На главную / Биографии и мемуары / А. А. Титлянова. История одной сибирской семьи

А. А. Титлянова. История одной сибирской семьи

| Печать |


Глава 1. Истоки рода: земля, история, семейные предания

1.1. Истоки

Сибирь, явилась колыбелью для многих сибирских родов, фамилий, семей. Наверное, в каждом сибирском роде отражается история самой Земли, история ее заселения. Здесь смешались исконно русские, пришедшие в Сибирь в разное время и разными путями с местным населением – бурятами, тунгусами и пограничными монгольскими племенами. И в этот котел добавилась западная закваска – поляки, литовцы, латыши, которых ссылали в Сибирь после каждого восстания против русского царя.

У каждой сибирской семьи свои истоки, своя история, свои легенды. В нашей семье смешались русская, монгольская и польская кровь. Среди русских предков были забайкальский казак и вятский крестьянин. Смешались совершенно разные языки, религии, культуры, обычаи, привычки. Поэтому прежде, чем говорить о семье, я хочу рассказать об ее истоках.

Может быть, одному читателю что-то покажется абсолютно лишним, другого, напротив, заинтересует. Я не пишу историю народов – я пишу историю семьи. Но в каждом из нас живет наше прошлое. Мы – дети своей Земли и ее истории.

Поэтому начинать приходится с устройства места, где возникло явление, в данном случае семья Титляновых.

Наше родовое место – станица Акша на реке Онон относится, согласно административно-территориальному делению сегодняшней России к Забайкальскому краю, по-старому – к Забайкалью.

1. 2.  Природа Забайкалья

Забайкалье – большая страна, которая простирается почти на 1000 км с севера на юг и более, чем на 1000 км с запада на восток от берегов Байкала до слияния рек Шилка и Аргунь, вплоть до границы с Китаем и Монголией.

В Забайкалье чередуются горные хребты и межгорные котловины, вытянутые в северо-восточном направлении. Климат Забайкалья резко континентальный: зима продолжительная и суровая, лето умеренно теплое, осадков выпадает сравнительно немного (250−300 мм в год). Наиболее обделены осадками днища котловин. Больше всего выпадает осадков во второй половине лета. Зима почти бесснежная. В днищах котловин высота снежного покрова 10−15 см, но на высоких хребтах снега бывает много (высота снежного покрова может достигать здесь 150 см).

В Забайкалье проходит часть главного водораздела между бассейнами Северного Ледовитого и Тихого океанов; наиболее крупные реки – Витим, Олекма, Селенга, Шилка, Аргунь. Питание рек дождевое и на период летних дождей приходится 50−80% годового стока. Нередки здесь и катастрофические паводки.

Суровая страна Забайкалье, но красивая. Основная ее часть расположена в зоне тайги, которая на юге сменяется лесостепью и степью. Лесостепи приурочены к среднегорьям до высоты 1000−1200 м. здесь лиственнично-березовые и осиновые леса чередуются с пижмово-разнотравными и разнотравными степями. На юго-востоке Забайкалья раскинулись Даурские степи. Только там я видела неописуемую степную красоту: голубые от расцветших ирисов, красно-желтые красодневные и ярко-желтые пижмовые степи. Но в основном Даурские степи злаковые: ковыльные, вострецовые, по склонам злаково-кустарничковые.

В любое время года хороши степи. Открытое небо, широчайший простор без преград, пьянящее, как дурман шальные степные ветры и то пушистый, то жесткий ковер травы под ногами.

По этим степям мчалась верхом моя прапрабабушка – монголка, здесь пасла табуны ее дочь (бабушка моего отца), по этим степям в гражданскую войну неслась лихая конница и атамана Семенова и красных партизан. И в каком-то эскадроне партизан скакал с оружием в руках молодой парень – Антонин Титлянов. Эти степи увидела я, впервые выехав в экспедицию. Случайность? Совпадение? Закономерность? Я верю в случай, по-моему, он звено неотвратимости.

1.3. Коренное население Забайкалья

Коренное население Забайкалья – буряты, эвенки (тунгусы), а также   кочевавшие здесь монголы. Буряты Забайкалья считали себя монголами. Селингинские буряты утверждали, что они чистейших кровей потомки Чингиз-хана или его брата. Агинские же буряты называли себя потомками князя Барту. Большинство исследователей считают, что буряты – древнейшие аборигены Забайкалья и лишь незначительная их часть – выходцы из Монголии.

Забайкальские буряты были скотоводами. Они совершали постоянные кочевки: летом на открытые места, где дуют ветры, относящие мошку и оводов, осенью – на выкошенные летом луга и острова в долинах рек, зимой – в защищенные от ветра места, где скот питается ветошью, весной – на склоны, где раньше всего стаивает снег.

Верование забайкальских бурят – ламаизм – одна из сект буддизма. Как писал Поддубный [1914], никто из бурят, кроме лам, не знает молитв, службы и обрядов. Участие народа в молитве заключается в торжественном настроении, множестве поклонов, в приношениях богам и ламам и, наконец, в бормотании непонятных для них слов и фраз из буддийских молитвенников.

Буряты живут улусами в 10−20 юрт или зимовьев, принадлежащих лицам одного рода. Каждый бурят имеет одну-две юрты, несколько деревянных стаек (место для скота), два-три небольших дворика и иногда бревенчатый амбар для сохранения зерна и запасов.

У бурят единоженство. Положение женщин и мужчин не одинаковое. Женщины пользуются свободой и самостоятельностью, но они целый день в трудах, на них все заботы и работы по хозяйству. Мужчина же, как истый номад, отличается крайней непоседливостью. Его так и тянет в другой улус – повидать знакомых, узнать новости, а часто он едет вообще без всякой цели в другой улус и даже в город.

Тунгусы (они же эвенки) в Забайкалье живут в тайге, они великолепные охотники и знатоки тайги. Тунгусы отличаются честностью, веселостью, остроумием и добродушием. Всякое событие в жизни тунгусов ознаменовывается танцами. Эвенки числятся православными, но на деле они по-прежнему язычники, шаманисты. С принятием христианства многоженство не устранилось, но лишь богатые имеют две-три жены. Главное занятие забайкальских эвенков – звероловство и рыболовство [Поддубный, 1914].

1.4. Русское население Забайкалья

Первыми русскими поселенцами Забайкалья были казаки-землепроходцы. В средние века русским, как и многим другим крупным и сильным народам, не сиделось на месте.

По захвату огромных пространств движение русских сравнимо с завоеваниями Александра Македонского, Чингиз-Хана, Батыя, по стилю движения резко отличается. Древние вожди шли во главе огромных армий. Русские продвигались по Сибири небольшими отрядами – в десятки человек, редко в сотни.

Движение русских шло в разных направлениях, но в итоге – к востоку. В конце правления Михаила Федоровича (1645 г.) несколько экспедиций уже шло к берегам Тихого океана. Одно поколение (1613−1648 гг.) прошло расстояние от р. Оби до Тихого океана, присоединив к русской короне тунгусов, якутов, бурят, дауров, коряков и др. [Азиатская Россия, 1914].

О завоевании Сибири Ермаком написано много и интересно. Мы не будем пересказывать исторические повести, а лишь напомним, что длился поход с 1581 по 1585 г., сам Ермак погиб от рук Кучума, остатки его дружины оставили Сибирь, в которую вернулись прежние владельцы. Однако дело, начатое Ермаком, не погибло. Новые отряды под начальством воевод Сукина и Мясного завершили дело, начатое Ермаком, присоединив к России земли по рекам Туре, Тоболу и Иртышу.

Наступившее после смерти царя Федора Иоанновича смутное время разрухи задержало движение русских в Сибирь. Однако по окончании смутного времени продвижение Московской Руси в Сибирь возобновилось.

Не будем останавливаться на плавании поморов по северным морям, благодаря чему был установлен прямой водный путь от Архангельска в Енисейскую Губу. Не будем рассказывать о путях частично пеших, частично водных от Оби к Енисею и далее к Лене. Нас интересует лесостепной участок в Забайкалье, освоение которого связано с движением русских к Амуру.

В 1643−1645 гг. Поярков со 130 казаками пошел с Лены по Алдану, переволокся через Становой хребет и рекой Зеей вошел в Амур. Рассказы Пояркова о том, что «землицы по Амуру людны и хлебны и собольны, и всякого зверя много, и хлеба родится много, и реки рыбны» побудили старого опытовщика Ёрку Хабарова набрать дружину в 70 человек и с позволения якутского воеводы двинуться к Амуру. Хабаров проплыл по Амуру, вернулся и в следующий (1650) год повторил свой поход уже во главе отряда в 400 человек с тремя пушками. В отряде было 170 охотников. Дауры, жившие по берегам Амура и платившие ясак Богодойскому (т. е. китайскому) царю, оказали сопротивление. Русские заняли Албазин и поставили Ачанский городок и городок в устье р. Зеи. Однако к Ачанску подошли маньчжурские войска, которые в тот раз были разбиты русскими. Так начались войны России с Китаем из-за обладания Амуром [Азиатская Россия, 1914].

Одновременно с походами на Амур русские утвердились на Байкале и в Забайкалье. Под водительством сотника Бекетова отправили казаков «на… дальнюю службу на Иргень-озеро и на великую реку Шилку». Поход начался в 1652 г. из Енисейска и цель имел «поставить два острога в самых крепких и угожих местах, и приводить немирных землиц людей под государеву царскую высокую руку». Несколько лет ушло на выполнение этого плана. Большую часть пути шли против течения рек, тяжелые лодки с оружием и разнообразными припасами тянули бечевой. Преодолев всевозможные преграды, отряд Бекетова достиг озера Иргень, где и был поставлен Иргенский острог.

Оставив часть людей в остроге, Бекетов с основным отрядом перешел Яблоновый хребет по Иргенскому волоку, т. е. по сухому пути от оз. Иргень до р. Ингода. От Ингоды отправил Бекетов казаков во главе с Урасовым искать на р. Нерче место для другого острога. Урасов и отстроил Нелюдский (Нерчинский) острог.

Зимой казаки собрали богатый ясак и под охраной 30 человек отправили в Енисейск девятнадцать «сороков» соболей. (Сорок – это связка сорока штук соболей.) Около вновь отстроенных острогов казаки распахали и засеяли землю, положив начало земледелию за Байкалом.

1.5. Остроги

Форпостами для приобретения новых земель и хозяйственного освоения края, крепостями при нападении «иноземцев» служила система острогов. Острог – это крепостное сооружение. Внутренние строения (избы, амбары, церкви) ограждались стеной из заостренных бревен с оборонными башнями и отверстиями для стрельбы. Часто остроги ограждались рвом. Выбирая место для острогов, казаки заботились не только о возможностях дозора и обороны, но и о том, подходит ли окружающая местность для хлебопашества и скотоводства. Зимовья и остроги в Забайкалье строились на излучинах рек, мысах, островах и полуостровах.

Во второй половине XVII века в забайкальскую пограничную систему входило около 15 острогов, построенных с 1646 (Верхне-Ангарский острог) по 1700 г. (Сретенский острог). Нерчинский, Селенгинский и Удинский остроги со временем превратились в города. В конце XVII века, когда военная угроза со стороны Китая ослабла, а местное население довольно покорно перешло в подданство России, большинство острогов практически исчезло, другие превратили в тюрьмы.

1.6.          Установление границы с Китаем

С теми силами, которые были у русских в XVII веке в Сибири, они дошли до пределов возможного расширения своих владений. Воевать всерьез с Китайской империей   не было ни людей, ни оружия *    Китайской империей с 1644 по 1912 гг. правила маньчжурская династия Цин. . И все-таки война с Китаем, то затихая, то разгораясь, шла около сорока лет в основном вблизи Албазина на Амуре и устья Зеи. В 1684 г. шеститысячная китайская армия, вооруженная сотней пушек, подступила к Албазину. Против китайской мощной группировки русские могли выставить лишь около двух тысяч защитников, 20 пушек и 500 пищалей. Хотя Албазин и пострадал, но китайские войска были отбиты.

Переговоры о мире проходили под Нерчинском. Русское посольство возглавлял царский посланник Ф.А. Головин. Китайская делегация явилась под Нерчинск во главе 12-тысячной армии. Вначале маньчжуры претендовали на весь Амур – от верховья до устья и на все земли, лежащие восточнее Байкала. Затем они все-таки умерили свои притязания и подписали в 1689 г. Нерчинский трактат о границе между Россией и Китаем [Азиатская Россия, 1914].

Линия границы оказалась крайне неопределенной. Основные географические ориентиры были не ясны, точных карт районов разделения не было. В связи с такой неразберихой часть территории китайцы считали китайской, а русские – русской. На рубеже XVII и XVIII веков официальная граница существовала только по реке Аргуни. К западу от Аргуни не было ни острогов, ни караулов и лишь кочевавшие в этих местах ясачные тунгусы являлись охранителями российских земель.

Между тем, торговля с Китаем требовала порядка и понимания, где же проходит граница между государствами. Ситуация обострялась претензиями Китая на всю южную часть Западной и Восточной Сибири, т. е. на установление границы по линии Красноярск-Аргунь. Для переговоров об уточнении границы Россия отправила в 1726 г. в Пекин посольство во главе с графом Саввой Владиславичем Рагузинским.

Граф приехал не один, его сопровождали и охраняли якутский пехотный полк, одна рота драгун и 200 человек Екатеринбургской охранной стражи. По требованию графа переговоры были перенесены на границу России и Монголии в район р. Бури (20 км от Кяхты). Здесь 20 августа в 1727 г. был заключен Буринский трактат, ставший составной частью Кяхтинского договора.

Граница проводилась от верховья Аргуни до Кяхты и далее до перевала Шамин-Дабата на Алтае по принципу «северная сторона Российскому империю да будет. А полуденная сторона Срединному империю да будет». Урегулирование всякого рода конфликтов на границе возлагалось на пограничную администрацию обеих сторон. Был установлен порядок торговли между Россией и Китаем. Кяхта и Монгольская слобода Цурухайту были объявлены постоянными пунктами беспошлинной торговли.

Две пограничные комиссии в составе обеих сторон занялись маркировкой границы, постановкой пограничных знаков, установлением караулов, перемещением поселений и кочевий. В размежевании участвовало около 150 служилых, часть из них «чертила» границу от Кяхты до Алтайских гор, другие от Кяхты до Аргуни. Они установили 87 маяков (земляные или каменные насыпи конической формы). К договору были приложены разменные письма с описанием демаркационной линии и перечнем маяков.

Две тысячи верст границы охранялись двадцатью пятью караулами. Расстояния между караулами составляли от 100 до 200 верст. При каждом карауле состояло 5−10 юрт (семейств) тунгусов или бурят, которым было поручено наблюдать за пограничными маяками, за переходом через границу людей и скота. В 1772 г. на границе были поселены 800 русских селенгинских, нерчинских и иркутских казаков вместе с их женами и детьми. Этим поселением завершилось образование пограничной стражи на китайской границе. Граница делилась на восемь дистанций, в пределах которых учредили 70 постов или караулов, 8 крепостей и 63 редута, при которых и поселили русских казаков [Смирнов, 2008].

Наше родовое место (р. Онон, станица Акша) по Буринскому трактату отошло от Монголии к России. Присоединенная к России территория была степной и граница терялась в степи, по которой кочевали независимые монгольские племена, недружелюбно посматривающие на русских пришельцев.

1.7.          Сословное «сусло» сибиряков

После первых ручейков потоки русских в Сибирь становились все полноводнее. Первопроходцев манило не только честолюбие, но и корысть. Почин к походу принадлежал, обычно, не правительственным людям, а отдельным, часто авантюрным, личностям. Случалось, конечно, что воеводы и сами посылали на разведку служилых людей. Но чаще к воеводе, а то и к голове острога являлся «опытовщик» и просил разрешения поискать новые землицы и «неясашные» народы. Имея согласие «государева начальства», опытовщик набирал себе дружину. К нему приставали охотники-промышленники, нередко инородцы. Воеводы, дабы соблюсти казенные интересы, посылали с отрядом своих людей. Вот дружина готова и в путь!

Часть «опытовщиков» воистину были авторитетными личностями, одно их имя было залогом успеха. В отряды часто входили промышленники, были и приказчики – представители московского купечества. По-нынешнему сказать, крупный капитал инвестировал в будущее (серебро, золото и, прежде всего, меха) и не прогадывал.

Уже в XVII веке русские делились на несколько групп: служилые люди (военные), крестьяне, промышленники, посадские (жители городов, имевшие право заниматься торговлей и ремеслом) и так называемые «гулящие», которые не имели постоянной приписки к государевой службе, деревне или посаду.

Служилые люди. В Забайкалье служилые люди и их семьи, обычно, заселяли остроги. Гарнизоны острогов были малочисленны: десятки, от силы 2−3 сотни человек. Первоначально в служилые входили стрельцы и казаки. Постепенно стрельцов становилось все меньше, их место заняли служилые, попавшие в Забайкалье по Государственному переводу. Круг обязанностей служилых людей был широк: военные походы, строительство острогов, сбор ясака, поиск серебряных руд и землепашество.

Однако на первом месте всегда стояло присоединение к Российской короне новых земель и охрана границ. Служилые за свою службу получали довольство – деньги, хлеб, соль, а часть служилых наделялась пахотными угодьями.

Крестьянство. Первоначальными центрами хлебопашества были остроги, вокруг которых селились немногочисленные крестьяне. Затем все больше крестьян стало приезжать в Забайкалье. Их манила воля. На своей родине они были крепостными, в Сибири – свободными людьми. В основном они становились «пашенными» крестьянами, которые за право иметь свою землю отрабатывали «государеву десятинную пашню». В Забайкалье за десятину государевой пашни крестьянин мог пахать для себя 4−7, а то и 10 десятин (десятина равна 1,09 га). Семена для «десятинной пашни» выдавались из казны, но урожай с той пашни полностью поступал в «государевы закрома». В XVII веке крестьянское хозяйство почти полностью было натуральным. Сами изготовляли сохи, бороны, телеги, сани, дуги; шили обувь, пряли шерсть, ткали сукно. В селах работали мельницы, кузни, кожевни, которые брали у крестьян плату натурой.

Посадские люди. Посадское население (сословие) моложе крестьянского. Лишь к концу XVII века посадские стали обживать Нерчинск, Селенгинск, Удинск, т. е. крупные поселения. Посадские занимались ремеслами, торговлей, отчасти хлебопашеством. Посадские должны были отрабатывать натуральные повинности – строить дороги, мосты, амбары, мельницы, ремонтировать крепостные сооружения в острогах, в общем, делать все, что воевода прикажет.

В Забайкалье посадскими было развито кузнечное, кожевенное, плотничье, столярное, мукомольное дело; изготовление лодок, плотов. Они варили мыло и соль, курили вино, красили холстину, добывали слюду для окон. Из посадских вырастали купцы, торговавшие не только по всей Сибири, но и с Россией и с Китаем.

С каждым десятилетием население Сибири и Забайкалья возрастало. В 1897 г. население Забайкальской области составляло 672072 чел., из них русских – 442 744 чел. (66%), в 1911 г. (за 14 лет) население возросло до 868 790 чел., среди которых русских было 68%. [Турчанинов, 1914].

1.8.          Формирование этнического «сплава»

Буряты и эвенки после длительного сопротивления приняли власть России и стали ясачными людьми – данниками русской казны. Ясак – это в основном пушнина. Вначале ясак не был нормирован, брали, сколько сами ясачные давали. В конце XVII века ясак стал нормированным, им облагалось все мужское население (с 18 до 50 лет). В зависимости от местных условий (степь или лес) сдавали от 1 до 6 соболей в год.

Непривычными для аборигенов ростовщическими операциями купцы и промышленники вовлекали ясачных в неоплатные долги. За долги местные теряли свои охотничьи угодья. Сопротивлялись абригены неправедному ясаку по-разному. Были и челобитные в Сибирский приказ и откочевки в труднодоступные места. Учитывая «шатость иноземцев» и малые военные силы в Забайкалье, Русское государство пыталось решать ясачные дела миром. Приведем лишь один пример – выписку из царского наказа [1655 г.] А.Пашкову на воеводство в Даурской земле.

«А служилым людям… приказывать накрепко, чтобы они, ходячи по ясак, ясачным людям напрасных обид и налогов отнюдь никому никаких ни которыми мерами не чинили, собирали б с них государев ясак ласкою и приветом, а не жесточью и не правежем; а жесточи б им в том никакой ни чинили, и имали б с них государев ясак по скольку будет мочно, по однажды в год, а по два и по три ясака на один год не имати». [Хрестоматия по истории Читинской области, 1972, с. 33−34].

Это ж только поглядеть! «Напрасных обид и налогов отнюдь никому никаких ни которыми мерами не чинить!».

Правительство смотрело на ясачных, как на подданных наравне с русскими. Их судили по тем же законам, не препятствовали ни верованиям, ни обычаям, ни внутреннему устройству общества. Русские власти включили бурятские и эвенкийские общины в государственную систему, признав общины низшим звеном управления и в их внутренние дела не вмешивались.

Две причины способствовали миру в складывающемся забайкальском обществе. Первая – отсутствие у русских заинтересованности в вытеснении местных племен с их исконных территорий, так как эти территории не были годны для хлебопашества.

Вторая причина – местные женщины, вошедшие в русские дома. Русские землеискатели находились в постоянной борьбе с суровой природой и враждебными племенами аборигенов. Надеяться можно было только на себя. Тут и ковались железные характеры – неустрашимость, решительность, находчивость, смелая предприимчивость.

Все умели эти мужики: и неприятеля отбить, и зверя завалить, и дом построить, и землю вспахать, и хлеб с нее собрать. Но дом – не дом без семьи. А женщин русских в Сибири почти что и не было. Правительство предпринимало свои           меры: посылало женщин из России, приказывало крестьянам выдавать своих дочерей за ссыльных, и даже деньги за это платило и отцам, и дочерям (приданое), и мужу. Но, в конце концов, указом в 1825 г. было повелено местным властям покупать девушек у инородцев. Так и вошли хозяйками в русские дома самостоятельные бурятки, добродушные тунгуски, своенравные монголки. Браки русских с инородцами совершались во множестве и до 1825 г. От смешанных браков с бурятами и монголами в Забайкалье появилось потомство смуглое, черноволосое, черноглазое, иногда с правильными чертами лица, иногда скуластое и узкоглазое. Вот, наверное, эта бегающая по дворам и скачущая на конях смугловатая детвора то курносая и светлоглазая, то скуластая и узкоглазая и была тем основным клеем, который крепил образующееся особое забайкальское население, связывая кровными узами русских с инородцами, и был основой мирных отношений и взаимных хозяйственных интересов. Мужики-то русские, а бабы – то ли монголки, то ли бурятки, то ли тунгуски.

1.9.          Семейные легенды

Кроме исторических хроник, бесценным источником родословных служат семейные легенды. Откуда они появляются? Их рассказывают внукам бабушки, гораздо реже мамы и папы своим дочерям и сыновьям. Эти легенды иногда находят свое подтверждение в старых дневниках, в письмах, старинных фотографиях, в сохранившихся старинных вещах, иногда – в фамильных драгоценностях и именном оружии. Ничего материального (кроме одной фотографии столетней давности), что подтвердило бы семейные легенды, в нашей семье не сохранилось. Остались лишь в моей памяти рассказы бабушки – Александры Константиновны и моего отца – Антонина Андреевича. С бабушкой мы жили на Камчатке, куда мои родители уехали работать в 1935 г. Место работы – маленькая опытная станция в 12 км от села Мильково (ныне Елизарово). Когда мы приехали, дом, в котором мы должны были жить, был не достроен – не было даже пола. Родители сами достраивали его – отец настелил полы, мама оштукатурила стены. Было уже холодно и для нас построили землянки. В землянке топилась печка, на которой бабушка готовила еду, было тепло и уютно. Родители ночевали в другой землянке, потом в новом доме, где было очень холодно, а мы с бабушкой так и жили всю зиму в землянке и спали на большом топчане.

После ужина, когда родители уходили, я садилась на скамеечку около печки или забиралась на топчан и просила бабушку: «Расскажи про старое». Было мне 5−6 лет, когда я услышала семейные легенды. Что же могло сохраниться в моей памяти? Сохранилось многое, но сколько было домыслено, допридумано маленькой девочкой с живым воображением! Конечно, я и позже, уже в школе, когда мы снова жили с бабушкой, переспрашивала, уточняла; бабушка отвечала, рассказывала что-то новое, а потом говорила: «Да забыла я многое, может и не так было, а может быть отец мне сказки вперемежку с правдой рассказывал. Еще моя бабушка-казачка мне рассказывала, так у нее часто не так выходило, как у отца. Правда-то, Аргенточка, разная, у каждого она своя». Вот эту бабушкину максиму я запомнила на всю жизнь и по длинному жизненному опыту знаю «Да, правда у каждого своя».

Через много лет, когда мне уже было около тридцати, мы поехали с отцом в тайгу и там ночью за чаем у костра он рассказал мне свою версию далекого прошлого. Отец предпочитал читать литературу историческую, интересовался историей казачества, ссылался на определенные даты. Многое сходилось, но многое и расходилось с рассказами бабушки. Из этих бесед сложилась у меня в голове история семьи и кое-что я даже тогда записала. Поскольку история объединяла рассказы моей бабушки (а они в свою очередь родились из рассказов ее отца и ее бабушки) и рассказы моего отца (которые он слышал от своей бабушки), то все изложенное ниже – легенда, семейная легенда Титляновых.

 


Страница 2 из 12 Все страницы

< Предыдущая Следующая >

 

Комментарии 

# Людмила   29.08.2015 17:54
Замечательная книга! Огромный исследовательск ий труд. Жаль, что нет фотографий, жаль, что нет графического варианта Вашей родословной.
Десятки лет занимаюсь историей своей сибирской семьи. Мы из Енисейской губернии Канской волости, село Бородино. В 1858-59 годах предок в кандалах пришел на вечное поселение. Понимаете, как интересна для меня Ваша работа. Спасибо! С уважением. Людмила
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Людмила   30.08.2015 22:04
Благодаря Скайпу, видела Вашу книгу. Замечательное издание! Хорошо иллюстрирована, есть графический вариант родства. Спасибо Вам за огромную работу, за интерес к родословной! У меня будет Ваша книга, мои друзья москвичи имеют её в своей библиотеке. А я пока читаю с удовольствием вариант Интернета. Людмила
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Владислав   14.05.2021 19:06
Прочитал с удовольствием. Мой прапрадед Масандович Генрих, муж., сословная принадлежность не известна, 27 лет на 1868 г. Выслан на водворение. Отбывал наказание в Томской губернии Мариинском округе Дмитриевской волости д. Усть-Барандатская. В месте причисления находился с 1864 г. Брал пособие на домообзаводство . Мой покойный отец из Омска. Кадровый офицер. Его отец умер когда ему было 5 лет. А вот отца его отца (сына Генриха) я никак обнаружить не могу. Поэтому Генрих мой прапрадед по семейной легенде.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^