О Рихтере его словами |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕГлава седьмая ДЕВЯНОСТЫЕ ГОДЫ. ПОСЛЕДНИЕ ВСТРЕЧИ В МОСКВЕ 28 августа 1990 года Большая Бронная. Пришла впервые, спустя более чем полтора года. За это время С.Т. был за границей, много играл, много болел. Перенес обширную операцию на сердце, потом еще одну тяжелую операцию. В Москву вернулся в конце июля. Я вернулась из Ялты. 15 июля 1990 года в Германии, в Кройте, во время фестиваля, на следующий день после концерта скончался Олег Каган. Двери открыли Нина Львовна и Святослав Теофилович. Нина Львовна прекрасно выглядит, в элегантном шерстяном черном с серым жакете, с серебряными старинными украшениями и твидовой юбке. Святослав Теофилович тоже одет очень элегантно: летние светлые брюки, розовая рубашка, легкое синее кимоно, черные мокасины. Бледный, похудевший. За время нашей встречи несколько раз менялся. Розовел, снова бледнел, как это бывает с сердечно-сосудистыми больными; сильная одышка. Все это время вел дневник: записывал впечатления от телевизионных передач, фильмов, передач о Мясковском, Кондрашине, анализировал все лаконично, точно, емко, остроумно, совершенно особенно, – Это, – сказал С.Т., – я старался держаться... Из сильных впечатлений несколькими поделился. Послушали леворучный Концерт Равеля под управлением Мути, Пятый концерт Прокофьева под управлением Кондрашина, Шестую сонату Прокофьева (эта запись нравится Рихтеру). – Ее надо играть почти без piano. Урбанистическая, вроде Леже: винты, шпалы, что-то падает и так далее. Я не соглашалась, – а как же третья часть? Как-то во время исполнения этой сонаты одна девочка в зале сказала: «За принцессой поехали». Пили чай, Святослав Теофилович украдкой ел пряники. Рассказал, что читал летом «Декамерон» – блестящая книга, и самое главное в ней – блеск. Потом вне связи с разговором и отвечая на свои мысли, сказал: «Худшее – не идеи, а люди». 29 августа 1990 года Отправились гулять по прилегающим переулкам втроем с Виктором Зелениным. Потом решились идти пешком к нам. Шли полтора часа. Неподалеку от дома на Бронной остановились в одном из сквериков у скамеечки, и С.Т. сказал: «Скамеечка, на которой меня ждет Олег». Смерти Олега не касались ни разу – боль не утихала, говорить об этом было немыслимо. Неторопливо шли в нашем направлении, часто останавливались: «Возраст...» Дошли, наконец, до нашего дома. Лифт, в дверях квартиры Марк и Саша. Впечатление сильное. Сначала померили С.Т. давление, потом пили чай, очень весело. С.Т. был в хорошем настроении, рассказывал смешные истории, загадывал строчки из Гоголя, с ходу выпалил подряд восемь названий из «Вечеров на хуторе», цитировал «Скупого рыцаря», ели арбуз, С.Т. таскал пряники, потом проводили его в такси. Какой же он, Рихтер? Мягкий и непоколебимый. Близкий и недоступный. Стойкий в привязанностях и не прощающий предательства в искусстве, преданный друг, влюбленный в красоту и природу. Самый счастливый и самый отчаявшийся, самый веселый и самый мрачный. И все время «самый». Все до конца, все как в последний раз. Одержимо занимающийся по 6-8 часов в день и месяцами не притрагивающийся к роялю; всегда непредсказуемый, сотканный из противоречий, но все они объединяются в натуре совершенно цельной. Взлелеянный детством, детством же и убитый, равнодушный к чинам и регалиям, чужим, своим. И никогда не пользовавшийся телефоном. Если кто-то скажет, что говорил с Рихтером по телефону, – это ложь. С одним-единственным исключением. Из-за границы отчитываться о концертах звонил Нине Львовне и говорил с ней о концерте всегда подробно, часами, обсуждал все детали. 