А. И. Фет. Пифагор и обезьяна |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ
Послесловие к книге «Пифагор и обезьяна»В начальных главах этой книги автор поет славу математике, открывшей гармонию мира и являющейся «единственной формой теоретического познания, присущей человеку», и параллельно рассказывает, какой огромный вред причинили культуре философы, не знавшие математики, но преклонявшиеся перед ней, а потом дельцы, устроившие «теоремную промышленность». А в конце описан последний, едва ли не смертельный удар, полученный культурой от компьютеров, в которых используется «второсортная математика». И у читателя может возникнуть вопрос: почему же в подзаголовке книги написано «Роль математики в упадке культуры», а не что-нибудь вроде «Как философы, дельцы и второсортные математики убили культуру»? Может быть, это оговорка, одна из упоминавшихся в предисловии неточностей? По моему глубокому убеждению, это не так: подзаголовок абсолютно точно выражает то, что имел в виду автор. Математика сосредоточила все свое внимание на объяснении «окружающего мира», что было прежде прерогативой религии. Со временем естественнонаучное объяснение, опиравшееся на математику, взяло верх над религиозным; религия утратила авторитет, и на то место, которое она раньше занимала, стала претендовать «наука», покоившаяся на прочном фундаменте математики. Но у религии испокон веков была и другая, еще более важная функция: она объясняла человеку, кто такой он сам, каково его место в мире и в чем смысл его жизни. Новая «научная» религия выполнять эту функцию не смогла, и человек остался без опоры. Поддержать его в этой трагической ситуации могла бы культура, но и ее авторитет был подорван, потому что все ее корни – в старой, традиционной религии. А математики, увлеченные открытием законов, правящих внешним миром, прошли мимо самых важных вопросов, поставленных их деятельностью перед человеком: подчиняется ли подобным законам его внутренний, духовный мир? подчиняется ли подобным законам общество, в котором он живет? Решение этих вопросов было отдано на откуп некомпетентным философам и политикам, и только в середине двадцатого столетия Карл Поппер объяснил людям, что развитие человеческого общества в принципе не может подчиняться законам, подобным законам физики. Знаменательно, что Поппер был не математик, а философ (но, в отличие от апостолов ньютонианства, основательно изучал математику и физику). Что же касается компьютеров и «второсортной математики», то все, что написано об этом в конце книги – истинная правда, так же как и то, что «первосортные» математики против такой профанации их науки не протестуют. Я понимаю, разумеется, что это обвинительное заключение против математики – всего лишь мое толкование хода мыслей автора, и не все читатели с таким толкованием согласятся. Но позволю себе посоветовать внимательно перечитать книгу (а она заслуживает того, чтобы ее перечитывали не один, а много раз) и продумать мою аргументацию. Математик, отважившийся выдвинуть против горячо любимой им науки столь серьезное обвинение, должен быть очень мужественным и очень незаурядным человеком – но таков и был автор этой книги. А. Гладкий Страница 14 из 14 Все страницы < Предыдущая Следующая > |
Комментарии
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Согласуйте, пожалуйста, предложение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать