На главную / Русская интеллигенция / Н. В. Шелгунов. Новый ответ на старый вопрос

Н. В. Шелгунов. Новый ответ на старый вопрос

| Печать |


Для вступления в брак законом определены известные степени родства и свойства, в пределах которых брак допускается. Но в некоторых местностях условие это соблюдается гораздо строже, чем предписано законом. Так, например, в шадринском уезде пермской губ. лица считаются родными и величают друг друга сватами, сватьями, когда по закону нет между ними никакого родства и можно было бы завести новое. А между тем ни один родитель не решится дать благословение сыну на женитьбу, если невеста предполагается в каком-нибудь самом отдаленном и часто воображаемом родстве с женихом. Крестьяне убеждены, что малейшее нарушение этого правила накличет несчастие на всю семейную жизнь новобрачных. Поэтому многие не вступают в браки в своих селениях, а ищут невест на стороне. Подобное же замечено и в некоторых других губерниях. В России есть много селений, жители которых, происходя от одного родоначальника, носят одну фамилию и где вступать однофамильцам в брак считается грехом.

Но зато есть и такие местности, где замечается совершенно обратное отношение к закону, и это по преимуществу у раскольников. В Сибири у инородцев брат может жениться на жене умершего брата или на второй жене отца, отпущенной им от себя. В остзейских губерниях, где браки по лютеранскому закону дозволены между двоюродными братьями и сестрами, родной дядя часто женился на своей племяннице, но племянник никогда не женился на родной тетке. По местным понятиям крестьян, даже православных, можно жениться на сестре жены своего брата.

Относительно разницы в возрасте женящихся, крестьянский быт представляет особенность, нашим образованным людям неизвестную. В том же шадринском уезде ведется у крестьян обычай выбирать для вступающего в первый брак невесту старше его четырьмя и даже пятью годами. От этого девушки, достигшие уже совершеннолетия, обыкновенно долго не выходят замуж и позволяют себе отношения к мужчинам, которых при другом условии им дозволять не приходилось бы. В остзейских губерниях очень часто жена бывает двадцатью годами старше своего мужа и вдовы выходят обыкновенно замуж чрез два или три месяца после смерти супруга. Обычай этот, по-видимому, изобличающий женское легкомыслие, в действительности доказывает более практический взгляд, чем неутешность вдов образованного сословия. Крестьянке вдове нужен хозяин, а иначе хозяйство ее расстроится. Вот почему, по смерти своего мужа, она торопится приискать себе другого хозяина. Вообще, в простонародьи брак есть учреждение по преимуществу экономическое. Супруги не столько муж и жена, сколько хозяин и хозяйка. От этого, в большинстве случаев, как только мужчины и женщины достигают брачного совершеннолетия, их женят, и вот почему в крестьянских браках не существует такой резкой разницы супругов, как в браках людей образованных, у которых, по крайней мере до сих пор, брак считается учреждением по преимуществу усладительным.

Закон говорит, что запрещается вступать в брак без дозволения родителей, опекунов или попечителей. А между тем есть местности, где женятся, не спрашивая согласия родителей. В архангельской губернии таких самовольно-брачущихся зовут самоходками или самокрутками. Впрочем, общим правилом следует принять строгую зависимость в этом отношении от воли родителей. В остзейских губерниях сын никогда не женится без воли родителей; хозяин, сын которого задумал жениться, приглашает к себе старших родных и приятелей, и тут общим миром обсуживают вопрос: в состоянии ли жених содержать жену, или же избранная им невеста может обеспечить своего будущего мужа? Если по экономическим соображениям брак считается возможным, то отец дает свое согласие. Так как в крестьянском быту браки есть учреждение по преимуществу экономическое, то в некоторых местностях, например, в остзейских губерниях, сложился обычай брать невесту на пробу. Девушка, взятая на пробу, подвергается ей недели две или месяц. В это время она должна убедить своего будущего мужа, что способна умно и толково вести хозяйство, умеет стряпать и печь и, вообще, способна к крестьянской работе.

В случае неудачной пробы брак расстраивается и девушка уходит домой. Не удовлетворившей требованиям жениха неудача эта общественным мнением не ставится в укор. Но если во время пробы девушка забеременит, то ребенка обязан взять к себе отец; он должен его воспитать и усыновить как законного.

Пред совершением браков с людьми образованными заключаются обыкновенно, на основании закона, рядные записи и закон говорит о приданом, которое приносит жена мужу. Народ смотрит на это дело несколько иначе: родители жениха и невесты толкуют о том, что даст невеста и что даст жених. Так, в шадринском уезде, когда свадьба совершается не убегом, невеста требует от женихова отца запрос, от трех до тридцати рублей. На эти деньги она покупает подарки для ближайших родных жениха. В лукояновском уезде отцы жениха и невесты условливаются, сколько невеста должна получить от жениха вкладу, т. е. денег и верхнего платья. В мологском уезде жених платит за невесту так называемый вывод и на эти деньги отец невесты устраивает пир для будущей своей родни. В старобельском уезде приданого за невестой не берут, а, напротив, жених при сватании дает невесте на наряды от трех до десяти руб. сер. Сговор, свершающийся в доме невесты, справляется тоже на счет жениха. Свадьба тоже делается на его счет. Впрочем, есть местности и такого рода, где выговаривается, что невеста должна внести в дом. Обыкновенно девушкам в приданое дается одно движимое имущество: корова, овца, новая шуба и т. д. Но как некоторые невесты бывают так бедны, что ничего хорошего нового завести себе не в состоянии, то шуба, кафтан и даже сапоги к венцу даются им от жениха. В народе большею частью богатые женихи ищут себе богатых невест и, чтобы бедной выйти за богатого, нужно отличаться какими-нибудь особенными достоинствами или необычайной красотой. Но чтобы богатые невесты шли за бедных женихов, этого почти никогда не бывает.

Брачный договор считается заключенным, когда состоялось рукобитие и местами, как, например, у белорусских крестьян, внешним актом согласия служат так называемые запоины. У белорусских же католиков с того момента, когда состоялось согласие, жених и невеста становятся как бы супругами с тою только разницею, что до венца невеста должна жить у родителей. С этих пор жениха зовут молодым, а невесту молодою. В день договора невеста приготовляет свою постель в амбаре или в каком-нибудь чулане и в то время, когда гости пьют, жених и невеста уходят спать. От самого дня заручин или договора жених посещает свою невесту каждую ночь или еще и чаще и приносит для нее с собой гостинцы. Если случится жениху придти к невесте довольно рано вечером, мать невесты потчует его и при этом как ему, так и своей дочери внушает правила нравственности и целомудрия. Конечно, мать очень хорошо знает, что она лукавит, потому что и сама девушкой также принимала своего жениха втихомолку в амбаре.

Относительно имущества, вносимого женой в семью, существует вообще обычай, что оно переходит к мужу, а если он женится в другой раз, то к новой жене. Если же от первой жены остались дети, то оно хранится для детей. Правило это большею частью не соблюдается уже вследствие одного свойства имущества, так как оно движимое и заключается обыкновенно в носильном платье.

 


Страница 8 из 9 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^