2 сентября 1990 года Когда я пришла, С.Т. лежал, выглядел неплохо. Прочел мне рассказ тети Мэри про первую любовь: в Одессу приехал скрипач Кох, он пришел в гости к Рихтерам, где его ждали Лена (Незабудка), Мэри (Поваренок) и Нюта (Пьеретта) – маскарад, приготовления, костюмы, планы объяснения в любви, встреча на балу, разочарование, пустота. Художественность рассказа в неторопливости и деталях повествования. Все же каждый раз происходит что-то необычное. 3 сентября 1990 года Пили чай, обсуждали фильмы Бертолуччи, потом «Белую Гриву», и С.Т очень, по-моему, точно отметил необыкновенность появлений в этом фильме всего – природы, лошадей, мальчика и, наконец, моря. Состоялся просмотр фильма Рене Клера «Ночные красавицы» с последующим обсуждением завершенности идей: доброе старое время (belle epoque), противопоставление реальной жизни (школьный учитель) снам. Три героини: мать ученицы – в опере, Сюзанна – во время Французской революции, а Джина Лоллобриджида – прекрасная принцесса из Алжира. И еще: столкновение музыки с уличным шумом. С.Т. заметил «нагнетание», где машина несется уже сквозь века и тысячелетия. Очень был возбужден и сказал, что на этот раз оценил фильм высоко. Перед уходом садился на перила на своей лестничной площадке и вообще развеселился. Нина Львовна сообщила, что мою книгу о С.Т. собираются переводить в Италии. 5 сентября 1990 года В этот день Святослав Теофилович показал мне четыре толстых тетради и сказал: – Это мои так называемые завихрения, это я так... В тетрадях записанные по памяти впечатления, начиная с 1971 года. Задыхаюсь от волнения, – сказал Маэстро и начал читать. Эти «завихрения» я записала: 1. Бах. Тройная фуга ре минор. Баршай нужны особые спички, чтобы его воспламенить достаточно. 2. Большой зал консерватории. Концерт Галины Писаренко, партия рояля – Шубина. (Описание концерта. – В. Ч.) 3. Памяти Милицы Сергеевны Нейгауз. (Музыкальная программа этого вечера. – В. Ч.) 4. Рахманинов. Концерт № 2 под управлением Вислоцкого. 5. Арль. Античный театр. Монсеррат Кабалье. (Россини – «жулик», сам у себя крал.) 6. Тур. Гранж де Меле. Recital Микельанджели. Лучше всего в b-moll’ной Сонате Шопена. Траурный марш и Трио. 7. Клавирабенд на «Декабрьских вечерах» Алексея Наседкина: f-moll'ный «Экспромт» Шуберта – вдруг по-настоящему... Мог бы так весь концерт сыграть. Очень жаль. 8. Стравинский. Симфония для духовых инструментов. Стравинский знал, что посвятить Дебюсси. 9. По дороге Башмет поставил запись Джесси Норманн – «Валькирию». 10. Концерт в посольстве в Париже (Рихтер и Образцова. – В. Ч.) 11. Новый год. (Всегда описывается только с точки зрения исполняемой музыки.- В. Ч.) Музыкальная программа: Бриттен: Рихтер – Слободяник, Рихтер – Гутман. 12. Рождественская елка. Моцарт – ангельская и блестящая музыка. 13. Тур. Вокальный вечер. 14. Энеску. Романсы и песни. 15. «Саломея» Рихарда Штрауса под управлением Клеменса Крауса. 16. «Свадьба Фигаро». Караян. Вершина в музыкальном смысле. Триумф. 17. Зал имени Чайковского. Концерт Анни Фишер. После концерта Анни Фишер пришла в гости. (Очень высоко характеризовал пианистку со всех точек зрения, в том числе по-человечески. – В. Ч.) 18. Шопен. Концерт № 1 в исполнении Нейгауза. Аристократизм – это и есть простота и естественность. 19. «Идоменей» Моцарта. Под управлением Бёма. Может быть, самое великое произведение. 20. Сочельник в Париже. Notre Dame. Духовный концерт. (С.Т. был в ужасе, что все болтали, не слушали музыку, ушли сильно разочарованные. – В. Ч.) 21. Шостакович. Четырнадцатая симфония во Флоренции. Триумф солистов, оркестра и Баршая. 22. Чайковский. Пятая симфония. Мути. 23. Булез, Лигети, Берио. Дирижер Булез. 24. В машине Башмета. Второй Этюд Картина Рахманинова. Но я же не Гаврилов... 25. Юбилей Галины Улановой (75 лет). Последняя великая балерина. 26. Комната Нины Львовны. Там все Страстный приверженец порядка, С.Т. всегда удивлялся тому, сколько самых разных предметов находились в комнате Нины Львовны: рояль, ноты, книги, картины, телевизор, видеомагнитофон, кассеты, зеркало, портреты, конфеты, ненавистный телефон, блокноты, кушетка Нины Львовны, вазы с цветами, безделушки и т.д. end-tooltip}. Трио Равеля (третья часть) 27. «Поворот винта». На репетиции ничего не получалось. «Вечером будет чудо», – сказал Покровский. И так и было. 28. «Саломея» в Тбилисском театре на немецком языке. Это достижение. Провинция постаралась. 29. 70-й год. Сочельник. Две кантаты Баха. 30. Рождественская оратория Баха. Я ее обожаю. 31. Равель. «Болеро». Под управлением Мюнша. Это изумительное сочинение. Оно долгое время звучит внутри после прослушивания. 32. Концерт Галины Писаренко в Зале имени Чайковского. 33. Булез. «Marteau sans maitre». Возможно, это шедевр. 34. О собственном концерте: Гайдн, Шуман, Шопен, Дебюсси. Надо играть сочинения, в которые влюблен. 35. Софья Яковлевна Рабинович из Харькова. «Злое». Ужасно играла. 36. Кете Клаузнер. До-мажорный концерт Бетховена. Ужасно играла. 37. «Нищий студент» Милеккера. Немирович-Данченко. 38. «Война и мир» под управлением Ростроповича в ГАБТе. Эпопея не состоялась, а уже – рутина. Это камерная опера. 39. «Domaines» Булеза. 40. Верди. «Отелло». Караян. Холод и безразличие. А четвертое действие – выше всех похвал. 41. Бах. «Английская сюита» g-moll в исполнении Рихтера. Техническое несовершенство выходит на первый план. Ценится качество воспроизведения, а не исполнение. Влияние нашего века и техники. Люди ушли от природы, от эмоций. 42. Вирсаладзе. Моцарт. Манерно и стильно. Все же из женщин она лучшая. 43. Юбилейный вечер Козловского. Милейший, добрейший, но... тенор! 44. Юбилейный вечер Васильева. Балет – искусство несостоятельное. Если музыка плохая, еще ничего, но если хорошая, то танец мешает ее слушать. 45. Хиндемит. Трио. Сложно. Музыкальная ясность. Творческая честность. 46. Бах. Ре-мажорный концерт. Его очень приятно играть. 47. Концерт Грига. Суровость. Вторая часть, начало: зеленая птица поет на ветке сосны. 48. Еще одно про «Молоток без мастера» Булеза. Выражение лиц слушателей. 49. «Записки исчезнувшего» Яначека. 50. Сусанна Ружичкова. «Гольдберг вариации». Неимоверное сочинение Баха. 51. «Цветаевский цикл» Шостаковича мне резко не понравился: плакатность, нажим, тенденциозность. 52. Балет Прокофьева «Блудный сын», рондо h-moll мне нравится. В целом холодновато (Вена). – Вот говорят, что Горовиц – лучший пианист в мире. А ведь у него нет ни одной программы Баха. Как может быть пианист без Баха... Или вот Этюды Шопена. Ну, конечно, все у него выходит, как на блюде: вот, смотрите... 6 сентября 1990 года Этот день был ознаменован просмотром фильма «Последний император». Я вошла в дом под звуки записи шубертовской Сонаты, ждала тихо, потом вышел прекрасный в синем кимоно Маэстро, явно в хорошем настроении, жаждущий смотреть фильм. Было уже девять часов вечера, Нина Львовна устала после полного рабочего дня в консерватории, но С.Т. был непреклонен. Как известно, Бертолуччи не принадлежит к числу любимых режиссеров Маэстро, но этот фильм сразу приковал к себе его внимание своей серьезностью. «Да, это серьезный фильм», – несколько раз произносил он. Был предельно заинтригован ходом сюжета, восхищался актером, чье имя потом записал себе. – Вы знаете, сказал он после фильма, – это очень хороший фильм, но в нем есть один маленький недостаток. Он немного похож на учебник. Кончался 1991 год. В газетах немало писали об апрельских и майских концертах Святослава Рихтера в Москве, Ленинграде и других городах. Первый концерт, состоявшийся в Москве в Школе искусств № 3, был посвящен «памяти Ираиды Тимофеевны Бобровской, вдохновенного организатора, неповторимой личности и дорогого мне человека», как написал на программке Рихтер. (Есть в Москве музыкальная школа, в которой существует комната-музей С.Т. Рихтера. Организацией этого музея деятельно занималась И.Т. Бобровская. Она тщательно следила за изменениями в экспозиции. 29 октября 1985 года С.Т. решил отобрать кое-что для комнаты Бобровской. Он принес различные награды, медали, орден Командора искусств из Франции, некоторые из приветствий к семидесятилетию, присланные в качестве поздравлений картины, фотографии с выставки «Музыкант и его встречи», организованной в свое время в Пушкинском музее и снабженные замечательными комментариями. С.Т. хотел выбрать то, что, по его мнению, могло быть интересно для школьников. Он легко расстался с наградами, но над каждой фотографией вздыхал, с трудом отдавал часть себя.) Второй концерт состоялся в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Как пишет Лев Наумов, «он оказался значителен и тем, что был посвящен памяти Бориса Леонидовича Пастернака; может быть, поэтому такой органичностью отличалась программа, гениальная: Бах, Моцарт и Бетховен предстали в истинных шедеврах их творчества...» * «Советская культура», 18. 04. 1991. Два концерта из произведений Баха Рихтер посвятил памяти Генриха Густавовича Нейгауза и еще один концерт при участии Наталии Гутман и оркестра под управлением Юрия Николаевского – памяти Олега Кагана. На следующий день после концерта Святослав Теофилович покинул Москву на машине и, не оставляя без внимания города, лежащие по дороге в Тур, вновь двинулся на свой фестиваль во Франции. * * * Наши следующие встречи со Святославом Теофиловичем происходили уже в Испании. Рихтер давал концерты в Барселоне, Таррагоне, Реусе, Саламанке, Кадакесе, Сан Кугате – во многих городах. Мы ездили за ним повсюду. Впечатления от этих концертов сложились в трагическое ощущение от несоответствия силы духа и физической слабости сердца. В своей игре Святослав Теофилович порой достигал неслыханных раньше даже для него вершин, но предательская бледность, а иногда и слабость сокрушали душу. В последний раз я видела Святослава Теофиловича во Франции в июне 1997 года на его фестивале в Гранж де Меле, около Тура. Он сам составил дорогую для него программу концерта: Первая соната Прокофьева для скрипки с фортепиано (Виктор Третьяков и Александр Мельников), четыре Прелюдии и Фуги Шостаковича (Александр Мельников), и вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (Алексей Мартынов, Елена Брылева и Ирина Ромишевская, партия фортепиано – Александр Мельников). Он появился в огромном зале впервые за три последних года; слух о его присутствии прошелестел в рядах замершей публики. Несколько секунд виден был его чеканный профиль, реял над рядами могучий Дух. Через сорок дней, первого августа 1997 года, Святослав Рихтер скончался на даче на Николиной Горе. Страница 8 из 9 Все страницы < Предыдущая Следующая > |
Комментарии
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать