Н. В. Шелгунов. Европейский запад |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ
IV. Подавляющее римское владычество должно было вызвать сильнейшую реакцию мысли именно там, где чувствовался сильнее гнет римского деспотизма. Такой страной оказалась Палестина. Иудеи давно уже страдали от собственных внутренний раздоров и от бездарности последних Маккавеев, и римлянам не стоило никакого труда покорить нравственно павшую Палестину. При Ироде, прозванном великим, притеснениям и гонениям не было конца. Подозрительный и злой, он совершал вовсе ненужные злодейства. Зная, например, что его ненавидят, он, умирая, велел заключить в тюрьму несколько ни в чем не повинных граждан и казнить их, чтобы народ не радовался его смерти. При таких правителях жизнь была тяжела, страдания невыносимы, напряженное состояние доходило до последнего предела. Все, кто верил в возможность лучшего, кто не мирился с идеей вечного зла и с торжеством его над добром, кто сохранил в себе все лучшие чувства и стремления, с напряженной надеждой ждали перемены, твердо веруя, что старый порядок более невозможен и что Бог спасет свой избранный народ. Евреи, по-видимому, носили в себе все задатки высшего человеческого развития, от которого можно было ожидать обновления. Единственная высшая власть, которую евреи признавали над собою, была власть Бога; вне Бога все считались равными, и человек не мог подчинять себе другого человека. Государственная идея евреев была идея религиозная, а не светско-политическая; их государство было религиозным братством, союзом равных и равноправных людей, судьбами которых руководил и управлял Бог. Бог был для них единственной всемогущей силой, которую они признавали над собою, и единственной внешней волей, которой они подчинялись. Это был уже совсем не тот идеал, под влиянием которого сложились аристократические учреждения греко-римлян. Аристократы-фарисеи, державшиеся классического воззрения на жизнь, ставили форму выше содержания. Они думали, что избавитель явится в виде могучего и блестящего царя, который установит новый порядок, что он изберет своим орудием аристократов, наградит их почестями, богатством и затем вверит им управление освобожденной страной. У фарисеев был готовый римский идеал. Ессеи держались другого образа мыслей2. Они не придавали никакого значения форме и мало обращали внимания на букву закона. Немножко мистики, они отдавались высшему созерцанию, не признавали между людьми внешнего различия, считали себя равноправными братьями, отличались патриархальной простотой в обычаях и вели глубоко нравственную жизнь. Это были истинные демократы, вроде первых пуритан, люди непосредственного чувства, несколько склонные к пиетизму, гнушавшиеся всякого насилия. Поэтому-то они и не были способны к политической деятельности своего времени, когда только энергическая материальная сила создавала торжество. Ессеи думали, что обновление мира должно совершиться чисто нравственным путем и что спасение явится духом, а не плотью. Ожидая, как фарисеи, Мессию, они заботились о собственном нравственном исправлении и не задавались никакими политическими идеалами. В этом отношении они составляли полнейшую противоположность с практическими юристами — римлянами. Новая проповедь любви и братства, религия милосердия и прощения, вера не в карающего и грозного Иегову и Юпитера громовержца, а в Бога всеблагого и милостивого, в Бога, как источник истины и добродетели, возвышающего чувства над страстями, украшающего дух, равняющего всех людей перед собой — знатных и незнатных, богатых и бедных, царей и рабов, — такая религия слишком отвечала наболевшему чувству угнетенных масс, чтобы не привлечь их под свое гуманное знамя. Никакой Пилат, никакие преследования и казни не могли остановить новой истины и спасти старый принцип. Рассеявшиеся после разрушения Иерусалима евреи разнесли свою проповедь нового, всеблагого Бога во все римские владения. Они повсюду проповедовали равенство, братство и любовь и сулили счастье бедным и угнетенным. Этот новый принцип потряс в корне все римское мировоззрение. Он уничтожил веру во весь старый гражданский порядок, во все формы существовавшего социального устройства, погубил в идее весь древний быт и направил все усилия людей к формированию нового мировоззрения. Идея равного достоинства была, наконец, найдена и провозглашена. Теперь наступила для человечества пора приискания для нее соответственных политических и социальных форм.
2 Ессеи, или эссены — еврейская секта, которой автор заменяет, в цензурных соображениях, ранних христиан. Как показали находки в пещерах Кумрана, близ Мертвого моря, ессеи в самом деле были предшественниками христиан. Дальше по той же причине христианство часто заменяется «католичеством». (Примеч. ред.).
Страница 4 из 9 Все страницы < Предыдущая Следующая > |