Эрнст Нольте. Фашизм в его эпохе. Часть 1 |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ
Возможные методы исследования Таким образом, основной предварительный вопрос для нашего исследования – это вопрос о методе. Как можно соединить основательность описания с отчетливостью понятий, которая должна вытекать из внимательного учета всех концепций? Первую возможность представляет история. Если существует История европейского коммунизма, то, может быть, должна быть написана и «история фашизма». Конечно, историографии всегда угрожает опасность: она часто принимает недостаточно обоснованную концепцию, а затем напрасно пытается восполнить этот зияющий пробел тщательностью изложения деталей. Но так не должно быть, и каждая значительная историография не сводится к изложению событий, критическому лишь по отношению к источникам, но предполагает также самокритику. Есть и другие трудности, исключающие такой метод по отношению к фашизму. Единство фашизма нельзя сравнить с единством коммунизма. Оно не строилось на центральном управлении или на признанном учении, а основывалось на аналогичных отношениях, чувствах симпатии и сходных тенденциях. Во всяком случае, возможно написать «историю фашистских движений». Но такая история должна была бы исходить из уже принятого понятия фашизма, или выработать его другим методом. Сверх того, поскольку фашизм, в качестве национализма, намного сильнее связан с условиями отдельных стран, чем коммунизм, эта история должна была бы настолько углубиться в эти условия, что в конечном счете превратилась бы в «историю Европы в эпоху фашизма». Но для такой истории время далеко еще не пришло, и лишь одна из ее необходимых составных частей имеется в наличии: это Storia d’Italia nel periodo fascista * История Италии в период фашизма (итал.) Сальваторелли и Мира. Более обещающим и более соответствующим положению вещей является построение некоторой типологии. Хотя это, главным образом, мысленная конструкция, она оставляет неограниченное место для необходимой проверки эмпирического материала. Между двумя полюсами, противоположными с определенной точки зрения (например, между авторитаризмом и тоталитаризмом, как формами осуществления господства) различные фашизмы занимают некоторые выделенные – типические – места. Первый полюс составляет явление, еще очевидным образом не вполне отвечающее требованиям изучаемого понятия, и поэтому служащее исходной точкой, или точкой отталкивания; второй же представляет направление, достигаемое лишь некоторой крайней формой, или просто существующее как идеал. Таким образом, есть четыре типологических позиции: еще не фашистский нижний полюс, который при известных обстоятельствах можно назвать дофашистским; первая точка внутренней области, которую можно назвать раннефашистской, если это хронологически допустимо (при сокращенном рассмотрении можно считать ее полюсом, именно, внутренним полюсом); нормально-фашистская средняя точка; и, наконец, радикально-фашистский верхний полюс. Предположение, что не только по эту сторону фашизма, но и по ту сторону его есть некая реальность, которую он стремится достигнуть, может поддерживаться лишь в некотором вполне определенном и ограниченном смысле. Во всяком случае, все фашизмы можно было бы расположить в надлежащих местах предыдущего ряда. Типология здесь составляет основу топологии. Следующая часть: Страница 5 из 5 Все страницы < Предыдущая Следующая > |
Комментарии
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать