А.И. Фет. Судьба демократии |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ
Мыслящая элита. Описанный выше нормальный процесс общественного развития сравнивает – в далеко идущей биологической аналогии – развитие человечества с ростом ребенка. Но ребенок вырастает и перестает расти. Если верить, что существуют общие законы роста живых систем, то возникает пресловутый вопрос о «пределах роста»: можно спросить, когда же человечество будет «взрослым»? Вспомним, однако, что развитие нашего вида есть развитие не индивида, а культуры – все более единой человеческой культуры – аналогичной виду животных и живущей очень долго. Приспособление к меняющимся условиям среды позволяет виду существовать, по-видимому, сколь угодно долго, и история человеческих культур свидетельствует, что в благоприятных условиях они не погибают, а меняются. Общечеловеческая культура очень молода, она только складывается. Все предшествующее ей развитие человека, по сравнению с временем жизни «обычных» видов, было очень недолгим. Человечество не старо, а молодо. И поскольку это первая живая система, способная существовать неограниченно долго и наделенная самооценивающим разумом, можно полагать, что эта функция самооценки также эволюционирует вместе с системой. Функция самооценки общества и выработки его стратегии развития принадлежит его мыслящей элите. Люди духовно не равны друг другу, и это неравенство приводит к совсем другим следствиям, чем их материальное неравенство. Все аристократии прошлого были основаны на привилегиях, то есть на особых правах; «аристократия духа», которая нам нужна, будет основана на особых обязанностях. Кому много дано, с того много и спросится. Так всегда понимала свой долг русская интеллигенция: она была мыслящей элитой своего общества. Насилия она не хотела. Лишь варварское угнетение царской монархии вызвало насильственный революционизм ее радикальной, далеко не самой мыслящей части, погубившей русскую культуру и почти всех образованных людей нашей страны. Насилие опасно, даже в качестве средства для благой цели; а в обществе, где соблюдаются права человека, оно выражает лишь отчаяние и несостоятельность тех, кто к нему прибегает. Мыслящая элита будет внепартийной, внеклассовой и бескорыстной. Она не будет единой организацией, даже союзом организаций. Она не будет ставить себе краткосрочных политических целей, вроде победы на выборах. Мыслящие люди будут думать и проповедовать свои мысли. Они будут искать союзников, инакомыслящих в том числе. Герцен писал в своей последней работе: «Я не верю в серьезность людей, предпочитающих ломку и грубую силу развитию и сделкам. Проповедь нужна людям, проповедь неустанная, ежеминутная, проповедь, равно обращенная к работнику и хозяину, к земледельцу и мещанину. Апостолы нужны нам прежде авангардных офицеров, прежде саперов разрушенья, – апостолы, проповедующие не только своим, но и противникам.» Знаем ли мы, чтó мы хотим сказать людям? Вот в чем вопрос. Будущий мир не будет похож на нынешний. Люди научатся добровольно ограничивать себя для важных целей. Погоня за деньгами будет так же смешна, как претензии на дворянство. В человеке будут ценить его самого, его личность и его дела. И тогда, покончив с детскими болезнями, человечество сможет приступить к решению серьезных проблем. Страница 8 из 8 Все страницы < Предыдущая Следующая > |