На главную / Русская интеллигенция / К 100-летию А. И. Фета. Часть 3

К 100-летию А. И. Фета. Часть 3

| Печать |



СТАТЬИ  И  МАТЕРИАЛЫ


Какое возрождение ожидает Россию в ХХI веке

Интервью А. И. Фета газете “Красноярский рабочий”. 27.05.2005 г. Беседовал Валерий Кузнецов.

Недавно новосибирский учёный А.И.Фет прочитал в Краснянском государственном университете цикл лекций об итальянском Возрождении. В XIV веке с финалом Средневековья начался новый период европейской истории. Общество вернулось к нравственным и философским ценностям античности, на основе которых стало строить новую культуру, символически названную Возрождением. Сегодня Россия рвёт последние путы, связывавшие её с прошлым столетием. Но может ли она рассчитывать на своё возрождение? С этим вопросом мы обратились к Абраму Ильичу Фету.

— Если иметь в виду возрождение в нынешней России, то на какой основе? Мы находимся в гораздо лучшем положении, чем, скажем, голландцы, которые не могли опираться на собственное прошлое, — германское варварство было их прошлым. У России в прошлом была великая культура, к ней, собственно, можно обратиться за нашим возрождением. Но серьёзного изучения и понимания этой культуры у нас пока нет. Вместо этого имеется повышенный интерес к тому, что мы когда-то получили из Византии — к культуре монастырей. Но византийская культура не развивалась, она окаменела, оцепенела. Тысячу лет Византия сохраняла свою независимость, отбиваясь от варваров, производила товары, молилась Богу, восхищалась спортивными зрелищами — но византийцы ничего нового не выдумали.

— Почему же тогда князь Владимир не воспринял католицизм?

— А как по-вашему, почему Польша приняла католицизм, а Россия  — православие?

— Может, из принципа, потому что Польша была потенциальным противником?

— Польша в Х веке не была нашим противником. Она восприняла католичество из соседней Германии. А у России ближайшая связь с христианством была через Чёрное море. От Европы же её отделяли непроходимые болота, леса. И потом, тогда ещё не было окончательного разделения церквей. Русь не видела большой разницы между западным и восточным христианством. Только в 1054 году случился окончательный раскол — схизма. Поэтому в Х веке наиболее доступным источником цивилизации для Руси была Византия.

Никто ведь не мог знать, что христианство в Византии обречено на уничтожение, в то время как западная цивилизация будет расцветать.  Князь Владимир выбрал Византию, бывшую тогда на пике развития. Великолепные православные храмы в Константинополе, богатейшая промышленность, ремёсла — эта страна была образцом могущества и достатка.

Европа же находилась в глубоком варварстве. В Риме на Форуме пасся скот, Париж и Лондон насчитывали по 20 тысяч человек населения, а Константинополь был уже мегаполисом.

— Давайте проведём параллель. Россия сейчас делает примерно такого же значения выбор. Ориентация на экономику — это ориентация на образ жизни. Что предпочёл Владимир, понятно — торговлю, культуру, уровень которой был выше, чем в Киевской Руси. А что выбираем мы, оглядываясь на Америку и Европу?

— У России нет выбора. Расхождения между США и Европой — это расхождения торговых конкурентов, а не культур. Культура США представляет собой специализированную ветвь европейской культуры.

— И всё же, какая-то концептуальная доктрина общественного развития, отличная от европейской, должна существовать в Америке?

— Да, но рыночная экономика и западная парламентская демократия — одна, что в Европе, что в Америке. Так что они всегда договорятся.  Поэтому выбора у России нет. Сегодня существует только одна сильная цивилизация — западная.

— А можно утверждать, что западная цивилизация ставит во главу угла идею антропоцентризма? Это, конечно, не тот антропоцентризм, который существовал в XIV веке. Тем не менее запад старается обустроить жизнь своих граждан.

— Так они говорят, но фактически имеются в виду только материальные потребности. Человек Запада — потребитель и ничего более. Именно поэтому западная цивилизация зашла в тупик. Если Россия хочет обратиться к западной цивилизации — у неё нет выбора. Есть выбор межу западной цивилизацией и той новой Россией, которой она, возможно, станет в будущем.

— Тогда откройте секрет: существуют ли какие-нибудь предпосылки, ростки, из которых могут развиться наши традиционные понятии о культуре, духовности?

— Конечно. Это XIX век, когда Россия создала культуру, которая является частью европейской культуры, но самостоятельной и очень значительной частью. И русская интеллигенция, будучи движущей силой этой культуры, не сводила все проблемы к потреблению, к рынку. Не её вина, что после 1917 года вышло не так, как она мечтала.

— Тем не менее интеллигенты перенесли на русскую почву западную экономическую науку в виде марксизма. И у нас победила точка зрения, которая является калькой западной экономической науки.

