А. И. Фет. Польская революция |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ7. Гданьское соглашениеУ рабочих было много отдельных претензий. 1/IХ все еще бастовали шахтеры Верхней Силезии, к ним присоединилась шахта «Вуек» в Катовицах. Для рассмотрения требований шахтеров была создана комиссия под председательством вице-премьера А. Копца. 3/IХ в Ястжембе, близ Катовиц, было заключено соглашение с шахтерами. С этих пор, ссылаясь на «общественные соглашения», имеют в виду три документа, подписанные в Гданьске, Щецине и Ястжембе. Содержание их аналогично, но каждый включает некоторые специальные вопросы, касающиеся отдельных предприятий. Полный текст соглашений был опубликован в газетах «Жиче Варшавы» (варшавская городская газета), «Глос Працы» (орган официальных профсоюзов) и «Слово Повшехне» (католическая газета) * 02.09.80. Опубликован также, напр., в кат. журнале „Więz", 1980, № 9:3-13. ; остальные газеты поместили пространное изложение. Ниже приводится полный текст Гданьского соглашения. Комментарии, сопровождающие текст, заключены в квадратные скобки * Др. рус. переводы см. в сб. «Солидарность. О рабочем движении в Польше и о раб. движении в России», Франкфурт-на-Майне, 1980, с. 116-136; сб. «Польша: 1980. “Солидарности” год первый», Лондон, 1981, с. 166-180. . Протокол соглашения,
заключенного между правительственной комиссией и Объединенным стачечным комитетом 31 августа 1980 года на Гданьской верфи Правительственная комиссия и Объединенный стачечный комитет, рассмотрев 21 требование бастующих коллективов Побережья, пришли к следующим соглашениям. По пункту первому, который гласит: «Признание независимых от партии и работодателей свободных профсоюзов, вытекающее из ратифицированной ПНР Конвенции № 87 Международной организации труда о свободе профсоюзов», принято решение: 1. Деятельность профсоюзов в ПНР не оправдала надежд и ожиданий трудящихся. Признается целесообразным создание новых самоуправляющихся профсоюзов, которые были бы подлинными представителями рабочего класса. За каждым остается право остаться в прежних профсоюзах, а в будущем можно предвидеть установление сотрудничества между профсоюзами. 2. Создавая новые независимые, самоуправляющиеся профсоюзы, ОСК заявляет, что они будут соблюдать принципы, содержащиеся в Конституции ПНР. Новые профсоюзы будут охранять общественные и материальные интересы трудящихся и не намерены играть роль политической партии. Они стоят на почве принципа общественной собственности на средства производства, составляющего основу существующего в Польше социалистического строя. Признавая, что ПОРП осуществляет руководящую роль в государстве, и не подрывая установленной системы международных союзов, они стремятся обеспечить трудящимся надлежащие средства контроля, выражения мнений и защиты своих интересов. Правительственная комиссия заявляет, что правительство гарантирует и обеспечит полное уважение независимости и самоуправления новых профсоюзов, как в отношении их организационной структуры, так и в отношении функционирования на всех уровнях их деятельности. Правительство обеспечит новым профсоюзам полную возможность выполнять основные функции в области охраны интересов трудящихся, удовлетворения их материальных, общественных и культурных интересов. Одновременно правительство гарантирует, что новые профсоюзы не будут подвергаться никакой дискриминации. 3. Создание и деятельность независимых самоуправляющихся профсоюзов соответствует ратифицированным Польшей конвенциям Международной организации труда № 87 о свободе профсоюзов и защите профсоюзных прав и № 98 о правах организации и коллективных переговоров * Точнее: „Конвенция (МОТ) № 87 о свободе ассоциаций и защиты права на организацию, „Конвенция (МОТ) № 98 о применении принципов права на организацию и заключение коллективных договоров". . Множественность профсоюзных и рабочих представительств будет требовать надлежащих изменений в законодательстве. В связи с этим правительство обязуется взять на себя законодательную инициативу, касающуюся, в частности, закона о профсоюзах, закона о рабочем самоуправлении, кодекса о труде. 4. Возникшие сейчас стачечные комитеты будут иметь возможность превратиться в органы представительства трудящихся на предприятиях – рабочие комитеты, рабочие советы, или учредительные комитеты новых самоуправляющихся профсоюзов. Объединенный стачечный комитет в качестве Учредительного комитета этих профсоюзов может свободно выбрать форму единого профсоюза или объединения в масштабах Побережья. Учредительные комитеты будут действовать до выборов нового руководства согласно Уставу. Правительство обязуется создать условия для регистрации новых профсоюзов вне регистра ЦСПС (Центрального Совета Профессиональных Союзов). 5. Новые профсоюзы должны иметь реальную возможность публично высказываться по поводу ключевых решений, определяющих условия жизни трудящихся: принципов раздела национального дохода на потребление и накопление, раздела фонда общественного потребления для различных целей (здравоохранение, образование, культура), основных принципов вознаграждения и направлений политики зарплаты и в особенности принципа автоматического регулирования зарплаты в условиях инфляции, многолетних экономических планов, направления капиталовложений и изменения цен. Правительство обязуется обеспечить условия для осуществления этих функций. 6. Объединенный комитет создаст центр общественно-профессиональных исследований, задачей которого будет объективный анализ положения трудящихся, бытовых условий трудящихся и способов представительства их интересов. Этот центр будет также производить экспертизы в области индекса цен и зарплаты, а также предлагать формы компенсации. Центр будет публиковать результаты своих исследований. Сверх того, новые профсоюзы будут иметь свои издательства. 7. Правительство обеспечит соблюдение в Польше предписаний статьи 1 п. 1 закона о профсоюзах от 1949 года, гарантирующих рабочим и трудящимся право добровольно объединяться в профсоюзы. Вновь возникающие профсоюзы не войдут в состав объединения, представляемого ЦСПС. Предполагается, что новый закон сохранит этот принцип. Одновременно будет обеспечено участие представителей ОСК или учредительных комитетов самоуправляющихся профсоюзов, а также других представителей трудящихся в выработке этого закона. [Правительство настаивало, чтобы новый профсоюз вошел в структуру ЦСПС или создал вместе с ЦСПС единую структуру. Таким образом рассчитывали растворить новое движение в сложившемся бюрократическом аппарате. Как видно из статей 1 и 4, этот план был решительно отвергнут рабочими. Пожелание о сотрудничестве, включенное в первую статью, разумеется, не имело практического значения. Статья 2 содержит навязанные правительством декларации политической лояльности. Эта встроенная в соглашение диверсия должна была дать правительству «юридическую основу» для обвинений против профсоюзов или, если позволят обстоятельства, для их уничтожения. «Охрана интересов трудящихся, удовлетворение их материальных, общественных и культурных интересов», о чем говорится дальше в той же статье, практически исчерпывают все области государственной деятельности, и смешно говорить, что профсоюз, призванный всем этим заниматься, должен воздерживаться от политики. Он неизбежно должен был «играть роль политической партии». Это все понимали, и в статье 2 намеренно оставили вопиющее противоречие. Статья 4 сформулирована весьма неопределенно. В ней говорится как будто о едином профсоюзе в пределах Побережья, но вскоре пришлось допустить объединение в национальном масштабе. Важно, что допускается организация по территориальному, а не по отраслевому принципу: отраслевые профсоюзы должны были предотвратить всякую эффективную защиту местных интересов. По этой причине нынешняя военная хунта, пока не смеющая восстановить какие-нибудь профсоюзы, приказала своим агентам восхвалять пресловутый «отраслевой принцип». Статьи 5 и 6 отражают катастрофический развал всей авторитарной системы блокирования информации. Профсоюз воспользовался этими правами – высказывался и проводил экспертизы; но, конечно, ему не давали возможности влиять на экономические решения. Впрочем, даже свобода информации об этих вопросах абсолютно противопоказана режиму. «Автоматическое регулирование» в статье 5 означает подвижную шкалу зарплаты, существующую, например, в Италии; при этой системе рост цен на основные предметы потребления автоматически приводит к росту зарплаты. Такая система в Польше не была введена. Индекс цен и зарплаты (статья 6) – это регулярно составляемые сведения о средней зарплате и средней стоимости жизни в разных районах страны и для разных категорий населения. Такие индексы давно публикуются в западных странах, но никогда не публиковались в «странах социализма». Впрочем, необходимая для них статистика в этих странах попросту не существует, даже для правительственных учреждений. Чиновники не сохраняют эти сведения для себя, они ими не располагают.] По пункту второму, который гласит: «Гарантировать право на забастовку, а также безопасность бастующих и помогающих им лиц», принято решение: Право на забастовку будет гарантировано в подготавливаемом законе о профсоюзах. В законе должны быть указаны условия объявления и организации забастовки, методы разрешения спорных вопросов и ответственность за нарушение закона. В отношении участников забастовки не могут быть применены статьи 52, 64 и 65 Кодекса о труде. До принятия закона правительство гарантирует бастующим и помогающим им лицам личную безопасность и сохранение прежних условий работы. [Закон о Профсоюзах так и не был принят до самого военного переворота. Право на забастовку несовместимо с существованием режима. Если оно признается законом и закон соблюдается, то это уже другой государственный строй.] По пункту третьему, который гласит: «Соблюдать гарантированную Конституцией ПНР свободу слова, печати и изданий и тем самым не подвергать репрессиям независимые издательства, а также открыть доступ к средствам массовой информации представителям всех вероисповеданий», принято решение: 1. В трехмесячный срок правительство внесет в Сейм проект закона о контроле над печатью, изданиями и зрелищами, основанный на следующих принципах. Цензура должна защищать интересы государства. Это означает охрану государственной и экономической тайны, пределы которой должны быть более точно определены законом, безопасности государства и его важных международных интересов, защиту религиозных чувств и одновременно чувств неверующих, а также предотвращение распространения сочинений, наносящих вред морали. Проект закона должен предусматривать также право обжалования решений органов контроля над печатью, изданиями и зрелищами в Верховный административный суд. Это право будет также введено в Административный кодекс путем его пересмотра. 2. Пользование средствами массовой информации вероисповедными общинами в пределах их религиозной деятельности будет осуществляться путем согласования вопросов по существу и организационных вопросов между государственными органами и заинтересованными вероисповедными общинами. Правительство обеспечит передачу по радио воскресной мессы в рамках детального соглашения с Епископатом. 3. Деятельность радио и телевидения, а также печати и издательств должна служить выражению разнообразных мыслей, взглядов и суждений. Она должна быть подчинена общественному контролю. 4. Печать, а также граждане и их организации должны иметь доступ к публичным документам (актам), в особенности административным, общественно-экономическим планам и т. п., исходящим от правительства и подчиненных ему административных органов. Исключения из принципа гласности действий администрации будут указаны в законе, согласно п. 1. [Незачем объяснять, что в условиях «реального социализма» все эти соглашения носят утопический характер. Правительство ожесточенно боролось с любой свободой печати и допускало ее только под давлением рабочего движения. Все, чего рабочие добились в области информации, было навязано прямым нажимом или взято без спроса. Цензура вымарывала все, что могла, но, как мы увидим, под видом «внутренних профсоюзных бюллетеней» появились издания, вовсе не проходившие цензуры.] По пункту четвертому, который гласит: «А) Вернуть прежние права людям, уволенным с работы после забастовок 1970 и 1976 гг., студентам, отчисленным из вузов за их убеждения. Б) Освободить всех политических заключенных (в том числе Эдмунда Задрожиньского, Яна Козловского и Марека Козловского). В) Отменить репрессии за убеждения», принято решение: а) Будет немедленно проведено расследование законности увольнений с работы после забастовок 1970 и 1976 годов. Во всех заявленных случаях при обнаружении неправильности увольнений заинтересованные будут восстановлены на работе, если они этого пожелают, с учетом приобретенной за прошедшее время квалификации. Соответствующий подход будет применяться к делам отчисленных студентов. б) Дела лиц, упомянутых в п. Б), должны быть переданы на рассмотрение министра юстиции, который в течение двух недель даст делу надлежащий ход; в случаях, когда упомянутые лица лишены свободы, заключение должно быть прервано до окончания процесса. в) Должна быть рассмотрена обоснованность временного ареста и вопрос об освобождении лиц, указанных в приложении. г) Должна полностью соблюдаться свобода выражения взглядов в общественной и профессиональной жизни. [Здесь нажим был достаточно эффективным. В течение 16 месяцев власти почти не осмеливались арестовывать за политическую деятельность. В частности, в это время была обеспечена личная неприкосновенность людей КОРа: их защищала «Солидарность», принявшая их на службу в качестве экспертов. Польша была в это время страной почти без политических заключенных, хотя власти не оставляли попыток посадить кого-нибудь из откровенных