На главную / Образование и воспитание / А. В. Гладкий. О законодательной регламентации образования

А. В. Гладкий. О законодательной регламентации образования

| Печать |


 

III

Закон об образовании должен содержать подробно разработанный раздел о правах и обязанностях граждан в области образования. В нем должно быть предусмотрено, в частности: право граждан свободно выбирать образовательное учреждение и язык обучения, а также учить своих детей дома; право педагогов свободно выбирать учебные пособия и методы обучения; обязанность педагогов защищать человеческое достоинство учеников, воспитывать их в духе уважения к языкам, культурным и религиозным традициям всех народов, бороться с проявлениями вражды между национальными и религиозными группами; право и обязанность родителей требовать уважительного отношения к личности ребенка, защищать его достоинство, права и интересы.

Учащиеся и работники образовательных учреждений должны иметь право: состоять в политических партиях и вести вне образовательного учреждения политическую деятельность; создавать в образовательном учреждении профсоюзные и другие общественные организации, не преследующие политических целей и не претендующие на участие в руководстве образовательным учреждением.

Не противоречащая действующему законодательству и уставу образовательного учреждения политическая и общественная деятельность учащегося или работника образовательного учреждения (или поступающего на учебу или на работу), а также любая другая деятельность, не являющаяся частью его учебы или работы, равно как и его политические убеждения, национальность, родной язык и отношение к религии, не могут быть основанием как для дискриминационных мер, так и для предоставления каких-либо льгот и преимуществ или освобождения от каких-либо учебных или служебных обязанностей.

Закон должен запрещать любое прямое или косвенное принуждение учащихся и работников образовательных учреждений к участию в мероприятиях, не являющихся частью их учебы или работы.

Дети, проявившие выдающиеся дарования, должны иметь право на поддержку государства в их развитии.

Этнические группы, из-за своей малочисленности испытывающие трудности в получении образования на родном языке, в изучении родного языка и национальной культуры, должны иметь право на государственную поддержку в этих целях, формы и размеры которой должны устанавливаться законодательными актами.

 

IV

Главной особенностью предлагаемой концепции является принципиально новая структура органов по образованию, призванная сделать невозможным какое бы то ни было "управление образованием" и обеспечить реальную самостоятельность образовательных учреждений. Государственные и муниципальные органы по образованию разделяются на четыре системы, выполняющие различные функции и полностью независимые друг от друга (причем закон должен предусматривать реальные гарантии этой независимости):

1) Система советов по образованию, состоящая из Федерального совета по образованию, региональных и местных советов.

Федеральный совет по образованию разрабатывает основы государственной политики в области образования и решает все принципиальные вопросы организации образования в масштабах всей страны. При нем действуют научно-методические советы, которые разрабатывают (на конкурсной основе, с обязательной публикацией и широким обсуждением проектов) государственные стандарты образования, организуют экспертизу учебных планов, программ, учебных пособий, образцов учебного оборудования и т. п., содействуют научно-педагогической общественности в проведении конференций, семинаров, издании журналов и т. п.

Региональные и местные советы по образованию решают все принципиальные вопросы организации образования в масштабах региона или административной единицы. При региональных советах по образованию могут организовываться научно-методические советы. В образовательных учреждениях, руководители которых согласно их уставам назначаются органом местного самоуправления, выступающим в качестве учредителя, назначение руководителей производится только по представлению местного совета по образованию.

Вся работа советов по образованию и научно-методических советов производится гласно, с широким участием общественности.

Председатели и члены советов по образованию и научно-методических советов назначаются из числа авторитетных педагогов и ученых; назначение председателей и членов советов по образованию производится соответствующими органами представительной власти по представлению органов исполнительной власти, назначение председателей и членов научно-методических советов - соответствующими советами по образованию. При этом должна быть предусмотрена обязательная ротация, сроки полномочий не должны превышать 3-х лет. Функции председателей и членов советов по образованию и научно-методических советов не могут совмещаться с какими-либо административными функциями (в том числе в образовательных учреждениях) и работой в иных органах государственной власти и местного самоуправления, с политической и коммерческой деятельностью.

2) Министерство материального обеспечения образования и департаменты материального обеспечения образования, региональные и местные. Функции этих органов - курирование издания учебных пособий и другой педагогической литературы, производства учебного оборудования и т. п., помощь образовательным учреждениям в строительстве и ремонте помещений и других хозяйственных работах, а также контроль за финансированием и своевременным поступлением денег.

3) Инспекции по образованию - Федеральная, региональные и местные, выполняющие контрольные функции. (Возможно, на них следует возложить также регистрацию образовательных учреждений.)

4) Государственная аттестационная служба, производящая аттестацию выпускников образовательных учреждений (в общеобразовательных школах - выпускников каждой ступени). Свидетельства об окончании образовательных учреждений, а также свидетельства о получении начального, основного или среднего образования в результате домашнего обучения, выдаются только на основании положительного заключения государственной аттестационной службы.

Во избежание превращения органов по образованию в громоздкие и неповоротливые бюрократические организации закон должен четко регламентировать методы их работы и максимальные размеры штатов. Штатные сотрудники должны заниматься только координацией деятельности, остальная работа должна выполняться силами временных внештатных сотрудников из числа педагогов, экономистов, юристов и других специалистов (в том числе работающих на общественных началах), а в необходимых случаях силами частных фирм, с которыми заключаются договоры. В работе должны использоваться самые совершенные базы данных, информационно-поисковые системы и т. п. Это позволит установить жесткие предельные нормы численности штатов (например, для Министерства материального обеспечения образования не более 80-100 человек, включая технических сотрудников, для региональных департаментов не более 6-8, для местных не более 2-3).

 

 


Страница 3 из 4 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^