А. А. Титлянова. История одной сибирской семьи |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Истоки рода: земля, история, семейные предания1.1. ИстокиСибирь, явилась колыбелью для многих сибирских родов, фамилий, семей. Наверное, в каждом сибирском роде отражается история самой Земли, история ее заселения. Здесь смешались исконно русские, пришедшие в Сибирь в разное время и разными путями с местным населением – бурятами, тунгусами и пограничными монгольскими племенами. И в этот котел добавилась западная закваска – поляки, литовцы, латыши, которых ссылали в Сибирь после каждого восстания против русского царя. У каждой сибирской семьи свои истоки, своя история, свои легенды. В нашей семье смешались русская, монгольская и польская кровь. Среди русских предков были забайкальский казак и вятский крестьянин. Смешались совершенно разные языки, религии, культуры, обычаи, привычки. Поэтому прежде, чем говорить о семье, я хочу рассказать об ее истоках. Может быть, одному читателю что-то покажется абсолютно лишним, другого, напротив, заинтересует. Я не пишу историю народов – я пишу историю семьи. Но в каждом из нас живет наше прошлое. Мы – дети своей Земли и ее истории. Поэтому начинать приходится с устройства места, где возникло явление, в данном случае семья Титляновых. Наше родовое место – станица Акша на реке Онон относится, согласно административно-территориальному делению сегодняшней России к Забайкальскому краю, по-старому – к Забайкалью. 1. 2. Природа ЗабайкальяЗабайкалье – большая страна, которая простирается почти на 1000 км с севера на юг и более, чем на 1000 км с запада на восток от берегов Байкала до слияния рек Шилка и Аргунь, вплоть до границы с Китаем и Монголией. В Забайкалье чередуются горные хребты и межгорные котловины, вытянутые в северо-восточном направлении. Климат Забайкалья резко континентальный: зима продолжительная и суровая, лето умеренно теплое, осадков выпадает сравнительно немного (250−300 мм в год). Наиболее обделены осадками днища котловин. Больше всего выпадает осадков во второй половине лета. Зима почти бесснежная. В днищах котловин высота снежного покрова 10−15 см, но на высоких хребтах снега бывает много (высота снежного покрова может достигать здесь 150 см). В Забайкалье проходит часть главного водораздела между бассейнами Северного Ледовитого и Тихого океанов; наиболее крупные реки – Витим, Олекма, Селенга, Шилка, Аргунь. Питание рек дождевое и на период летних дождей приходится 50−80% годового стока. Нередки здесь и катастрофические паводки. Суровая страна Забайкалье, но красивая. Основная ее часть расположена в зоне тайги, которая на юге сменяется лесостепью и степью. Лесостепи приурочены к среднегорьям до высоты 1000−1200 м. здесь лиственнично-березовые и осиновые леса чередуются с пижмово-разнотравными и разнотравными степями. На юго-востоке Забайкалья раскинулись Даурские степи. Только там я видела неописуемую степную красоту: голубые от расцветших ирисов, красно-желтые красодневные и ярко-желтые пижмовые степи. Но в основном Даурские степи злаковые: ковыльные, вострецовые, по склонам злаково-кустарничковые. В любое время года хороши степи. Открытое небо, широчайший простор без преград, пьянящее, как дурман шальные степные ветры и то пушистый, то жесткий ковер травы под ногами. По этим степям мчалась верхом моя прапрабабушка – монголка, здесь пасла табуны ее дочь (бабушка моего отца), по этим степям в гражданскую войну неслась лихая конница и атамана Семенова и красных партизан. И в каком-то эскадроне партизан скакал с оружием в руках молодой парень – Антонин Титлянов. Эти степи увидела я, впервые выехав в экспедицию. Случайность? Совпадение? Закономерность? Я верю в случай, по-моему, он звено неотвратимости. 1.3. Коренное население ЗабайкальяКоренное население Забайкалья – буряты, эвенки (тунгусы), а также кочевавшие здесь монголы. Буряты Забайкалья считали себя монголами. Селингинские буряты утверждали, что они чистейших кровей потомки Чингиз-хана или его брата. Агинские же буряты называли себя потомками князя Барту. Большинство исследователей считают, что буряты – древнейшие аборигены Забайкалья и лишь незначительная их часть – выходцы из Монголии. Забайкальские буряты были скотоводами. Они совершали постоянные кочевки: летом на открытые места, где дуют ветры, относящие мошку и оводов, осенью – на выкошенные летом луга и острова в долинах рек, зимой – в защищенные от ветра места, где скот питается ветошью, весной – на склоны, где раньше всего стаивает снег. Верование забайкальских бурят – ламаизм – одна из сект буддизма. Как писал Поддубный [1914], никто из бурят, кроме лам, не знает молитв, службы и обрядов. Участие народа в молитве заключается в торжественном настроении, множестве поклонов, в приношениях богам и ламам и, наконец, в бормотании непонятных для них слов и фраз из буддийских молитвенников. Буряты живут улусами в 10−20 юрт или зимовьев, принадлежащих лицам одного рода. Каждый бурят имеет одну-две юрты, несколько деревянных стаек (место для скота), два-три небольших дворика и иногда бревенчатый амбар для сохранения зерна и запасов. У бурят единоженство. Положение женщин и мужчин не одинаковое. Женщины пользуются свободой и самостоятельностью, но они целый день в трудах, на них все заботы и работы по хозяйству. Мужчина же, как истый номад, отличается крайней непоседливостью. Его так и тянет в другой улус – повидать знакомых, узнать новости, а часто он едет вообще без всякой цели в другой улус и даже в город. Тунгусы (они же эвенки) в Забайкалье живут в тайге, они великолепные охотники и знатоки тайги. Тунгусы отличаются честностью, веселостью, остроумием и добродушием. Всякое событие в жизни тунгусов ознаменовывается танцами. Эвенки числятся православными, но на деле они по-прежнему язычники, шаманисты. С принятием христианства многоженство не устранилось, но лишь богатые имеют две-три жены. Главное занятие забайкальских эвенков – звероловство и рыболовство [Поддубный, 1914]. 1.4. Русское население ЗабайкальяПервыми русскими поселенцами Забайкалья были казаки-землепроходцы. В средние века русским, как и многим другим крупным и сильным народам, не сиделось на месте. По захвату огромных пространств движение русских сравнимо с завоеваниями Александра Македонского, Чингиз-Хана, Батыя, по стилю движения резко отличается. Древние вожди шли во главе огромных армий. Русские продвигались по Сибири небольшими отрядами – в десятки человек, редко в сотни. Движение русских шло в разных направлениях, но в итоге – к востоку. В конце правления Михаила Федоровича (1645 г.) несколько экспедиций уже шло к берегам Тихого океана. Одно поколение (1613−1648 гг.) прошло расстояние от р. Оби до Тихого океана, присоединив к русской короне тунгусов, якутов, бурят, дауров, коряков и др. [Азиатская Россия, 1914]. О завоевании Сибири Ермаком написано много и интересно. Мы не будем пересказывать исторические повести, а лишь напомним, что длился поход с 1581 по 1585 г., сам Ермак погиб от рук Кучума, остатки его дружины оставили Сибирь, в которую вернулись прежние владельцы. Однако дело, начатое Ермаком, не погибло. Новые отряды под начальством воевод Сукина и Мясного завершили дело, начатое Ермаком, присоединив к России земли по рекам Туре, Тоболу и Иртышу. Наступившее после смерти царя Федора Иоанновича смутное время разрухи задержало движение русских в Сибирь. Однако по окончании смутного времени продвижение Московской Руси в Сибирь возобновилось. Не будем останавливаться на плавании поморов по северным морям, благодаря чему был установлен прямой водный путь от Архангельска в Енисейскую Губу. Не будем рассказывать о путях частично пеших, частично водных от Оби к Енисею и далее к Лене. Нас интересует лесостепной участок в Забайкалье, освоение которого связано с движением русских к Амуру. В 1643−1645 гг. Поярков со 130 казаками пошел с Лены по Алдану, переволокся через Становой хребет и рекой Зеей вошел в Амур. Рассказы Пояркова о том, что «землицы по Амуру людны и хлебны и собольны, и всякого зверя много, и хлеба родится много, и реки рыбны» побудили старого опытовщика Ёрку Хабарова набрать дружину в 70 человек и с позволения якутского воеводы двинуться к Амуру. Хабаров проплыл по Амуру, вернулся и в следующий (1650) год повторил свой поход уже во главе отряда в 400 человек с тремя пушками. В отряде было 170 охотников. Дауры, жившие по берегам Амура и платившие ясак Богодойскому (т. е. китайскому) царю, оказали сопротивление. Русские заняли Албазин и поставили Ачанский городок и городок в устье р. Зеи. Однако к Ачанску подошли маньчжурские войска, которые в тот раз были разбиты русскими. Так начались войны России с Китаем из-за обладания Амуром [Азиатская Россия, 1914]. Одновременно с походами на Амур русские утвердились на Байкале и в Забайкалье. Под водительством сотника Бекетова отправили казаков «на… дальнюю службу на Иргень-озеро и на великую реку Шилку». Поход начался в 1652 г. из Енисейска и цель имел «поставить два острога в самых крепких и угожих местах, и приводить немирных землиц людей под государеву царскую высокую руку». Несколько лет ушло на выполнение этого плана. Большую часть пути шли против течения рек, тяжелые лодки с оружием и разнообразными припасами тянули бечевой. Преодолев всевозможные преграды, отряд Бекетова достиг озера Иргень, где и был поставлен Иргенский острог. Оставив часть людей в остроге, Бекетов с основным отрядом перешел Яблоновый хребет по Иргенскому волоку, т. е. по сухому пути от оз. Иргень до р. Ингода. От Ингоды отправил Бекетов казаков во главе с Урасовым искать на р. Нерче место для другого острога. Урасов и отстроил Нелюдский (Нерчинский) острог. Зимой казаки собрали богатый ясак и под охраной 30 человек отправили в Енисейск девятнадцать «сороков» соболей. (Сорок – это связка сорока штук соболей.) Около вновь отстроенных острогов казаки распахали и засеяли землю, положив начало земледелию за Байкалом. 1.5. ОстрогиФорпостами для приобретения новых земель и хозяйственного освоения края, крепостями при нападении «иноземцев» служила система острогов. Острог – это крепостное сооружение. Внутренние строения (избы, амбары, церкви) ограждались стеной из заостренных бревен с оборонными башнями и отверстиями для стрельбы. Часто остроги ограждались рвом. Выбирая место для острогов, казаки заботились не только о возможностях дозора и обороны, но и о том, подходит ли окружающая местность для хлебопашества и скотоводства. Зимовья и остроги в Забайкалье строились на излучинах рек, мысах, островах и полуостровах. Во второй половине XVII века в забайкальскую пограничную систему входило около 15 острогов, построенных с 1646 (Верхне-Ангарский острог) по 1700 г. (Сретенский острог). Нерчинский, Селенгинский и Удинский остроги со временем превратились в города. В конце XVII века, когда военная угроза со стороны Китая ослабла, а местное население довольно покорно перешло в подданство России, большинство острогов практически исчезло, другие превратили в тюрьмы. 1.6. Установление границы с КитаемС теми силами, которые были у русских в XVII веке в Сибири, они дошли до пределов возможного расширения своих владений. Воевать всерьез с Китайской империей не было ни людей, ни оружия * Китайской империей с 1644 по 1912 гг. правила маньчжурская династия Цин. . И все-таки война с Китаем, то затихая, то разгораясь, шла около сорока лет в основном вблизи Албазина на Амуре и устья Зеи. В 1684 г. шеститысячная китайская армия, вооруженная сотней пушек, подступила к Албазину. Против китайской мощной группировки русские могли выставить лишь около двух тысяч защитников, 20 пушек и 500 пищалей. Хотя Албазин и пострадал, но китайские войска были отбиты. Переговоры о мире проходили под Нерчинском. Русское посольство возглавлял царский посланник Ф.А. Головин. Китайская делегация явилась под Нерчинск во главе 12-тысячной армии. Вначале маньчжуры претендовали на весь Амур – от верховья до устья и на все земли, лежащие восточнее Байкала. Затем они все-таки умерили свои притязания и подписали в 1689 г. Нерчинский трактат о границе между Россией и Китаем [Азиатская Россия, 1914]. Линия границы оказалась крайне неопределенной. Основные географические ориентиры были не ясны, точных карт районов разделения не было. В связи с такой неразберихой часть территории китайцы считали китайской, а русские – русской. На рубеже XVII и XVIII веков официальная граница существовала только по реке Аргуни. К западу от Аргуни не было ни острогов, ни караулов и лишь кочевавшие в этих местах ясачные тунгусы являлись охранителями российских земель. Между тем, торговля с Китаем требовала порядка и понимания, где же проходит граница между государствами. Ситуация обострялась претензиями Китая на всю южную часть Западной и Восточной Сибири, т. е. на установление границы по линии Красноярск-Аргунь. Для переговоров об уточнении границы Россия отправила в 1726 г. в Пекин посольство во главе с графом Саввой Владиславичем Рагузинским. Граф приехал не один, его сопровождали и охраняли якутский пехотный полк, одна рота драгун и 200 человек Екатеринбургской охранной стражи. По требованию графа переговоры были перенесены на границу России и Монголии в район р. Бури (20 км от Кяхты). Здесь 20 августа в 1727 г. был заключен Буринский трактат, ставший составной частью Кяхтинского договора. Граница проводилась от верховья Аргуни до Кяхты и далее до перевала Шамин-Дабата на Алтае по принципу «северная сторона Российскому империю да будет. А полуденная сторона Срединному империю да будет». Урегулирование всякого рода конфликтов на границе возлагалось на пограничную администрацию обеих сторон. Был установлен порядок торговли между Россией и Китаем. Кяхта и Монгольская слобода Цурухайту были объявлены постоянными пунктами беспошлинной торговли. Две пограничные комиссии в составе обеих сторон занялись маркировкой границы, постановкой пограничных знаков, установлением караулов, перемещением поселений и кочевий. В размежевании участвовало около 150 служилых, часть из них «чертила» границу от Кяхты до Алтайских гор, другие от Кяхты до Аргуни. Они установили 87 маяков (земляные или каменные насыпи конической формы). К договору были приложены разменные письма с описанием демаркационной линии и перечнем маяков. Две тысячи верст границы охранялись двадцатью пятью караулами. Расстояния между караулами составляли от 100 до 200 верст. При каждом карауле состояло 5−10 юрт (семейств) тунгусов или бурят, которым было поручено наблюдать за пограничными маяками, за переходом через границу людей и скота. В 1772 г. на границе были поселены 800 русских селенгинских, нерчинских и иркутских казаков вместе с их женами и детьми. Этим поселением завершилось образование пограничной стражи на китайской границе. Граница делилась на восемь дистанций, в пределах которых учредили 70 постов или караулов, 8 крепостей и 63 редута, при которых и поселили русских казаков [Смирнов, 2008]. Наше родовое место (р. Онон, станица Акша) по Буринскому трактату отошло от Монголии к России. Присоединенная к России территория была степной и граница терялась в степи, по которой кочевали независимые монгольские племена, недружелюбно посматривающие на русских пришельцев. 1.7. Сословное «сусло» сибиряковПосле первых ручейков потоки русских в Сибирь становились все полноводнее. Первопроходцев манило не только честолюбие, но и корысть. Почин к походу принадлежал, обычно, не правительственным людям, а отдельным, часто авантюрным, личностям. Случалось, конечно, что воеводы и сами посылали на разведку служилых людей. Но чаще к воеводе, а то и к голове острога являлся «опытовщик» и просил разрешения поискать новые землицы и «неясашные» народы. Имея согласие «государева начальства», опытовщик набирал себе дружину. К нему приставали охотники-промышленники, нередко инородцы. Воеводы, дабы соблюсти казенные интересы, посылали с отрядом своих людей. Вот дружина готова и в путь! Часть «опытовщиков» воистину были авторитетными личностями, одно их имя было залогом успеха. В отряды часто входили промышленники, были и приказчики – представители московского купечества. По-нынешнему сказать, крупный капитал инвестировал в будущее (серебро, золото и, прежде всего, меха) и не прогадывал. Уже в XVII веке русские делились на несколько групп: служилые люди (военные), крестьяне, промышленники, посадские (жители городов, имевшие право заниматься торговлей и ремеслом) и так называемые «гулящие», которые не имели постоянной приписки к государевой службе, деревне или посаду. Служилые люди. В Забайкалье служилые люди и их семьи, обычно, заселяли остроги. Гарнизоны острогов были малочисленны: десятки, от силы 2−3 сотни человек. Первоначально в служилые входили стрельцы и казаки. Постепенно стрельцов становилось все меньше, их место заняли служилые, попавшие в Забайкалье по Государственному переводу. Круг обязанностей служилых людей был широк: военные походы, строительство острогов, сбор ясака, поиск серебряных руд и землепашество. Однако на первом месте всегда стояло присоединение к Российской короне новых земель и охрана границ. Служилые за свою службу получали довольство – деньги, хлеб, соль, а часть служилых наделялась пахотными угодьями. Крестьянство. Первоначальными центрами хлебопашества были остроги, вокруг которых селились немногочисленные крестьяне. Затем все больше крестьян стало приезжать в Забайкалье. Их манила воля. На своей родине они были крепостными, в Сибири – свободными людьми. В основном они становились «пашенными» крестьянами, которые за право иметь свою землю отрабатывали «государеву десятинную пашню». В Забайкалье за десятину государевой пашни крестьянин мог пахать для себя 4−7, а то и 10 десятин (десятина равна 1,09 га). Семена для «десятинной пашни» выдавались из казны, но урожай с той пашни полностью поступал в «государевы закрома». В XVII веке крестьянское хозяйство почти полностью было натуральным. Сами изготовляли сохи, бороны, телеги, сани, дуги; шили обувь, пряли шерсть, ткали сукно. В селах работали мельницы, кузни, кожевни, которые брали у крестьян плату натурой. Посадские люди. Посадское население (сословие) моложе крестьянского. Лишь к концу XVII века посадские стали обживать Нерчинск, Селенгинск, Удинск, т. е. крупные поселения. Посадские занимались ремеслами, торговлей, отчасти хлебопашеством. Посадские должны были отрабатывать натуральные повинности – строить дороги, мосты, амбары, мельницы, ремонтировать крепостные сооружения в острогах, в общем, делать все, что воевода прикажет. В Забайкалье посадскими было развито кузнечное, кожевенное, плотничье, столярное, мукомольное дело; изготовление лодок, плотов. Они варили мыло и соль, курили вино, красили холстину, добывали слюду для окон. Из посадских вырастали купцы, торговавшие не только по всей Сибири, но и с Россией и с Китаем. С каждым десятилетием население Сибири и Забайкалья возрастало. В 1897 г. население Забайкальской области составляло 672072 чел., из них русских – 442 744 чел. (66%), в 1911 г. (за 14 лет) население возросло до 868 790 чел., среди которых русских было 68%. [Турчанинов, 1914]. 1.8. Формирование этнического «сплава»Буряты и эвенки после длительного сопротивления приняли власть России и стали ясачными людьми – данниками русской казны. Ясак – это в основном пушнина. Вначале ясак не был нормирован, брали, сколько сами ясачные давали. В конце XVII века ясак стал нормированным, им облагалось все мужское население (с 18 до 50 лет). В зависимости от местных условий (степь или лес) сдавали от 1 до 6 соболей в год. Непривычными для аборигенов ростовщическими операциями купцы и промышленники вовлекали ясачных в неоплатные долги. За долги местные теряли свои охотничьи угодья. Сопротивлялись абригены неправедному ясаку по-разному. Были и челобитные в Сибирский приказ и откочевки в труднодоступные места. Учитывая «шатость иноземцев» и малые военные силы в Забайкалье, Русское государство пыталось решать ясачные дела миром. Приведем лишь один пример – выписку из царского наказа [1655 г.] А.Пашкову на воеводство в Даурской земле. «А служилым людям… приказывать накрепко, чтобы они, ходячи по ясак, ясачным людям напрасных обид и налогов отнюдь никому никаких ни которыми мерами не чинили, собирали б с них государев ясак ласкою и приветом, а не жесточью и не правежем; а жесточи б им в том никакой ни чинили, и имали б с них государев ясак по скольку будет мочно, по однажды в год, а по два и по три ясака на один год не имати». [Хрестоматия по истории Читинской области, 1972, с. 33−34]. Это ж только поглядеть! «Напрасных обид и налогов отнюдь никому никаких ни которыми мерами не чинить!». Правительство смотрело на ясачных, как на подданных наравне с русскими. Их судили по тем же законам, не препятствовали ни верованиям, ни обычаям, ни внутреннему устройству общества. Русские власти включили бурятские и эвенкийские общины в государственную систему, признав общины низшим звеном управления и в их внутренние дела не вмешивались. Две причины способствовали миру в складывающемся забайкальском обществе. Первая – отсутствие у русских заинтересованности в вытеснении местных племен с их исконных территорий, так как эти территории не были годны для хлебопашества. Вторая причина – местные женщины, вошедшие в русские дома. Русские землеискатели находились в постоянной борьбе с суровой природой и враждебными племенами аборигенов. Надеяться можно было только на себя. Тут и ковались железные характеры – неустрашимость, решительность, находчивость, смелая предприимчивость. Все умели эти мужики: и неприятеля отбить, и зверя завалить, и дом построить, и землю вспахать, и хлеб с нее собрать. Но дом – не дом без семьи. А женщин русских в Сибири почти что и не было. Правительство предпринимало свои меры: посылало женщин из России, приказывало крестьянам выдавать своих дочерей за ссыльных, и даже деньги за это платило и отцам, и дочерям (приданое), и мужу. Но, в конце концов, указом в 1825 г. было повелено местным властям покупать девушек у инородцев. Так и вошли хозяйками в русские дома самостоятельные бурятки, добродушные тунгуски, своенравные монголки. Браки русских с инородцами совершались во множестве и до 1825 г. От смешанных браков с бурятами и монголами в Забайкалье появилось потомство смуглое, черноволосое, черноглазое, иногда с правильными чертами лица, иногда скуластое и узкоглазое. Вот, наверное, эта бегающая по дворам и скачущая на конях смугловатая детвора то курносая и светлоглазая, то скуластая и узкоглазая и была тем основным клеем, который крепил образующееся особое забайкальское население, связывая кровными узами русских с инородцами, и был основой мирных отношений и взаимных хозяйственных интересов. Мужики-то русские, а бабы – то ли монголки, то ли бурятки, то ли тунгуски. 1.9. Семейные легендыКроме исторических хроник, бесценным источником родословных служат семейные легенды. Откуда они появляются? Их рассказывают внукам бабушки, гораздо реже мамы и папы своим дочерям и сыновьям. Эти легенды иногда находят свое подтверждение в старых дневниках, в письмах, старинных фотографиях, в сохранившихся старинных вещах, иногда – в фамильных драгоценностях и именном оружии. Ничего материального (кроме одной фотографии столетней давности), что подтвердило бы семейные легенды, в нашей семье не сохранилось. Остались лишь в моей памяти рассказы бабушки – Александры Константиновны и моего отца – Антонина Андреевича. С бабушкой мы жили на Камчатке, куда мои родители уехали работать в 1935 г. Место работы – маленькая опытная станция в 12 км от села Мильково (ныне Елизарово). Когда мы приехали, дом, в котором мы должны были жить, был не достроен – не было даже пола. Родители сами достраивали его – отец настелил полы, мама оштукатурила стены. Было уже холодно и для нас построили землянки. В землянке топилась печка, на которой бабушка готовила еду, было тепло и уютно. Родители ночевали в другой землянке, потом в новом доме, где было очень холодно, а мы с бабушкой так и жили всю зиму в землянке и спали на большом топчане. После ужина, когда родители уходили, я садилась на скамеечку около печки или забиралась на топчан и просила бабушку: «Расскажи про старое». Было мне 5−6 лет, когда я услышала семейные легенды. Что же могло сохраниться в моей памяти? Сохранилось многое, но сколько было домыслено, допридумано маленькой девочкой с живым воображением! Конечно, я и позже, уже в школе, когда мы снова жили с бабушкой, переспрашивала, уточняла; бабушка отвечала, рассказывала что-то новое, а потом говорила: «Да забыла я многое, может и не так было, а может быть отец мне сказки вперемежку с правдой рассказывал. Еще моя бабушка-казачка мне рассказывала, так у нее часто не так выходило, как у отца. Правда-то, Аргенточка, разная, у каждого она своя». Вот эту бабушкину максиму я запомнила на всю жизнь и по длинному жизненному опыту знаю «Да, правда у каждого своя». Через много лет, когда мне уже было около тридцати, мы поехали с отцом в тайгу и там ночью за чаем у костра он рассказал мне свою версию далекого прошлого. Отец предпочитал читать литературу историческую, интересовался историей казачества, ссылался на определенные даты. Многое сходилось, но многое и расходилось с рассказами бабушки. Из этих бесед сложилась у меня в голове история семьи и кое-что я даже тогда записала. Поскольку история объединяла рассказы моей бабушки (а они в свою очередь родились из рассказов ее отца и ее бабушки) и рассказы моего отца (которые он слышал от своей бабушки), то все изложенное ниже – легенда, семейная легенда Титляновых.
Страница 2 из 12 Все страницы < Предыдущая Следующая > |
Комментарии
Десятки лет занимаюсь историей своей сибирской семьи. Мы из Енисейской губернии Канской волости, село Бородино. В 1858-59 годах предок в кандалах пришел на вечное поселение. Понимаете, как интересна для меня Ваша работа. Спасибо! С уважением. Людмила
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать