На главную / Биографии и мемуары / Леонид Боярский. Школа кино — фильмы, люди, книги

Леонид Боярский. Школа кино — фильмы, люди, книги

| Печать |



Александр Николаевич Сокуров


Если мне не изменяет память, Александр Николаевич дважды приезжал в Новосибирск в 80-е годы. Он тогда ещё вёл затяжные войны с начальством, отстаивая своё право на творчество и свою точку зрения на искусство. Эта война не могла не сказаться на его физическом здоровье и, на мой взгляд, на потере чувства юмора. К тому времени мы уже были знакомы как с его документальными фильмами, так и с первыми двумя игровыми картинами. К сожалению, во время тогдашних встреч мы почти ничего не смогли ни спросить, ни услышать что-нибудь о работах нашего гостя. Для него оказалось намного более важным в очень активной, почти агрессивной, форме изложить своё видение всех текущих жизненных вопросов и стремление обратить нас в свою веру. Мне это было ни к чему. Я хорошо помню фразу моего земляка харьковского философа начала 19 века Григория Сковороды: «Всякому городу нрав и права, всякий имеет своя голова». Я сейчас не смогу восстановить содержание речи Сокурова. В конце концов, о режиссёре надо судить не по его словам, а по результатам его труда. Об этом и имеет смысл порассуждать.

Знакомство с творчеством Сокурова произошло в связи с фильмом «Альтовая соната», посвящённом творчеству Дмитрия Шостаковича. Оценка увиденного — высший класс! Такого уровня документального кино мы очень давно (а, может, и никогда) не видели. Порадовали и другие ленты — элегии. Интерес вызвал фильм о тогда ещё опальном Борисе Ельцине. Но потом мы увидели сразу две игровые картины — «Одинокий голос человека» и «Скорбное бесчувствие». Оба фильма были с самого начала обречены на неудачу. Первый фильм был очередной попыткой экранизации прозы Андрея Платонова. Это, в принципе, была безнадёжная затея — прозу Платонова на язык киноискусства перевести невозможно. Было уже несколько попыток, но ничего не получалось. Такой это уникальный писатель.

Фильм «Скорбное бесчувствие» поставлен по пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Для этого писателя характерны удивительные чувства юмора и иронии. С серьёзным выражением лица приступать к работе над этим материалом невозможно. А Сокуров иначе не умеет! Вот и очередная неудача.

Дальше было ещё несколько реализованных проектов игрового кино. Боюсь, что здесь пора привести эпиграмму на совсем другого автора: «Писатель Саянов, создатель романов, сценариев, пьес — с успехом и без».

Победа была одержана Сокуровым на стыке игрового кино и документалистики — триптих «Молох», «Телец», «Солнце». На мой взгляд — полный успех.

А потом наступил черёд очень сильно раскрученного прессой фильма «Фауст». Может, в силу полного отсутствия у меня чувства стадности, я этот фильм вообще не принял. Раз Средневековье, то на экране должна быть сплошная грязь (чистота Маргариты подчеркивается её профессией — она прачка), сценарий рыхлый, логика эпизодов не всегда прослеживается, главное же — финал — дьявол посрамлён, Фауст победил Мефистофеля! Чем не «Девушка и смерть» Максима Горького? Фильм Сокурова — штука».

В Александре Николаевиче явно есть черты исследователя, для него важен поиск. Отсюда — попытка снять историю нашей страны одним бесконечным кадром (фильм «Русский ковчег»). Поиск нужно только приветствовать. А нам ждать и надеяться, что этот нетривиальный и талантливый художник снова выйдет на путь побед! В конце концов: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!»



 


Страница 9 из 14 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^