На главную / Искусство / Т. С. Карпова «Сто страниц об Испании»

Т. С. Карпова «Сто страниц об Испании»




Гранадские мавры



Что останется от прошлого, трудно заранее предсказать – исчезли города, целые народы бесследно канули в тёмную яму истории, но вандалам уже нечего бояться бега времени – они сумели оставить о себе живую память в языках всех народов: сколько раз мы с вами бурчали «вандалы» при виде сожжённого почтового ящика, разбитого стекла в парадной! Есть чем гордиться, хотя, увы, некому – вымерли веков пятнадцать назад. Второе слово, оставшееся после вандалов – Вандалусия, со временем превратившееся в Андалузию.

«Четыре провинции, которые составляют Андалузию, сохраняя между испанцами своё старое название королевств, суть Хаэн, Кордова, Севилья и Гранада. Эта южная часть Испании была всегда предметом привязанности народов, проникавших в неё и поражённых удивительным богатством её почвы» – Боткин, конечно.

В Андалузию во множестве едут те, кому хочется вкусно покушать и погреться на солнышке, поглазеть на корриду или пасхальные религиозные шествия, и те, кто хочет увидать воплощение двух несовместимых идей – мусульманскую Европу. Заметьте, что хотя история любой местности насчитывает ровно столько, сколько история всего человечества, но мы, туристы, всегда выбираем себе определённую эпоху, и все, что случилось до или после, в глазах приезжих только предисловие или постскриптум к самому для них интересному периоду. В Венеции это время дожей, во Флоренции – Медичи, в Новгороде – республика. А Петербург? Несомненно, 19 век. Потом были революция, блокада, но это уже история Ленинграда, или Питера, как его теперь называют, простодушно видя в том особый шик, или культурную причастность. Кто бы ни приехал в Петербург, идёт в Эрмитаж, а не в музей ленинградской блокады, и ищет не Большой дом, откуда в не столь отдаленные времена спускали в Неву костную муку из замученных людей, а Сенную площадь романов Достоевского.

Города Андалузии мечены мавританским прошлым. Если читать книгу истории последовательно, то начинать надо с Кордовы, – потом ехать в Севилью, и уж потом в Гранаду. Но я не жалею, что начала читать книгу с конца: если не следовать исторической логике, а пытаться постичь наиболее характерное в мавританской культуре Андалузии, Гранада самое лучшее начало. Это «высокая готика» арабской культуры.

Гранада, название которой ведётся от слова «гранат», или по крайней мере с ним прочно ассоциируется, основана то ли иберийскими племенами, то ли финикийцами, пережила римскую империю, арабский султанат, эпоху Возрождения, барокко... но доминирующая нота в Гранаде – мусульманская архитектура.

О мусульманской цивилизации в Испании и эпохе реконкисты я уже рассказывала, а сейчас кратко расскажу о самой Гранаде. Конец замечательной мавританской цивилизации Иберии – начало расцвета Гранады. 250 лет её благоденствия начались в 1238 году, когда на руинах древней крепости, разрушенной во время междоусобных войн самими арабами, Мохаммед Ибн Аль Амар, один из самых любимых в Гранаде султанов, построил новую крепость Алькасаба и дворец Альгамбру.

Султаны были хорошие люди, любили читать книжки, относились к своим подданным по-доброму, и те их любили. Самыми замечательными были Мохаммед и его потомок Юсеф, убитый фанатиком. Но увы, они не могли и не хотели соревноваться с кастильскими королями, и Гранада была обречена. Чтобы оттянуть гибель Гранады, Мохаммед заключил договор с Фердинандом Третьим Кастильским и стал его вассалом. Союз с Фердинандом, как с дьяволом, был подписан кровью (гранадцам пришлось воевать со своими братьями-мусульманами), но купил Гранаде длительную мирную передышку.

В это время Гранада процветала и вбирала в себя всё новые волны мусульманских беженцев со всей Испании. И путешественники, и жители Гранады считали её раем. Гранаде принадлежала плодородная долина у слияния рек Хениля и Дарро, где было вдоволь воды и вдоволь еды. Плодородие района было многократно усилено благодаря умению арабов максимально использовать природные условия: «веха» Гранады была покрыта ирригационной системой, сложный ритм орошения задавал звон колокола «Ла Вела» с башни крепости Алькасаба. Зимой жили за крепостными стенами, весной храбро выезжали целыми семьями в долину, возделывать земельные участки. Никто не голодал, бедняки ели ячменный хлеб, богатые люди – пшеничный. Запасали на зиму сушёные фрукты.

Самые искусные ремесленники Иберии были из Гранады – ткачи, вышивальщики, оружейники и ювелиры, мозаичисты, гончары, резчики по дереву и слоновой кости. Гранада славилась плетением из золотых нитей (пояса, подвязки), вышивкой золотом по коже, коврами, керамикой: от простых глиняных сосудов элегантной формы, до драгоценных фарфоровых ваз с золотым рисунком по бирюзовому фону. Богатели, полюбили одеваться в разноцветные одежды, и современник Ибн-Аль-Хатиб сравнивал гранадцев в мечети с цветущим весенним лугом. Женщины, невысокие и полные, носили ручные и ножные браслеты, ожерелья, подвязки и шарфы, украшенные гранёным золотом и серебром, цирконами, топазами и изумрудами.

Как писал Аль-Хатиб, большинство населения составляли иностранцы (для него потомки коренных жителей Испании были, в отличие от арабов и берберов, иностранцами). Да даже сами арабы, живущие в Гранаде, мало были похожи на арабов, всё-таки восемь столетий прожито бок о бок с «иностранцами», у них были голубые глаза, светлые волосы, которые из уважения к арабским корням красили в чёрный цвет. Вначале в Гранаде, окружённой христианскими королевствами, стали распространяться христианские обычаи и одежда. Но чем теснее сжималась удавка вокруг горла Гранады, тем более гранадцы возвращались к обычаям предков- мусульман.

Последним правителем Гранады был Боабдил (Абу-Абдулла). Жизнь его не задалась смолоду – родной отец пытался его убить по наущению любимой жены Зарайи (её настоящее имя Изабелла де Солис) – вот к чему приводит многожёнство. Султан заточил Боабдила и его мать Айшу в башню Алькасабы Торре де Комарес, откуда предприимчивая султанша спустила Боабдила вниз по веревке – видать, тогда она ещё возлагала надежды на сына. Неясно, захотела бы она его спасать, если бы знала будущее.

Боабдил вышел на свободу с чистой совестью, но тут же попал в плен к кастильцам. После всевозможных перипетий, в том числе личного знакомства с Фердинандом Арагонским, которое не принесло ничего хорошего ни Боабдилу, ни его будущим подданным, Боабдил унаследовал трон своего отца, но ему достался только город, остальная часть Гранадского эмирата отошла его дяде, который быстро сдался в плен испанцам со всей своей недвижимостью. Ненасытные или непреклонные (как вам больше понравится) Изабелла и Фердинанд подошли к стенам Гранады и построили осадный городок. После нескольких стычек Боабдил без боя сдал Гранаду, понадеявшись на обещания католических королей о том, что город не тронут, и уехал в изгнание.

Гранада была такой крошечной, что не представляла никакой опасности, и взятие её было обусловлено только желанием христиан захватить всё, что есть в округе, выгнать мавров и морисков, и самим всё съесть. Сначала захватчики были вежливы, солдатам даже запретили влезать на стены Алькасабы, чтобы они не подсматривали за частной жизнью мусульман. Но недолго короли держали своё королевское слово. Их не остановило даже то, что вся экономика района держалась на мусульманах. Цветущий луг был скошен, архиепископ радовался, сжигая арабские книги. Тысяч 80 он сжёг, – дон Хименес де Сиснерос, духовник королевы, изображённый вместе с нею на резной панели хоров Толедского собора. Мусульмане сначала платили отступные за право жить по-старому, так же, как христиане должны были платить мусульманам в странах ислама, и работали на самых тяжёлых работах. Потом их так прижали, что начались восстания, и наконец христиане выгнали всех мусульман из Испании в Африку. Пошло ли христианам впрок это изгнание – другой вопрос. Христиане не могли и по своему невежеству не хотели поддерживать ирригационную систему вехи, и после изгнания морисков веха постепенно разорилась, да и не только веха – огромные районы Иберии пришли в запустение, поскольку пропали работники и накопленные ими знания.

Я не за ислам, и не за христианство – мне просто «жаль того огня, что воссиял над» Кордовой, а потом над Гранадой. История показывает, что всякой высокоразвитой цивилизации суждена гибель от руки варваров. Так и будет воспроизводиться этот цикл, пока человечество не вымрет. Ключи от гранадских домов до сих пор хранятся в марокканских семьях, и может быть не напрасно.




 


Страница 8 из 14 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^