К 100-летию А. И. Фета. Часть 3 |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ
Валерий Кузнецов. Меморандум Фета28 июля в Новосибирске около полсотни человек пришли на лекцию в Институт семейной терапии, которым руководит обрусевший американец Ричард Коннер. Большую часть аудитории составляли слушатели института, люди относительно молодые. Но были среди них и пожилые зрители: лауреат Государственной премии, доктор физико-математических наук С. П. Габуда, доктор физико-математических наук А. В. Гладкий — специалист по проблемам математической лингвистики. Все они собрались на лекцию профессора Р. Г. Хлебопроса, доктора физико-математических наук, руководителя Центра исследования экстремальных состояний организма при Красноярском центре СО РАН. Лекция посвящалась необычной книге новосибирского учёного А. И. Фета, с которым Хлебопрос был дружен. Называется она "Инстинкт и социальное поведение". Собственно, книгу к изданию они готовили вдвоём, Хлебопрос даже написал к ней предисловие. Почему я назвал работу математика Фета необычной? Чтобы понять это, нужно сказать несколько слов о самом авторе. Абрам Ильич Фет родился в Одессе в 1924 году. С началом войны он был эвакуирован в Томск, окончил университет по специальности "математика" и аспирантуру в Москве, блестяще защитив там кандидатскую диссертацию. После этого вернулся в Томск, а в 1955 году переехал в Новосибирск, где до последних дней жил и работал. Как видите, внешними событиями его жизнь не богата. Но внешняя канва жизни любого человека не всегда сопрягается с её внутренней сутью - тем более когда речь идёт об учёном. Я даже не имею в виду математические работы А. И. Фета. Тот, кого интересует его вклад в науку, может прочесть написанную ещё 30 лет назад в содружестве с Ю. Б. Румером книгу "Теория групп и квантовые поля". Или ещё более раннюю работу "Математическое введение в теорию элементарных частиц". Или просмотреть четырёхтомник "Истории отечественной математики", где неоднократно упоминаются разработки Фета в этой области. Но интересы Фета не ограничивались проблемами математики. В 1992 году он написал работу "Группа симметрии химических элементов", а в 1999-м совместно с Хлебопросом издал книгу "Природа и общество. Модели катастроф". Однако в этот раз Р. Г. Хлебопрос читал лекцию о книге Фета, посвящённой аспектам общественного поведения человека, которое обусловлено его инстинктами. На первый взгляд, сочетание необычное — нас учили, что социальное поведение определяется экономическим статусом человека в общественной иерархии, всё остальное от лукавого. Да вот беда: доктрины марксизма-ленинизма за ненадобностью убрали из учебников, о социальной поляризации стараются не вспоминать - в результате нынешнему поколению до лампочки, что такое социальное поведение и чем оно мотивируется. А вот австрийский биолог Конрад Лоренц пришёл к выводу, что инстинкты внутривидовой агрессии, социальные инстинкты заложены в наших генах с незапамятных времён. Они всегда существовали в мире животных, а мы всего лишь один из видов этого мира, поэтому во многом зависим от инстинктов. Правда, в отличие от животных, можем подавлять одни инстинкты и усиливать другие, порой не представляя себе последствий. И если в результате подобных манипуляций в сознании людей происходит, скажем, отделение полового акта от акта рождения - это вовсе не означает внедрения в массы "культуры секса", как любят выражаться некоторые записные культурологи. Просто подобное безграмотное толкование процесса воспроизводства приведёт к постепенному снижению коэффициента размножения, что во все времена связывалось с вырождением нации. Именно по этой причине погибла великолепная Римская империя. Здесь приведён только небольшой фрагмент из лекции Хлебопроса, посвящённой книге Фета, которая представляет собой фундаментальный труд по истории и теории социального развития общества. Книга содержит биологические предпосылки этого развития, основанные на некоторых выводах Конрада Лоренца, но в сравнении с ним Фет делает огромный шаг вперёд. Он определяет роль социального инстинкта как доминирующего фактора в эволюции человеческого сообщества, иллюстрируя свой вывод наглядным историческим материалом, и заканчивает книгу обзором социально-психологических проблем уже нашего времени. Значение книги не сиюминутно, а роль её в познании законов развития социума будет определена лишь со временем. Интерес Фета к социальным проблемам не случаен. Ещё в 2005 году он приезжал в Красноярск и прочёл в нашем университете цикл лекций, посвящённый культуре эпохи итальянского Возрождения. Тогда же "Красноярский рабочий" опубликовал интервью с ним, в котором учёный определил российскую культуру как часть — но самостоятельную и самобытную - европейской культуры. Именно самобытная культура этноса формирует его социальное поведение, и Фет с тревогой говорил о слепом копировании в России не лучших тенденций западной культуры, что влечёт за собой утрату самостоятельности не только в интеллектуальной, но также и в экономической сфере. Сейчас понятно, что в том интервью Фет излагал некоторые положения своей будущей книги. В плане значилась также книга "Введение в математику" и другие работы. Энергии его можно было завидовать, возраст не был ему помехой. Помехой оказалось другое: через два дня после лекции, посвящённой книге Фета, его не стало... Его жена Людмила Павловна уже взялась за работу над вторым изданием книги. Издательство "Фазис" в Москве готовится выпустить её на английском языке. Думается, что последний труд Фета пригодится не только нам, его современникам. Честный, научно обоснованный, порой нелицеприятный взгляд на нынешний человеческий социум, на перспективы его существования будет всегда нужен — и детям, и внукам, и правнукам нашим. Чтобы они не повторили прошлых ошибок и в будущем могли по возможности исправить то, что по недомыслию натворили их предки. С этой точки зрения последняя книга Фета будет и для нас, и для них своеобразным меморандумом. В переводе с латыни слово это означает "то, что надо помнить". Страница 3 из 9 Все страницы < Предыдущая Следующая > |