В. Кузнецов. Как стать нужник'ом (персифляжи) |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕПерсифляж № 8 Как стать нищим(Семинарий для идеалистов) В наше время нищенство - основной способ существования. В России все без исключения живут подаянием, которое в зависимости от социального статуса просителя и формы попрошайничества именуется по- разному: милостыня, стипендия, зарплата, пенсия, пособие, субсидия, ссуда, гуманитарная помощь, кредит, трансферт, транш. Психология нищего отличается поразительной гибкостью. Приспособляемость его не сравнима ни с каким другим видом животного. Теорию, историю и философию нищенства, очищенную от политических эвфемизмов и конъюнктуры, следует изучать в университетах. Настоящая публикация - попытка хоть в малой мере восполнить этот пробел и вооружить молодых людей, вступающих в жизнь, минимумом необходимых представлений о ней. Только от них самих зависит, какого места удастся добиться в тщательно отретушированной государственными идеологическими институтами реальности. Но в 99 случаев из 100 это будет место нищего, что и призван подтвердить нижеследующий текст. Для более удобного усвоения материала он перемежается современными притчами из жизни нищих. Итак… - У первобытных людей определения "нищий" не существовало. В те времена не просили - в те времена отбирали необходимое. Не умеющих обеспечить себя убивали. Нищий как знаковая фигура цивилизации возник с началом процесса социального расслоения общества, в котором ему была определена низшая ступень. На это указывает семантическое сходство и почти одинаковая фонетическая транскрипция упомянутых лексем: нищий - низший. - В Древнем Риме нищие рекрутировались из рабов-вольноотпущенников, разорившихся колонов-арендаторов, военных инвалидов и городского люмпена. Все они были выключены из государственной системы, перебиваясь воровством, попрошайничеством и редкими подачками Цезаря. Именно в Древнем Риме родилось понятие пауперизма - массовой нищеты. Там же изобрели актуальный до сегодняшнего дня слоган: "Хлеба и зрелищ!" - Эта литая формула определяет социальную физиономию нищего. Первая часть ее обнаруживает доминирующее над всем чувство голода, которое низводит до животного состояния, упраздняя нравственные начала, интеллект, духовность - словом, все, что выделяет человека в этом мире. Вторая напоминает о способности к абстрактному мышлению и наличии второй сигнальной системы. Дескать, голодный, но все - таки не скотина… - Сын бочара, типографский наборщик Пьер - Жозеф Прудон (1809 - 1865) был автором еще одного актуального слогана нищих - "всякая собственность есть кража", взятого на вооружение анархистами1 . В 1846 году он опубликовал работу "Система экономических противоречий, или философия нищеты", где с французским изяществом, между прочим, доказал, что полезные продукты требуют наименьшего времени для производства (пастушество, охота, рыболовство, сбор плодов) - и это всегда гарантирует их спрос у населения. - На следующий год Карл Маркс (1818 - 1883) издал книжку "Нищета философии", в которой с немецкой аккуратностью раскатал по бревнышку всю экономическую систему Прудона. В части же производства полезных продуктов Маркс заметил, что в обществе, основанном на нищете, спросом широких масс пользуются не самые полезные, а самые нищенские продукты. В качестве примера Маркс назвал хлопок, картофель и водку, которые уже в его время были наиболее ходовым товаром среди тех, кто жил за чертой бедности. Ну и кто после этого осмелится назвать Маркса устаревшим? - О голоде, как непременном спутнике любого общества, философы и социально ориентированные художники стали поговаривать издавна. В России еще в 1864 Н. А. Некрасов дал отмашку: "В мире есть царь, этот царь беспощаден - голод название ему"2. Красивую метафору о Царе - Голоде подхватили народники, но это понятие было скорее эмоциональным, и употреблялось оппозицией в борьбе за достижение целей в качестве жупела. - В царской России каждая губерния обязана была иметь точные сведения о количестве нищих и о средствах, потребных на окормление и призрение убогих. Часть средств выделялась из местных бюджетов, часть поступала от благотворителей, часть - из сельской общины. Власть знала, сколько в России нищих, какова их динамика, где они преобладают…Сегодня число нищих в стране неизвестно никому. Понятие это распалось на эвфемизмы: малоимущие, нетрудоспособные, социально незащищенные, престарелые, инвалиды - что позволяет власти игнорировать нищенство как социальную проблему в целом. - Классик социологии, Питирим Сорокин3 впервые исследовал голод в качестве социологической категории, написав работу "Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь". Но когда, в 1922 году, книга была готова, его выдворили из России, а набор рассыпали. Сохранились 280 страниц гранок, (из 560) которые пылятся в Библиотеке имени В. И. Ленина. - После Прудона, Маркса, и Сорокина нищими мало кто серьезно интересуется. Даже благотворительные организации почему - то предпочитают опекать собак или наркоманов, а уж государству нищие - что покойнику мороженое. Сегодня положение убогих в обществе примерно такое же, как у Швейка, которого определили в сумасшедший дом, хотя при этом никто не знал, что с ним делать. Но Швейк был один - попрошайки же скоро заполонят земной шар. И всех надо удовлетворить хлебом и зрелищами. - Стремительно увеличиваясь в процентном отношении, класс нищих требует, однако, не только хлеба и зрелищ. Он требует также концептуального обоснования своего общественно-политического статуса. Любая страта, выделяющаяся в обществе по социальному, интеллектуальному, экономическому или иному признаку должна иметь концепцию, подтверждающую легитимность своего существования. - Концепция нищенства, в конце концов, нашла свое воплощение в христианстве. Христианство - это религия нищих и бродяг, она создана нищими и бродягами, первыми ее пропагандистами стали нищие и бродяги, культивировавшие бедность, смирение, немощность: ("Если должно мне хвалиться, буду хвалиться немощью моею". 2, Кр. 12:30). Притча о выборе места в жизни В одном городе закрылось предприятие, и в числе других уволили человека, который совсем немного не доработал до пенсии. Пришлось на старости лет сделаться попрошайкой. Вначале ему было стыдно, но постепенно он привык к такой жизни. Однажды к нему подошел другой нищий. Оказалось, что за место надо платить взнос в общую кассу и регулярно посещать собрания нищих для обсуждения текущих вопросов. Потом местный священник пригласил в воскресение посидеть на паперти - для кворума, затем телевизионщикам понравился его типаж, и человека сняли в массовке… Словом, через короткое время жизнь его наполнилась смыслом. День был расписан по минутам: кроме основного занятия, он представительствовал на митингах, возглавлял союз многодетных матерей, помогал домушникам сбывать краденое и состоял платным осведомителем в районном уголовном розыске. Как-то его встретил бывший сослуживец, сообщивший, что их предприятие выбралось из кризиса, и приглашает всех специалистов вернуться на прежнюю работу. Он выслушал сослуживца, подумал - и отказался. Человек понял, что наконец-то нашел надежное место в жизни. Рабочего - уволят, депутата - не переизберут, министра - отправят в отставку. Все в этом мире зыбко и непостоянно. И только нищий может быть спокоен за свой завтрашний день, который никогда не будет хуже вчерашнего. Потому что милостыню подают всегда. Во все времена. - …Итак, христианство. Несмотря на то, что оно было вызовом традиционной государственной конфессии, берущей начало еще с античных времен, - новая религия импонировала власти тем, что не посягала на ее устои. Более того - пресыщенные римляне получили свежее пряное блюдо в ассортименте извращений тысячелетней