На главную / Биографии и мемуары / Лидия Андреевна Петрова (Тихомирова) «Из истории семьи Тихомировых. Папины корни»

Лидия Андреевна Петрова (Тихомирова) «Из истории семьи Тихомировых. Папины корни»

| Печать |


Лидия Андреевна  Петрова, в девичестве Тихомирова

Лидия Андреевна  Петрова, в девичестве Тихомирова

У каждой семьи своя история. Она жива, пока потомки поддерживают память предыдущих поколений. В наших семейных альбомах издавна хранятся старые фотографии. С них смотрят мои бабушки и дедушки, дяди и тёти, их дети и близкие им люди. Эти фотографии живы, пока мы знаем, кто на них изображён и каковы судьбы этих людей. Мне уже 96 лет, и я осталась единственным представителем нашей семьи, хоть что-то помнящим о наших давних предках. Настало время поделиться этими знаниями с моими потомками, чтоб не распалась связь времён и оставалась живой история нашей семьи. Моим детям, внукам, правнукам и их потомкам начну рассказывать о наших общих предках, чьи судьбы тесно связаны с историей нашей страны. Этот рассказ о папиных корнях.

Лучше всех моих предков по линии отца я знаю бабушку, Анисью Дмитриевну, поскольку она всегда жила вместе с нами, до самой её смерти в 1945 году.

С её происхождением связано семейное предание, которое я многократно слышала от моего папы, Андрея Андреевича Тихомирова. Он говорил, что купец Громов в романе В.Я.Шишкова «Угрюм-река» имел реальный прообраз * Прототипами членов семьи Громовых были Косьма Куприянович, Аверьян Косьмич и Николай Ефимович Матонины.. Так вот этот реальный купец, оказавшись на Алеутских островах, подружился там с каким-то знатным алеутом, и когда уезжал домой, тот отдал ему своего сынишку. Купец стал крёстным отцом этого маленького алеута, который при крещении получил имя Дмитрий, а поскольку жили они в Громах, фамилию ему дали Громов. Тогда простые люди обычно получали фамилию по месту жительства: в деревне Бархатово все были Бархатовы, в Быково – Быковы, а в Горохово – Гороховы. Он рос в его доме, стал священнослужителем и женился на русской девушке. Среди их детей была и моя бабушка, Анисия Дмитриевна Громова. Я также помню, что однажды у нас гостил её племянник Лев Громов, а потом приехала его сестра, и вместе со Львом они куда-то уехали. Алеутские черты хорошо видны на портрете моей бабушки. Они передались также большей части её детей, хотя и не всем.

Анисья Дмитриевна Тихомирова, в девичестве Громова

Анисия Дмитриевна Тихомирова, в девичестве Громова

Не знаю, кем в точности был её отец – по-видимому, дьяком. Из рассказов бабушки я так поняла тогда, что у него были ученики, которые приходили к нему домой по несколько человек – только мальчики. Он учил их грамоте. А бабушка была очень любознательная, ей тоже хотелось учиться, но девочек учить было не принято. Она где-нибудь пряталась, чтобы отец её не увидел, и слушала урок. Так она научилась читать и писать. Она много читала и сама писала письма, в то время как другие девочки, её сверстницы, были неграмотны. Отец у неё был очень строгий, и девушкой она никогда не имела возможности куда-нибудь пойти, где собиралась молодежь. Она всё время была дома, помогала матери по хозяйству. А в 23 года её выдали замуж за дедушку, Андрея Николаевича Тихомирова, которому тогда было всего 16 лет. По сравнению с ней он был совсем мальчишка, никаких чувств она к нему не могла испытывать, хотя постепенно появилась привязанность. Она говорила мне: «Говорят, что есть такое чувство “любовь”, я его не испытала».

Андрей Николаевич Тихомиров, 1914

Андрей Николаевич Тихомиров, 1914

А дедушке было 16 лет, когда умерли его родители, и он остался старшим в семье. Кроме него осталось ещё двое младших братьев и сестра: Захарий, Агафаний и Анна. Тогда добрые люди и приняли решение женить его на Анисии Громовой. Она была девушка умная, приученная к труду, к тому же на 7 лет старше его, и на неё можно было положиться. Ей пришлось заменить всем им мать. Потом пошли свои дети, всего 14 человек. Правда, в живых осталось только семеро, остальные умерли в детстве. Старшим был Семён, потом Вениамин, Елена, Ирина, Андрей (мой отец), Нина (Анисия) и Николай.

Жили они в Иркутской области, переезжали из одной деревни в другую, вверх по Ангаре, вниз по Ангаре – куда дедушку направляли деревенским священником, там он и служил. По тому же пути пошёл и его младший брат Захарий.

Захарий Николаевич Тихомиров, 1904

Захарий Николаевич Тихомиров, 1904

Он окончил Иркутскую духовную семинарию и служил в деревенских церквах. В то время, когда я его видела, он был священником в деревне Горохово. Она находилась по соседству с селом Быково, где жила наша семья. Но постепенно новая власть наступала на церковь. Дóма об этом не говорили, но в 1932 году, когда я пошла в первый класс, нам в школе объяснили, что бога нет. Я пришла домой и тут же сообщила об этом бабушке. Она ничего не сказала, но видно было, что сообщение это ей не понравилось. Потом папа объяснил мне, чтобы я больше не говорила бабушке, что бога нет.

В 1919 году в Иркутске была закрыта Духовная семинария. С начала 30-х годов стали разрушать храмы. В 1932 году был взорван Кафедральный собор Казанской иконы Божей Матери. Кто-то, кажется папа, успел его сфотографировать, и фотография эта хранится в нашем семейном альбоме. Когда-то этот собор украшал Тихвинскую площадь – главную площадь Иркутска, впоследствии переименованную в площадь Кирова.

Кафедральный собор, разрушенный в 1932 году

Кафедральный собор, разрушенный в 1932 году

Разрушая храмы, преследовали священнослужителей, и Захарий, чтобы спастись от преследования, пошёл работать маляром на завод. Это ему не помогло. Однажды за ним пришли люди из «органов» и куда-то увели.  Он исчез, и  с тех пор ничего о нём узнать не удалось.

Дедушка очень ценил образование и стремился дать его своим детям, а также братьям и сестре, хотя самому пришлось учиться недолго, так как должен был работать и поднимать братьев, сестру и собственных детей. И всех выучил, кроме самого младшего сына Николая, который к учёбе не стремился.

Чтобы получить светское образование, ехали учиться в Томск. Там, в отличие от Иркутска, было довольно много учебных заведений: с 1838 года действовала Губернская мужская гимназия, а в 1863 году была открыта Мариинская женская гимназия – первое в городе среднее учебное заведение для девочек.

Мариинская женская гимназия, Томск, начало 20 века

Мариинская женская гимназия, Томск, начало 20 века

В 1877 году открылось реальное училище, а поскольку оно не могло вместить всех успешно сдавших приёмные экзамены, в 1911 открыли ещё одно.

Алексеевское реальное училище, Томск, начало 20 века

Алексеевское реальное училище, Томск, начало 20 века

В 1888 году в Томске открылся университет, в 1900 году Технологический институт, а в 1910 – Сибирские высшие женские курсы * Сведения взяты из книги. Город Томск. – Томск: Издание Сибирского товарищества печатного дела в Томске, 1912.  – Бесплатное приложение к газете «Сиб. Жизнь» за 1912 год..  Туда, в Томск, дедушка и отправил учиться троих своих детей и младшую сестру. По-видимому, Семён учился на медицинском факультете университета, Анна и Елена – в Мариинской женской гимназии, где можно было получить профессию учительницы младших классов, а Андрей – в младших классах реального училища.

Томский университет, начало 20 века

Томский университет, начало 20 века

Вот фотография 1912 года, сделанная в Томске. Слева младшая сестра дедушки Анна Николаевна, а дальше его дети: Елена, Андрей и Семён. На обороте написано: «Дар от нас, здесь находящихся, всем близким нашему сердцу в Громах. Ваши Тихомировы. Снят 4-го января 1912-го года.»


Жили все вместе на частной квартире, там же и питались – для всех готовила квартирная хозяйка. На этом фото слева квартирная хозяйка со своей внучкой, а справа Анна Николаевна и тринадцатилетний Андрей.


После окончания гимназии девушки вернулись в Иркутск и стали работать учительницами. Андрей был существенно младше остальных, поэтому уехал из Томска вместе со всеми и стал учиться в следующем классе реального училища уже в Иркутске, где оно к тому времени открылось (1912). Вот аттестат об его окончании.


Андрей собирался продолжить образование в Технологическом институте, но не успел. Как видно из аттестата, он окончил реальное училище в мае 1917 года, а в октябре грянула революция, и пришлось решать совсем другие проблемы.

Семён Андреевич был существенно старше, поэтому успел выучиться на врача и уехать в Казахстан ещё до революции. Он был ларингологом, причём очень хорошим, к нему приезжали на приём со всего Казахстана. Впоследствии ему было присвоено звание заслуженного врача.

Возможно, ещё в Томске Анна Николаевна и Семён Андреевич влюбились друг в друга. Так или иначе, всё кончилось их свадьбой – племянник женился на своей родной тёте. Дедушка был против этого брака и даже прекратил на какое-то время с ними отношения. Но потом смирился, простил. В последние годы своей жизни, уже больной, он жил у них. Вылечить его не удалось. Там, в Семипалатинске,  его и похоронили. А бабушка после его смерти вернулась домой и всегда жила с нами.

Бабушка и больной дедушка в Семипалатинске, ок. 1930 года

Бабушка и больной дедушка в Семипалатинске, ок. 1930 года

После замужества Анна Николаевна уже не работала в школе, а вела хозяйство и воспитывала детей. У них было двое сыновей, причём старший родился с болезнью Дауна. Анна считала, что беда эта вышла из-за слишком близкого родства её с мужем. Она была очень религиозная женщина, и всё время замаливала свою вину. Второй их сын, Валерий Семёнович, был щедро наделён способностями в самых разных областях и имел разнообразные интересы – он окончил математический факультет университета, великолепно рисовал и очень хорошо играл на фортепиано.

Вениамин Андреевич – второй по старшинству сын бабушки и дедушки – был офицером, участвовал в Первой мировой войне 1914 года и в Гражданской войне. С войны он не вернулся, и я никогда не видела ни одной его фотографии. Но тётя Нина (его младшая сестра) вспоминала о нём как об очень добром человеке, которого горячо любили именно за его доброту.

Нина Андреевна и Ирина Андреевна учились в Иркутске, обе получили право преподавать в младших классах и всю жизнь работали учительницами. Но о них и об их семьях будут отдельные рассказы.


Следующая часть:

Из семейного альбома. Дом на хуторе

 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^