На главную / Образование и воспитание / А. В. Гладкий. О законодательной регламентации образования

А. В. Гладкий. О законодательной регламентации образования

| Печать |


 

V

Правовая регламентация экономики образования представляет собой чрезвычайно сложную проблему, разработка которой требует привлечения квалифицированных экономистов и юристов. В этой области можно выделить два важнейших круга вопросов:

1) Финансирование образования. В законе должна быть указана доля национального дохода, ежегодно направляемая на нужды образования (не менее 15%). При этом законом должны быть предусмотрены конкретные и действенные нормы и механизмы, позволяющие обеспечить строгое соблюдение этого положения и своевременное поступление средств (например, жесткие санкции против банков и руководителей государственных органов). Контроль за своевременным финансированием должен быть возложен на органы материального обеспечения образования, которые будут предъявлять органам государственной власти и местного самоуправления обязательные к исполнению представления. Образование наряду со здравоохранением, наукой и культурой должно пользоваться безусловным приоритетом среди всех расходных статей бюджета. (Разумеется, этого невозможно добиться только путем изменения законодательства об образовании; нужны также изменения в других законах и, возможно, в Конституции.)

2) Коммерческая деятельность образовательных учреждений. Она должна разрешаться только в целях содействия основной деятельности (для которой она может служить основным или дополнительным источником финансирования) и только такая, которая не противоречит и не препятствует выполнению учебных и воспитательных функций учреждения. Прибыль от коммерческой деятельности образовательного учреждения не может быть больше, чем необходимо для поддержания основной деятельности. Образовательная и воспитательная деятельность ни в какой своей части не может носить коммерческий характер и не может использоваться для получения прибыли. Прибыль от коммерческой деятельности образовательного учреждения не должна облагаться налогом при условии, что она полностью расходуется на финансирование его основной деятельности.

 

VI

В разделе о социальной защите учащихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, как и во всех других, важнее всего конкретные нормы и механизмы, в действующем законе практически отсутствующие. Так, об и учебной нагрузке преподавателей в этом законе сказано только, что она "ограничивается верхним пределом, определяемым типовыми положениями". На практике чиновники устанавливают эти пределы, исходя из содержащегося в той же статье закона положения о "нормированном шестичасовом рабочем дне" для преподавателей и давней советской традиции, по которой самая ответственная и самая трудоемкая часть работы преподавателя - подготовка к занятиям - вообще не считается работой и в рабочее время не включается. Вместо этого законом должны быть установлены точные предельные нормы: для учителей начальной и средней школы не более 12-15 часов в неделю, для преподавателей высшей школы не более 350-400 часов в год (да и такие нормы на самом деле слишком велики).

Минимальная заработная плата учителя начальной или средней школы должна быть больше средней заработной платы по России и по региону в ощутимой пропорции - в 1,25 или 1,5 раза. Для учителей сельских школ этот показатель должен быть увеличен еще в 1,25 раза, а для преподавателей высшей школы - в 1,5 раза. Регулярную индексацию, необходимую для соблюдения этих норм, а также контроль за своевременной выплатой заработной платы следует возложить на органы материального обеспечения образования.

Надбавки, зависящие от стажа, ученой степени и т. п., также должны быть точно установлены законами. Разумеется, местные власти и сами образовательные учреждения должны иметь право вводить дополнительные надбавки.

В конкретизации нуждаются и все действующие нормы. Например, предусмотренная сейчас компенсация преподавателям на покупку книг и подписку на периодические издания в размере 10% заработной платы фактически рассчитывается, исходя из так называемого основного оклада; это превращает компенсацию в мизерную сумму, едва ли достаточную для подписки на один журнал. В законе должно быть оговорено, что компенсация рассчитывается, исходя из полной заработной платы. (И даже при этом условии 10-процентная компенсация явно недостаточна; ее следует повысить не менее чем до 15%.)

Очень важен также вопрос о медицинском обследовании работников дошкольных учреждений и некоторых других категорий работников образовательных учреждений; порядок этого обследования опять-таки должен регламентироваться законами.

 

VII

Кроме перечисленных выше, есть, само собой, и другие важные вопросы, требующие законодательного регулирования. При нынешнем государственном устройстве России большое значение имеет, например, вопрос о разграничении полномочий федеральных и региональных органов власти и органов по образованию: что могут регламентировать региональные законы, какие изменения могут вносить региональные советы по образованию в государственные стандарты, и т. п. Но все эти вопросы, несомненно, можно решить совместными усилиями педагогов и юристов.

 

* * *

Разумеется, любая попытка изменить законодательство об образовании в соответствии с изложенными принципами вызвала бы яростное сопротивление чиновников. Однако до такой попытки вряд ли дойдет в ближайшем будущем: нынешние наши политики всех направлений глубоко равнодушны к образованию, хотя многие из них любят поговорить о его важности для общества.

Но главная беда - не равнодушие политиков к образованию, а равнодушие к законодательству даже тех, кто в образовании жизненно заинтересован, и прежде всего самих педагогов. Эту стену равнодушия нужно пробить во что бы то ни стало.

Вологодская область,

с. Городище,

июль 1995 г.

 

 


Страница 4 из 4 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^