На главную / История и социология / Крейн Бринтон. Идеи и люди. Главы 1-4

Крейн Бринтон. Идеи и люди. Главы 1-4

| Печать |


Глава 4

 

Христианское учение

Точка зрения

Никто в западном мире не может полностью избежать влияния христианства. Даже люди, выступающие против того, что они считают христианской религией, неизбежно испытывают ее воздействие. В самом деле, христианством были окрашены мысли и чувства почти семидесяти поколений западных людей. В течение последних нескольких столетий деятельность миссионеров распространила влияние западного общества на весь мир. За две тысячи лет своего существования христианство как образ жизни проявило необычайную широту и разнообразие. В той или иной форме оно обнаруживается во всей деятельности западного человека.

Эти простые, очевидные выражения – «широта и разнообразие», «в той или иной форме» – сразу же ставят нас перед трудностью, с которой мы уже встретились при обсуждении религиозных верований евреев. Христианство – откровенная религия. Ее Бог совершенен, он превосходит такие человеческие понятия как время и пространство, превосходит самый исторический процесс. Но в то же время христианская религия прямо касается поведения людей на этой земле, то есть у нее есть миссия в историческом времени. Хотя ее теологи всячески старались сделать ее монистической, это в некоторых отношениях дуалистическая вера; она признает существование («реальность») сверхъестественного и естественного, души и тела, духовного и материального. С точки зрения внешнего наблюдателя христианство проявило большую изобретательность, приспосабливаясь к естественному миру и не теряя при этом своей связи с концепцией сверхъестественного мира.

В этой книге делается попытка изучить христианство извне, с позиции, отрицающей существование сверхъестественного, хотя, разумеется, не отрицается реальность человеческий чаяний, направленных к сверхъестественному. Часто, особенно начиная с эпохи Просвещения восемнадцатого века, христианство излагалось с чисто натуралистических позиций, иногда людьми, называвшими себя христианами. Эти авторы, отрицавшие реальное существование сверхъестественного, чаще всего враждебно относились к христианству как к организованной религии, были в действительности антихристианами, и нередко догматическими материалистами или позитивистами. Другие хотя и неспособны были принять сверхъестественную сторону христианской веры, писали в мечтательном, романтическом духе о ее красотах или восхищались ее этикой, хотя и отвергали ее теологию. Самое поведение авторов, отвергающих христианство, ярко свидетельствует о том, что человек Запада не может полностью избежать влияния христианства.

В этой книге мы попытаемся избежать ошибок нехристианских авторов, писавших о христианстве. Но читатель-христианин ни на миг не должен усомниться: основа христианской веры, убеждение в существовании сверхъестественного, божественного навсегда останется недосягаемым для натуралистических и историческим нападок, так как в конечном счете это убеждение уже само по себе отвергает любые натуралистические и исторические объяснения. Когда некий рационалистически настроенный английский священник, получив с алтаря Высокой Церкви освященные хлеб и вино, превратившиеся в плоть и кровь Божью, передает их затем химику и публикует заключение химика, что в них не содержится ничего, кроме хлеба и вина, он никоим образом не дискредитирует этим позицию Высокой Церкви. Химия, занимающаяся только фактами и теориями естественного мира, не может ничего сказать о чем-то вне этого мира.

 

 


Страница 19 из 23 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


Защитный код
Обновить

наверх^