Империи: патриции, склонные к садизму, предавались излишествам в окружении живых христианских факелов, мазохисты же рядились в рубища, распевали с рабами и нищими псалмы в катакомбах, а потом впадали в экстатическое состояние под розгами бичевавших их ликторов. Всем было клёво - и последователям, и преследователям. Но самое главное: в христианстве начисто отсутствовала социальная проблематика. Конформизм плебеев - вот что привлекало. - Кстати, это относится не только к христианству. В VIII веке ислам обогатился новым направлением - суфизмом4, который особенно тяготел к аскезе и полному отрешению от мирской суеты. Завшивевшие, оборванные бродяги-дервиши, требовавшие подаяния у правоверных, олицетворяли высшую степень служения пророку. Святость измерялась количеством вшей: у кого их больше - в том больше святости. Государство - ни в христианском, ни в мусульманском мире - не возражало против такой мотивации попрошайничества. Лишь бы не бузили и не требовали передела собственности. - Однако, в рамках любой конфессии непременно сыщется оппозиция, которая на базе той же канонической литературы создаст плебейскую ересь, сведя ее суть к одному - уравниванию нищих в правах с остальными членами общества. А иначе - за что боролись? - Религиозные ереси нищих сотрясали государства постоянно. В Иране это были маздакиты (VI век), в Болгарии - богомилы (X век), в Италии и Франции - катары и альбигойцы (XII-XIII века), в Англии - лолларды (XIV век), в Чехии - гуситы (XV век)5 и т.д. Государство, вовлекаясь в борьбу с ересями, наряду с репрессиями, вынуждено было маневрировать, прибегая нередко к оружию противника. Католицизм, например, образовал в XIII веке целый букет нищенствующих монашеских орденов: францисканцы, доминиканцы, кармелиты, августинцы6… - Конечно, можно смеяться над толстозадыми доходягами, но, тем не менее, они корректировали общественное мнение, с одной стороны - личным примером утверждая незыблемость конформистских основ учения Христа, с другой - снимая социальную остроту провоцируемых плебеями ересей и перенося их с полей сражений в область теологических дискуссий. Притча об основном законе нищенства Двое нищих - старый и молодой - работали в переулке. Здесь было тихо и малолюдно. Старый нищий терпеливо дожидался редких подаяний, молодой же роптал на людскую скупость. Как-то их навестил коллега из центра города и сообщил, что на самом оживленном перекрестке появилось вакантное место. - Я не пойду, - отказался старый нищий. - На перекрестке сквозняки, а это вредно для моих почек. Кроме того, от шума у меня может разыграться мигрень. А здесь тихо, люди приветливые, большей частью знакомые, на жизнь мне хватает - чего же я пойду? От добра добра не ищут. - Ну и торчи в этой дыре! - закричал молодой нищий. - Ты старик, тебе все равно, а я не хочу загубить лучшие годы на бесперспективной окраине. В центре жизнь бьет ключом, там яркие личности, там есть возможность реализовать свои способности, чего-то добиться. В конце концов, там просто больше подают. Прощай, старик и прости: я должен использовать свой шанс. … Он вернулся через неделю и молча встал на старое место. В конце дня, подсчитывая выручку, молодой нищий сказал старику: - Ты был прав. Народу в центре гораздо больше, но почти ничего не дают - бегут мимо, как сумасшедшие. И сквозняки - не дай Бог. Старик грустно улыбнулся. Он давно знал основной закон нищенства: от перемены мест попрошайничества сумма подаяния не меняется. - Государственная корректировка плебейских ересей напоминала перманентную артиллерийскую дуэль, которая длилась на протяжении всей истории, постепенно удаляясь от религиозной мотивации и приближаясь к социальной. Вот только один из примеров. Французский утопист Франсуа Ноэль, известный более как Гракх Бабеф7 , организатор "Заговора равных", в своем "Манифесте плебеев" потребовал восполнить материальный недостаток малоимущих за счет состоятельных членов общества. Эта свежая мысль стоила ему в 1797 году гильотины. - Буквально на следующий год после упомянутого печального события английский священник Томас Мальтус8 издал сочинение "О народонаселении". В нем на основании выведенного закона (возрастание населения в геометрической прогрессии, а средств существования - в арифметической) он убедительно доказал бессмысленность государственной поддержки нищих. Благодарная власть подарила попу чин профессора истории и политэкономии. - По тем временам факт действительно замечательный: церковник оправдывает войны и эпидемии необходимостью сбалансированного распределения материальных благ среди верующих. Механизм карьеры Мальтуса с тех пор эксплуатируется во всю: доктора наук, обосновывающие любой чих государства, плодятся, как бродячие кошки. А вот авторов ересей, что-то незаметно: видимо, карьера Бабефа не вдохновляет… Притча о несчастной любви Молодой слепой нищий заметил девушку, которая, проходя мимо, всегда щедро давала ему мелочь. Как-то дождь вынудил ее укрыться под тентом магазина, где сидел слепой, и они познакомились ближе. Нищий в прошлом был поэтом, а девушка оказалась учительницей, живущей в соседнем общежитии. Молодые люди говорили и не могли наговориться: о своем детстве, о любимых стихах, о засилье пошлости в литературе и жизни… Когда дождь прекратился и девушка, вздохнув, ушла, - слепой нищий решил разыскать ее, чтобы больше никогда не расставаться. На самом деле он не был слепым и сквозь свои темные очки хорошо разглядел, с какой любовью и жалостью смотрела на него девушка, когда он читал ей свои стихи. В выходной день нищий надел лучший костюм, купил цветы и отправился в общежитие. Он описал вахтеру свою знакомую, и тот указал номер ее комнаты. Открыв дверь, девушка вначале не узнала его. Узнав же, не обрадовалась, а зарыдала. - Ты обманул меня, - плакала она. - Я полюбили слепого, несчастного поэта, а ты оказался мошенником, наживающимся на людском сострадании. - Но ты тоже обманула меня, - возразил нищий. - Вахтер рассказал, что ты не учительница, а проститутка. Тем не менее, мы любим друг друга - и это главное. Однако, через месяц они расстались. Ей надоело видеть своего возлюбленного, выпрашивающего подаяние. Он же постоянно приходил в бешенство, когда его любимая начинала торговаться с клиентами. То, чем занимался каждый из них, выглядело и впрямь отвратительно. Но только - со стороны… - Грандиозной ересью всех времен стало учение о бесклассовом обществе. Успехи первого социалистического государства, реализующего самые фантастические идеи утопистов, имели огромный резонанс. Нищенство, бродяжничество и связанная с ними преступность оказались наследием проклятого прошлого, не имеющим корней в царстве социальной справедливости. Ни бродяг, ни нищих в стране официально не было равно, как в законодательстве - соответствующих дефиниций. Внесудебная расправа, административная ссылка позволяли решать проблему, не упоминая их как субъекты правоотношений. - Но во второй половине XX века государство вынуждено было вспомнить о них. Нищета на пороге коммунистического общества должна была иметь какое-то объяснение - хотя бы из приличия. И государство принялось спешно приводить свое внутреннее устройство в соответствие с идеократическими декларациями. Социалистическое законодательство перещеголяло даже царское "Уложение о наказаниях", обходившееся в отношении убогих всего одной статьей, каравшей за бродяжничество. В нашем законодательстве бродяга был представлен, как бог, един в трех лицах: собственно бродяга, он же попрошайка и он же - нарушитель паспортного режима9. Причем, на каждую ипостась была своя юридическая управа. Не промахнешься. - И хотя по-прежнему талдычилось об отсутствии социальных предпосылок и родимых пятнах капитализма - это был секрет Полишинеля. Страна уверенно вступала - но не в период развернутого строительства коммунизма, а в эпоху пауперизма. Как во времена Древнего Рима… Притча о безногом Гоше Нищего Гошу в городе знали все. Когда утром он ехал на своей каталке по улицам, гремя подшипниками, обыватели говорили друг другу: - Гоша на работу поехал - значит и нам пора. Ежегодно Гоша отправлялся на богомолье в Архангельскую область замаливать грехи горожан, которые специально для этого собирали ему деньги на дорогу. Он не злоупотреблял любовью обывателей: если и напивался, то не более раза в неделю. Напившись, приезжал в милицию и просил запереть его на ночь, чтобы ненароком не нарушить общественного порядка. Как-то, следуя по своим делам, он увидел группу подростков, которые громко выражались нецензурной бранью, а, проходя мимо памятника основателю города Семену Дуракову, справили малую нужду прямо на основателя. Гоша стал гневно отчитывать юных хулиганов. Те сперва опешили, но, уяснив, в чем дело, подняли инвалида вместе с каталкой и поставили на автомат с газированной водой. И битый час опозоренный Гоша торчал на автомате рядом с памятником опозоренного Семена Дуракова, боясь пошевелиться. Пока не был снят нарядом милиции10. Отношение молодежи к истории своего города потрясло нищего. Он запил, в пьяном виде стал ездить по улицам, громогласно проклиная жителей и их потомство до седьмого колена. Вскоре Гоша исчез из города, который с тех пор превратился в разбойничий вертеп: каждый день там случаются жуткие убийства, поджоги и другие опасные преступления. А горожане с тоской вспоминают Гошу и мечтают о каком-нибудь безродном калеке, который поехал бы на богомолье в Архангельскую область - замолить их грехи. Но после исчезновения Гоши никто из местных нищих на это не решается. И с каждым днем их в городе становится больше и больше. А это плохая примета… - В разных государствах к нищим относились по-разному, в основном - без особой приязни, справедливо полагая их питательным бульоном для метастаз преступности. Западноевропейская литература пыталась, правда, придать этому союзу романтический привкус (Эжен Сю, Виктор Гюго, Фридрих Шиллер, Вальтер Скотт и т. д.) - но налицо был очевидный перебор, связанный с особенностями жанра. Тем более что Европа вообще переживала в тот период детскую болезнь романтизма. - Рациональные англичане, однако, имели на этот счет свое мнение. В XVIII веке Джонатан Свифт подсказал поэту-сатирику Джону Гею11 сюжет "Оперы нищих", которую в XX веке Бертольд Брехт переделал в знаменитую "Трегрошовую оперу". Остроумная интерпретация идеи нищенства как респектабельного бизнеса, контролируемого криминалом - выражала, как ни печально, вульгарную точку зрения британского сообщества на эту проблему. Кстати, доминирующую теперь и в Старом, и в Новом свете. - Дело в том, что нищие, бродяги и уголовники при всей внешней схожести и единой среде обитания - абсолютно разные психотипы. Если бродяга - пария, отторгнутый обществом, беженец поневоле, то преступник - идейный анархист, который по своей инициативе отвергает его законы - а это, согласитесь, должно формировать разную ментальность. Нищий же - тот вообще государственник, выражаясь современным языком. Но кого интересуют такие тонкости? - Восток - другое дело. В мусульманских и буддийских странах нищие, как уже упоминалось, слыли проводниками религиозных учений (даосизм, суфизм, дзен-буддизм12), и этот статус давал им некоторое преимущество перед их европейскими коллегами. Религиозная идея консолидирует нацию. Следовательно, азиатские нищие - не изгои, как в Европе, а проводники этой идеи, эмиссары. Поэтому и отношение к ним у народа соответственное. - Однако нигде с такой симпатией не относились к нищим, как в России. Начиная с древних былин и кончая классиками (Пушкин, Достоевский, Толстой, Горький) калики перехожие, юродивые, бедные люди, нищие студенты, спившиеся интеллигенты - весь этот человеческий отстой наделялся такими достоинствами, о которых серый провинциальный обыватель мог лишь мечтать. Вековые, любимые наши песни - о бродягах, бегущих с Сахалина с сумой на плечах, о Кудеяре - атамане, добровольно ставшем нищим… - Двадцатый век добавил в безбрежное море народной любви к отверженным криминальную струю, проецируя на уголовника архетип страдающего изгоя общества, ему не принадлежащий. Впрочем, как ни странно, нищих-то всегда и обирали - речь, идет, разумеется, не о материальных, а о моральных ценностях. - Неспособность причинить зло ближнему - вот категорический императив убогого. И это одно из немногих человеческих достоинств, на которое во все времена был огромный спрос. Наука, религия, власть, политики - пускались во все тяжкие, чтобы если не обладать, то хотя бы слыть обладателем этого волшебного свойства, ибо без него не бывает справедливости. - Но, к сожалению - или к счастью - владеть чудесной чашей Грааля13 можно, только став абсолютно неимущим. Причем, никакой практической пользы владельцу чаша не принесет. Кроме исконной русской любви к несчастным, которая граничит с мазохизмом, и которую на хлеб не намажешь. Тем более что любовь эта всегда абстрактна, а число несчастных неизвестно. - Количество нищих у нас скрывается не случайно. До сих пор никто не знает (и не узнает никогда), сколько людей за последние годы погибло в результате изуверских "веерных" отключений электроэнергии зимой14 . Не надо обладать государственным умом, чтобы понять: в суровых климатических условиях Сибири и Дальнего Востока отключение света и тепла означает физическую смерть немощной, нетрудоспособной части населения - в первую очередь нищеты. Учитывайся она статистикой - массовый падеж людей невозможно было бы скрыть равно, как избежать международного скандала. А так - обошлось. Всемирный банк недавно даже с удивлением констатировал значительное сокращение у нас числа бедных. Еще бы не быть сокращению! Какой дурак будет разъяснять этим филистерам смысл "веерных отключений"? - Английский экономист XVIII века Адам Смит15 утверждал, что обычная заработная плата работника есть минимум, совместимый с животным условием существования человека. - Прикиньте средний размер оплаты труда в России - только по честному. У нас в статистике фигурирует зарплата, которая работнику начисляется - на руки же он получает свои деньги уже после вычетов, назначение которых даже не всегда может объяснить. Кроме того, "средняя" статистика всегда неплохо камуфлируется доходами власть имущих. Так что, если убрать из нее кошельки "верхних десяти тысяч" и оставить только те деньги, которые действительно платит государство своим гражданам - получится искомый минимум Адама Смита. - Скорректируйте его с учетом того, что значительная часть денег выдается населению в руки с задержкой на месяцы, а порою годы - и вы узнаете нашу Главную Военную Тайну: сколько россиян нищенствует. Что у вас там вышло? Правильно, Гондурас и Нигерия отдыхают… - А теперь, когда вы знаете, как стать нищим и что вам даст такая метаморфоза - я спрашиваю вас: "Это вам надо? Нет? Тогда шевелите помидорами!" Притча о рейтинге нищих Трое нищих поспорили: кому больше подадут? Один при помощи теста и красок сделал себе на лице кровоточащие язвы, надел черные очки, подвернул под себя ногу и прикинулся слепым инвалидом. Другой попросил у соседки ребенка в долг, завернул в тряпки и, встав на углу оживленной улицы, потихоньку щипал его, чтобы детским плачем возбудить сострадание прохожих. Третий не стал ничего придумывать. Он сел на тротуаре и поставил перед собой табличку с надписью: "Хочу купить сотовый телефон. Не хватает совсем немного. Помогите!" Ему подавали больше всех… Валерий Кузнецов Страница 9 из 11 Все страницы < Предыдущая Следующая > |
Комментарии
собери митинг, бей себя пяткой в грудь, притворяйся, что о России- матушке радеешь
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать