На главную / Философия и психология / Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Часть 1

Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Часть 1

| Печать |


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Эрик Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Часть 1
  2. Предисловие научного редактора
  3. Предисловие переводчика
  4. Предисловие к первому изданию
  5. Предисловие автора
  6. Введение
  7. Глава I
    1. 1. Можно ли судить о людях по их виду?
    2. Откуда происходит человеческая энергия?
  8. {1] Зачем нужен мозг?
    1. Почему человек поступает и чувствует себя так, а не иначе?
    2. Как чувства изменяют опыт
    3. Чем люди отличаются друг от друга
  9. Глава II
    1. Что такое человек?
    2. Что человеку надо?
    3. Каковы самые мощные стремления?
  10. {1] Проблема человека
    1. Как люди выражают свои стремления?
    2. Как люди обращаются со своим окружением?
    3. Как человек растет и меняется?
    4. Почему человек должен управлять собой?
    5. Как человек принимает решение?
    6. Для кого все это делается?
  11. Глава III
    1. Чем взрослый отличается от ребенка?
    2. О чем думает новорожденный? (текущая позиция)
    3. Эмоциональное развитие сосущего младенца
    4. Как ребенок учится себя вести
    5. Маленький мальчик и маленькая девочка
    6. Обращение с людьми
    7. Когда начинается половая деятельность?
  12. 1} Как ребенок реагирует на поведение родителей?
  13. Глава IV
    1. Что такое подсознание?
    2. Из чего состоит подсознание?
    3. Почему люди видят сны?
    4. Истолкование сновидений
    5. Что такое сон?

2. О чем думает новорожденный?

В действительности этот вопрос нелогичен, поскольку новорожденный, вероятно, вовсе не думает. Насколько нам известно, его психическая жизнь состоит лишь из чувств и влечений и должна напоминать, тем самым, чистую поэзию.

Новорожденный только что совершил одно из самых трудных путешествий в своей жизни, пройдя через родильный проход во внешний мир, где его безопасность и благополучие полностью зависят от других; ему неизвестно даже, как сообщить о своих потребностях, пока он не обнаруживает, что плач некоторым образом помогает. Сердце его должно проталкивать кровь через его тело совершенно новым способом, потому что некоторые из кровеносных сосудов, используемых после рождения, не использовались раньше, и его кровообращение вначале действует не очень хорошо. А между тем, он больше нуждается в снабжении кровью; особенно нуждается в этом его голова, потому что мозг его требует в это время добавочной крови для роста. Его легким также требуется время, чтобы вполне приспособиться к их новой работе, так что и дыхание может оказаться проблемой.

Теперь ему приходится получать пищу с помощью сосания, а не автоматически из материнской крови; первое время он испытывает трудности и в этом, если его нервы и мышцы, связанные с этим действием, не координированы надлежащим образом.

Мать помогает ему в этом положении, часто помещая его как можно ближе к прежнему внутриутробному состоянию. Наилучшее возможное приближение — когда мать убаюкивает ребенка в руках, тесно прижимая его к своей груди, источнику его пищи. Это тепло и эта близость отчасти удовлетворяют его влечения и несколько облегчают его беспокойство, а убаюкивание и ласки матери помогают его дыханию и кровообращению.

По мере того как развивается его мозг, младенец все более способен обходиться без материнских рук и все увереннее чувствует себя в мире, потому что лучше его понимает.

Есть основания полагать, что ребенок, которого не ласкают, просто позволяя ему вволю сосать, развивается медленнее и более пуглив, чем дети, которых ласкают. Более того, изучение развития сотен детей привело к выводу, что если ребенка по-настоящему любят, это способствует развитию его мозга. Во всяком случае мать, привязанная к ребенку, лучше справляется со своим делом, чем равнодушная мать. Как бы тщательно мать ни исполняла все процедуры, необходимые для благополучия ребенка, всего этого недостаточно, если она, кроме того, не пошлепывает его и не прижимает к себе. Известны даже случаи, когда дети, вовсе лишенные ласки, погибали от функционального расстройства при обильном питании и безупречном гигиеническом уходе.

Надо иметь в виду, что младенец боится мира и, вероятно, тоскует о месте, куда нет возврата. Думать он не способен, и у него нет действенных внутренних способов справиться со своими страхами и желаниями. И если его желудок может быть наполнен из бутылочки, то лучший способ внушить ему ощущение безопасности и побудить его расти — это материнские объятия.

 


Страница 27 из 39 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^