На главную / Философия и психология / А. В. Гладкий. Заметки дилетанта о пяти диалогах Платона

А. В. Гладкий. Заметки дилетанта о пяти диалогах Платона

| Печать |


 

I. «Федр».

В этом диалоге, поражающем страстностью и обилием поэтических мифов (это отмечает и А.Ф. Лосев, комментатор русского издания сочинений Платона, которым я пользовался) затронуто несколько тем, из которых две кажутся мне особенно интересными: тема любви и тема превосходства самостоятельно приобретенных знаний над знаниями, полученными из книг. Но А.Ф. Лосев видит в «Федре» одну тему, которую определяет так: «Учение об идее как порождающей модели». Спорить с комментатором мне не хотелось, но придется, потому что это определение – яркий пример того, как стояние на коленях приводит к непониманию. Понятие порождающей модели (точнее – порождающей модели языка) относится к лингвистике. Появилось оно в 50-х гг. XX столетия, когда совместными усилиями лингвистов и математиков были построены математические модели, позволяющие описывать некоторые аспекты структуры естественных языков (для краткости их часто называют просто моделями языка). Среди них наибольшую известность получили порождающие модели. Объяснять здесь, чт? они собой представляют, и невозможно, и не нужно, но необходимо, видимо, вкратце пояснить, что такое математическая модель вообще. Так называют сейчас систему абстрактных математических понятий, отображающую в «идеальном» виде какие-либо факты или явления реального мира. Естественные языки, то есть языки, на которых говорят люди – тоже явления реального мира, так что любая модель языка, в том числе порождающая – это путь от реального явления к идеальной абстрактной системе, от «вещи» к «идее». Но в годы хрущевской «оттепели» вокруг «новой лингвистики», которую в Советском Союзе взяла под свое покровительство кибернетика, только что переставшая быть «буржуазной лженаукой» и сразу вошедшая в моду, толпилось множество приживалов (как писал Чехов в «Скучной истории», «богатые люди имеют всегда около себя приживалов; науки и искусства тоже»), печатно моловших всякий вздор. У кого-то из них, видимо, и нашел наш комментатор красивое словосочетание «порождающая модель» и истолковал его противоположно истинному смыслу – как путь от идеи к вещи (см. [2], с. 455).

Кроме того, в «Федре», как и в других произведениях Платона, бросается в глаза, что за логические рассуждения выдаются построения, основанные на совершенно произвольных допущениях и не менее произвольных правилах вывода. Для подобных построений я придумал в свое время термин «псевдодедуктивные рассуждения» (см. 14-ю главу книги [8]).

 


Страница 2 из 6 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^