На главную / Русская интеллигенция / Н. В. Шелгунов. Европейский запад

Н. В. Шелгунов. Европейский запад

| Печать |


VII.

В католицизме необходимо различать две несогласные между собою идеи: идею официальной юридической церкви, вооружившейся всеми атрибутами материальной власти, и чисто христианскую идею, из которой вышел католицизм и которая впоследствии нанесла первый удар католичеству.

Официальная юридическая церковь, как учреждение государственное, есть отступление от основной христианской идеи, слишком возвышенной, чтобы люди средних веков могли ее усвоить во всей чистоте. Если чисто христианская идея и могла рассчитывать на фанатизм, то на фанатизм такой исключительный, на способность к такому самоотвержению и к такой любви к ближнему, которые могли составлять только самое редкое исключение. И пока христианская пропаганда вращалась в низших слоях простых и бедных людей, христианская идея сохраняла в чистоте свой характер высокой гуманности, любви и личной свободы. Совсем иным становится эта идея, когда она воплощается в римско-католическую церковь. Это уже не свободная проповедь любви, братства и общего жития; это уже юридическое учреждение, с вполне организованными средствами классического римско-государственного величия и с чисто гражданскими поползновениями на теократическое владычество. Церковь эта борется с императорством за преобладание; она создает себе целую несокрушимую армию покорного, вполне дисциплинированного и зависимого монашества и пользуется страшным средством отлучения и проклятия. Она пользуется невежеством масс, их старыми языческими суевериями, превращая их в новейшее суеверие и под маской христианского смиренномудрия и всепрощающей благости вносит повсюду меч и разрушение, льет потоки крови, подавляет нравственную свободу, связывает мысль, оскорбляет чувство.

Не сразу обнаружилось подобное противоречие и несогласие двух противоположных идей — древнеклассической и новой христианской, которые хотела примирить в себе католическая церковь. Тем не менее, оно все-таки обнаружилось и сказалось.

Новые христианские народы, а особенно германцы, вступили в христианство с чисто реальным мировоззрением, и если они крестились так скоро, то, конечно, благодаря больше душеспасительной энергии Карла Великого, действовавшего, как Добрыня в Новгороде. Карл Великий велел раз изрубить пять тысяч саксонцев за то, что они не слишком торопились креститься и признавать его императорскую власть. Обещания выгод, подарки и лукавая ревность проповедников, не говоря про крещение мечом, много способствовали превращению Германии языческой в Германию католическую. Но Германия языческая, переменив название вещей, сохранила о них свое языческое представление. Ее простым, неизнеженным северным людям, чуждым римской цивилизации, были чужды и психические страдания павшего Рима. Германцы и славяне еще не совсем забыли, как они жили в своих лесах, как они творили свой народный присяжный суд, как они пользовались своим выборным началом, как их никто тогда не жег на кострах, не пытал пытками в застенках и не воспитывал в них политических и религиозных понятий виселицей и колесом. К этому присоединилось еще и то, что католическое смиренномудрие и десятина в пользу церкви проповедовались монахами с неизмеримо большим усердием, чем евангелие, что, благодаря воинским потребностям светской власти и душеспасительной корысти монахов, число свободных людей уменьшалось, а количество земель, принадлежащих монастырям, духовным и светским правителям, увеличивалось. Эта обидная практика никак не примирялась в понятиях простых людей с христианским идеализмом, который проповедовался с кафедры католическими монахами.

О католицизме, как об умершей передовой идее, особенно распространяться, по-видимому бы, и не нужно. Но, во-первых, католицизм — далеко еще не окончательно сломленный враг, что показали еще недавно Франция и Германия; а, во-вторых, в католицизме есть много сторон, имеющих общий исторический интерес и не для одних католиков. Католицизм есть конгломерат понятий и идей, которым только и объясняется современный разброд европейских политических понятий. Первая исходная точка католицизма есть христианская идея любви, братства и равенства, кодексом которых являются евангелие и библия. Затем в католицизм входит мистический элемент Востока, противополагающий свой идеализм классическому материализму. Далее, с севера, от лесов Германии, входят идеи народов германского и славянского корня, которые уже имели своих богов, свои верования и суеверия, свои свободные учреждения, непохожие на римские, и свою грубую культуру, непохожую на греко-римскую цивилизацию. Наконец, из Рима, вместе с его головной образованностью, с его софистикой и схоластикой, с его привычкой к внешним логическим построениям, вносится логически-законченное римское право и идеи классического государства. Каждый из этих элементов есть противоречие один другому и, между тем, каждым из них пользовался и пользуется до сих пор католицизм.

 

 


Страница 7 из 9 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^