А.В.Гладкий. Диктатура двоечников. |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ
VII.
Но, разумеется, двоечники не уйдут сами. Сейчас они лихорадочно перестраиваются, приспосабливаются к новой обстановке. Только самые неповоротливые из них все еще не желают поступиться принципами и цепляются зубами за старые партийные кормушки; кто попроворнее, те спешат обзавестись новыми "департизованными" кормушками и новыми "деидеологизированными" шпаргалками. Воинствующие безбожники становятся богословами, обличители пороков капитализма - певцами рынка. Рядом с двоечниками на государственной службе появились двоечники, промышляющие на свой страх и риск (впрочем, при покровительстве государственных двоечников). Все эти новомодные двоечники ничуть не лучше прежних к даже опаснее, потому что их труднее распознавать. Чтобы избежать окончательной катастрофы и хаоса, нужно прогнать невежд с командных высот, показав народу, как они жалки и смешны. Но прежде всего нужно отобрать у них господство над образованием. Раньше они им командовали через посредство бюрократической административной системы, а теперь, когда ее власть несколько ослабела (хотя все еще крепка), открыли еще два способа удержать его в своих руках: "коммерциализацию" и механическое подражание Западу. Превращение образования в товар, о чем с умилением говорят сейчас иные деятели, поклоняющиеся рынку так же, как недавно поклонялись марксизму-ленинизму, в действительности, конечно, есть зло. В современном мире это зло в ряде случаев, вероятно, неизбежно, но последствия его могут быть смягчены, если есть традиции, правовые механизмы и культура коммерческих отношений. У нас же ничего этого нет, и вот возникают, например, "коммерческие группы" в государственных бесплатных вузах, куда принимают не прошедших по конкурсу при условии, что за их обучение заплатит какое-нибудь предприятие. При этом плата вносится вперед, но в случае отчисления подлежит возврату, так что отчислять таких студентов нельзя. Что это, как не новая привилегия для дураков и лодырей за счет умных и трудолюбивых, как не новое унижение для добросовестных преподавателей и поощрение для халтурщиков?7. А уж о многочисленных предприятиях по выкачиванию денег из родителей поступавших в вузы (рекламы этих предприятий появляются весной на всех московских столбах) - о них и говорить не стоит, и так все ясно. Что же касается копирования западных образцов, то это поветрие только начинается, но в скором будущем может стать очень опасным. Сейчас стоять на коленях перед Западом так же обязательно, как обязательно было прежде его проклинать. А между тем образование там сейчас тоже в упадке (по совсем другим причинам), и там тоже наступает невежество, хотя накопленное обществом богатство и более здоровая политическая и экономическая система делают (пока!) плоды этого наступления несравненно менее чувствительными, чем у нас. И когда двоечники, руководящие сейчас нашей системой образовании, начнут внедрять шпаргалки западного образца (скорее всего американского), то наше советское невежество, усвоив внешний заграничный лоск, станет еще более наглым к непробиваемым, а все, что на Западе действительно ценно и интересно, по-прежнему останется для наших людей книгой за семью печатями. Но деваться некуда: двоечников надо прогнать, если мы хотим, чтобы жили наши дети и внуки, если хотим, чтобы не погибла страна. 31.08.1991 Страница 6 из 6 Все страницы < Предыдущая Следующая > |