе.

13) Министерство здравоохранения России в сотрудничестве с Федеральным советом по образованию (см. ниже) разрабатывает санитарно-гигиенический стандарт, куда входят: предельные нормы учебной и трудовой нагрузки для детей и подростков (по возрастам); перечни допустимых для детей и подростков трудовых занятий и профессий, по которым допускается их трудовое обучение (по возрастам для мальчиков и девочек отдельно); санитарные нормы для помещений образовательных учреждений и условий труда детей и подростков. Соблюдение санитарно-гигиенического стандарта обязательно для образовательных учреждений и всех предприятий, организаций и лиц, использующих труд детей и подростков, включая их родителей; закон должен предусматривать санкции за его нарушение.

14) Начальное, основное и среднее образование, общее и профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является бесплатным, равно как и осуществляемая этими учреждениями дополнительная образовательная деятельность. Родителям, чьи дети получают начальное, основное или среднее образование в платных образовательных учреждениях, возмещаются расходы в размере средней стоимости обучения учащегося в государственной или муниципальной школе.

Вопрос о плате за обучение в государственных и муниципальных высших учебных заведениях нуждается в дополнительной проработке. Одним из возможных решений представляется платное обучение с предоставлением гражданам, обучающимся в любых высших учебных заведениях, частично возмещаемого государственного кредита или специального образовательного ваучера. Другой вариант - бесплатное обучение для хорошо и отлично успевающих студентов и платное для остальных. Практика создания в бесплатных образовательных учреждениях дополнительных платных мест или резервирования части мест для платных студентов должна быть запрещена, т. к. она ведет к возникновению неоправданных привилегий для платных студентов - как правило, менее способных, хуже подготовленных и менее добросовестных - за счет ущемления интересов бесплатных.

15) Государственные органы по образованию и органы местного самоуправления должны быть обязаны обеспечить каждому ребенку и подростку школьного возраста возможность учиться в бесплатной общеобразовательной школе поблизости от дома либо, в малонаселенных местностях, бесплатный проезд от дома до школы и обратно или бесплатное проживание в интернате.

16) Приватизация государственных и муниципальных образовательных учреждений должна быть безусловно запрещена.

 

 


Страница 2 из 4 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^