На главную / Биографии и мемуары / Леонид Боярский. Школа кино — фильмы, люди, книги

Леонид Боярский. Школа кино — фильмы, люди, книги

| Печать |



Несколько слов по поводу «Зеркала». Заметки 1974 года

Прежде всего следует разобраться в терминологии. Речь идёт о таких словах как сюжет и фабула. На «пешеходном» уровне эти термины считаются синонимами, однако, это совсем не так. В серьёзном искусствоведении и литературоведении сюжетом называют глубинный смысл вещи, а фабулой — цепь событий. Наверное, достаточно вспомнить хрестоматийный пример — книгу Радищева. Разве в этой книге главное — перипетии поездки, а не слепок жизни российской глубинки? Фабула, таким образом, служила лишь способом изложения, своеобразным двигателем сюжета. По поводу затронутой терминологической разницы настоятельно рекомендуется разыскать книжку В.П. Демина «Фильм без интриги», изд. «Искусство» 1966 год.

В кинематографе, наверное, с момента его зарождения, эксплуатируется жанр фильма-путешествия, в лучших своих осуществлениях иллюстрирующий высказанный тезис. В приключенческих фильмах обычно сюжет и фабула совпадают, поскольку предметом, идеей, сюжетом фильма авторы выбрали именно событийный ряд. В более серьёзных картинах путешествие позволяет раскрыть характеры действующих лиц, их реакции и поступки в тех или иных обстоятельствах.

Есть, однако, и другой вид фильма-путешествия. Это — путешествие во времени. В рамках той «методики» автор получает широкую возможность исследовать жизнь героя во всей полноте (см. фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн»).

«Зеркало» — фильм уже довольно старый — 1974 года. «С первого предъявления», действительно, у многих, даже относительно подготовленных зрителей, вызвал недоумение своей непонятностью и сложностью. Вскоре это отношение к фильму радикально изменилось. Для понимания фильма нужно «всего лишь» посмотреть его второй раз и учесть несколько простых вещей. Главное, вспомнить — сюжет вещи и её фабула это далеко не одно и то же. В «Зеркале», строго говоря, фабулы почти нет. «Стихосложение» здесь выполнено по методу Эйзенштейна и других мэтров — Феллини, Ромма… Это, так называемый, монтаж аттракционов. Каждый эпизод, или аттракцион, по-своему закончен и совершенен. Однако сюжетом фильма, на мой взгляд, является восприятие человеком окружающего мира, близких ему людей, человека, как бы подводящего итоги жизни. Высвечиваются ключевые события, включая, в первую очередь, личностные — непростые отношения с матерью и женой. Эти женщины в глазах героя очень похожи по сути своей (недаром обе роли, причем блистательно, играет Маргарита Терехова). Здесь же и воспоминания об отце, стихи которого многократно звучат на протяжении фильма.

Я давно не пересматривал «Зеркало» (наверное, лет 15~20), поэтому не смогу подробно рассуждать по поводу тех или иных эпизодов. В одном я убеждён свято — «Зеркало» — картина глубоко личностная, именно поэтому её смело можно поставить на первое место во всём творчестве Тарковского.



 


Страница 8 из 14 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^