— Это верно. А сегодня нам преподносят ту же западную кальку — и снова без учёта русской реальности. Когда же люди спрашивают, куда идти, им говорят: идите на рынок — попросту, на базар. Но базар — не путь для будущего, не лозунг, под которым можно идти. Это тупик. Люди Запада уже пришли на рынок и там сидят. Присоединиться к ним — в материальном отношении, может, и выгодно, но это не сулит будущего. А возвращение к русской культуре XIX века означает возвращение к её идеальным целям. Надо изучать эту культуру, надо вспомнить, чего  хотели русские люди в XIX веке.

— Однако общеизвестно, что торговля — одно из условий жизнеспособности любого социума. Возьмите Азию — она в люди-то вышла благодаря торговым путям.

— Торговля предполагает денежное хозяйство. Деньги, конечно, полезное изобретение, но подавляющую часть истории человеческий род прошёл без них. И самое главное,  деньги — это некий параметр, регулирующий экономику. Но экономическая машина, не говоря уже о социальной, очень сложна и не может управляться одним параметром. Попытки править обществом с помощью одного параметра проваливаются, как это видно из нынешнего развития западной цивилизации.

— Вот я из этого самого денежного общества и вопрошаю вас. Даже в деревне знают: нефть подорожала — всё подорожает. Был Homo erectus (человек прямостоящий), затем Homo sapiens (человек разумный), теперь, выходит, Homo mercatante (человек торговый)? О каком возрождении может идти речь!

— Если мы действительно думаем о будущем, то должны ставить перед собой далёкие цели. Тот , кто не имеет далёких целей, далеко не уйдёт. Если вас заботит материальное благополучие и не интересует развитие культуры — вы ничего не добьётесь. Торговля, материальное благополучие — это не цель, а средства.

— Что у нас сохранилось из того, что было заложено в XIX веке и может помочь обрести цель, — литература, культура, интеллигенция?

— Пожалуй, литература. Живая интеллигенция истреблена, её нет. Почти нет. Поэтому сегодняшние дискуссии наших философов, социологов производят жалкое впечатление. Почти не осталось носителей культуры, просто культурных людей, а те, что есть, не имеют доступа в средства массовой информации, попавшие в руки малограмотных чиновников.

— Чего же добилась русская интеллигенция, что мы утратили из нашего прошлого, чего не хватает нам сегодня?

— Свободы. Это было всегда ключевым словом русской интеллигенции. Вы скажете, этого все хотят — и у нас, и на Западе. Но на Западе либерализм означает, прежде всего, свободу предпринимательства. Либералы западного образца — это люди, которые борются против государственных ограничений в экономике. А нашу интеллигенцию не интересовали проблемы купцов и промышленников. Её привлекала свобода мышления, слова, печати, организации. Русский человек жаждал свободы не для того, чтобы открыть свою лавочку.

— Но в сравнении с XIX веком мы в невыгодном положении. Если там были народники, которые занимались пропагандистской работой в деревнях; если существовали публицисты, вскрывавшие социальные язвы общества; наконец, если Россия располагала всемирно известными писателями и философами, то сейчас, боюсь, нет ни первого, ни второго, ни третьего.

— Да, произошла страшная вещь — прополка, истребление всех активных элементов общества. Если сейчас вы посмотрите на наши оппозиционные партии, то согласитесь, что их возглавляют ничтожества. Не надо строить иллюзий, мы очень далеки от демократии. Тем не менее за неё надо бороться. Салтыков-Щедрин когда-то очень хорошо объяснил: надо трудиться не для того народа, который создан историей и фактически существует, а для того народа, который должен быть.

После одной из моих лекций мне рассказали, что в Красноярске при опросах общественного мнения 50 процентов высказывается в пользу Сталина, а 50 — против. И это считают пессимистическим результатом.  А я, напротив, вижу в этом обнадёживающую перспективу. Значит, система тоталитарного общества разрушена, если 50 процентов населения поняли, как их обманывали.

— Чтобы создать поколение хотя бы просто образованных людей — нужны учителя.

— Те немногие учительские кадры, которые продолжают традиции российской педагогической школы, сохранились в очень малом количестве.  Сколько поколений может продолжаться культурная традиция в условиях распада? Одно, два? И всё… Сейчас подавляющая масса народа слушает радио, смотрит телевидение, подменяющее все культурные традиции. Но то, что распространяют СМИ — пошлость. А если ничего, кроме пошлости, не идёт с экранов телевидения, откуда людям знать, что такое пошлость?

Поэтому жизненно необходимая задача — это дать хотя бы небольшому числу молодых людей доступ к настоящей культуре. Мы хотим пробудить у молодёжи интерес к проблемам русской культуры — и с этой целью создали в Интернете свой сайт.

— Какова его цель и кто его ведёт?

— Раньше мы издавали журнал «Современные проблемы». Это сложно с финансовой и технической точки зрения, а результат — несколько сотен экземпляров тиража. Теперь нам удалось открыть в Интернете свой сайт https://modernproblems.org.ru/, где есть программа, излагающая наши цели. Публикуются на сайте как русские, так и зарубежные авторы.

Наш сайт рассчитан на обсуждение серьёзных вопросов, а не на текущую политику. Наша задача — ознакомить читающую публику  с историей интеллигенции в России. Её у нас до сих пор не знают.



 


Страница 1 из 9 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^