противников режима. На Западе вообще нет политических заключенных: людей сажают за нарушение закона, а не за убеждения. Если законом злоупотребляют, поднимается шум.] По пункту пятому, который гласит: «Сообщить в средствах массовой информации о создании Объединенного стачечного комитета, а также опубликовать его требования», принято решение: Осуществлением этого требования будет опубликование настоящего протокола в средствах массовой информации в масштабе всей страны. [Публикация соглашения должна была отрезать власти путь к отступлению: какова бы ни была власть, она должна в какой-то мере считаться с подписанным ею документом. Соглашение было опубликовано в Польше и почти во всех странах мира – но не у нас.] По пункту шестому, который гласит: «Предпринять реальные действия с целью вывести страну из кризисного положения, для чего: а) опубликовать полную информацию об общественно-экономической ситуации, б) предоставить возможность всем слоям общества участвовать в обсуждении программы реформ», принято решение: Мы считаем необходимым решительно ускорить работу над экономической реформой. В течение ближайших месяцев власти выработают и опубликуют основные принципы этой реформы. Должна быть создана возможность широкого участия в публичном обсуждении реформы. Профсоюзы должны, в частности, принять участие в выработке законов о социалистических хозяйственных организациях и о рабочем самоуправлении. Экономическая реформа должна быть основана на принципиальном увеличении самодеятельности предприятий и подлинном участии рабочего самоуправления в руководстве предприятиями. Соответствующие законы должны гарантировать осуществление профсоюзами их функций, указанных в п. 1 Соглашения. Лишь общество, осознающее свои действия и хорошо осведомленное, может взять на себя инициативу и осуществить программу упорядочения нашей экономики. Правительство принципиально расширит объем общественно-экономической информации, доступной обществу, профсоюзам, а также общественным и экономическим организациям. ОСК требует кроме того: – * создания длительных перспектив для развития семейного крестьянского хозяйства – основы польского сельского хозяйства; – * уравнения секторов сельского хозяйства в отношении доступа ко всем средствам производства, а том числе к земле; – * создания условий для возрождения сельского самоуправления. [Экономическая реформа свелась к надувательству: резкому повышению цен без изменения экономических структур. Пока действовала «Солидарность», этого нельзя было навязать, так что «реформу» начали проводить уже при военной диктатуре, грубой силой. Три фразы в конце, обозначенные звездочками, не являются согласованными решениями, так как правительство не признало за рабочими права заботиться о крестьянах. Как мы увидим, «союз рабочих и крестьян» крайне беспокоил правящий аппарат.] По пункту седьмому, который гласит: «Выплатить всем трудящимся, принимающим участие в забастовке, вознаграждение за период забастовки, как за отпуск, за счет фонда ЦСПС», принято решение: В период забастовки трудящиеся бастующих коллективов получат аванс в размере сорока процентов зарплаты, а после возобновления работы получат разницу до ста процентов зарплаты на основе восьмичасового рабочего дня. ОСК обращается к входящим в него коллективам, призывая их по окончании забастовки сотрудничать с дирекциями предприятий и учреждений, принимая меры для увеличения производительности труда, экономии материалов и энергии и обеспечения добросовестности на каждом трудовом посту. [Правительство всегда рассматривало профсоюз как средство возбуждения «трудового энтузиазма». Как мы увидим, «Солидарность» не позволила использовать себя в этой роли. Она соглашалась помочь в преодолении экономических трудностей лишь при условии доступа к информации и реальной возможности влиять на решения.] По пункту восьмому, который гласит: «Повысить основную зарплату каждого трудящегося на 2000 злотых в месяц в качестве компенсации роста цен за предшествующий период», принято решение: Будет постепенно повышена зарплата всем категориям трудящихся, прежде всего самым низкооплачиваемым. Согласовано в качестве принципа, что зарплата будет повышаться по отдельным предприятиям и отраслевым группам. Повышение осуществляется и будет осуществляться с учетом специфики профессий и отраслей в направлении повышения заработка на один табельный разряд или соответствующего увеличения других элементов зарплаты или повышения категории. В отношении работников умственного труда на предприятиях повышение заработка будет соответствовать высоте одной категории штатного расписания. Упомянутые повышения зарплаты должны быть окончательно проведены до конца сентября сего года согласно отраслевым соглашениям. Правительство представит, после анализа всех отраслей, по соглашению с профсоюзами, к 31/Х-80 г. программу повышения зарплаты с 1 января 1981 г. для самых низкооплачиваемых, с особым учетом многодетных семей. [Конечно, повышение зарплаты при неизменной производительности труда и тем более при ее снижении, как это было в Польше в то время, могло привести лишь к росту инфляции. В самом деле, повышение зарплаты означает повышенный спрос, и если товаров производится столько же или меньше, то они дорожают. Польская пропаганда твердит об этом с 56 года, чтобы рабочие не требовали повышения зарплаты, и правительственные эксперты в Гданьске всячески использовали эту аргументацию. Действительно, в результате «общественных соглашений» лета 1980 года и последовавших за ними уступок разным категориям рабочих и служащих фонд зарплаты вырос на 20 %, и всю эту сумму, как можно было предвидеть, вскоре съела инфляция. Но рабочие, уже сильно пострадавшие от инфляции в последние годы правления Герека, хотели немедленно улучшить свое положение. Для спасения национальной экономики обычно требуются жертвы, и когда начинается спасательная операция, то сразу же возникает вопрос, за чей счет она должна быть проведена. Рабочие считали, что расходы следует возложить на виновников кризиса, то есть на правящий аппарат. Аппарат, напротив, рассчитывал переложить эти расходы на рабочих и в течение следующих месяцев вовсе не думал отказываться от своих привычек. Кто же отвечает за инфляцию?] По пункту девятому, который гласит: «Гарантировать автоматический рост зарплаты параллельно росту цен и падению стоимости денег», принято решение: Признано необходимым затормозить рост цен на товары широкого потребления посредством усиленного контроля над общественным и частным секторами и, в частности, прекращения так называемого скрытого роста цен. Согласно решению правительства будет проведено исследование индекса стоимости жизни. Оно будет проведено также профсоюзами и научными учреждениями. К концу 1980 года правительство выработает принципы компенсации роста стоимости жизни, которые будут подвергнуты общественному обсуждению и после согласования проведены в жизнь. Эти принципы должны предусматривать социальный прожиточный минимум. [Таким образом, забастовщики не добились подвижной шкалы зарплаты. Теперь трудности польской экономики пытаются решить военным наступлением на жизненный уровень народа.] По пункту десятому, который гласит: «Осуществить полное обеспечение внутреннего рынка продовольственными товарами, а экспортировать только и исключительно излишки», пункту одиннадцатому, который гласит: «Ввести карточки на мясо и мясные изделия (до урегулирования рыночной ситуации»), принято решение: Согласовано, что снабжение населения мясом будет улучшено к 31/XII-80 г. – в частности, в результате повышения рентабельности сельскохозяйственного производства, ограничения экспорта до необходимого минимума и добавочного импорта мяса. Наряду с этим к тому же сроку будет представлена программа улучшения снабжения населения мясом с учетом возможного введения карточной системы. Согласовано, что в магазинах «Певэкс» не будет производиться продажа дефицитных товаров широкого потребления отечественного производства. О принятых решениях и действиях в области снабжения рынка общество будет информировано до конца года. ОСК предлагает ликвидировать коммерческие магазины, упорядочить и унифицировать цены на мясо на среднем уровне: [Конечно, из этих обещаний ничего не вышло. «Певэкс» – сеть магазинов, где дефицитные товары продавались только за валюту, наподобие нашей сертификатной торговли; рабочие добивались, чтобы прекратили продажу в этих магазинах товаров широкого потребления, изымавшихся из обычной продажи.] По пункту двенадцатому, который гласит: «Ввести принцип подбора руководящих кадров на основе квалификации, а не партийной принадлежности, а также отменить привилегии милиции, службы безопасности и партийного аппарата посредством уравнения семейных пособий, ликвидации специальной продажи и т. п.», принято решение: Принимается требование последовательного проведения принципа подбора руководящих кадров на основе квалификации и компетентности, как членов ПОРП, так и членов союзных партий и беспартийных. К 31/ХII-80 г. правительство представит программу уравнения семейных пособий для всех профессиональных групп. Правительственная комиссия заявляет, что имеются только буфеты и столовые для сотрудников, как и на других предприятиях и в учреждениях. [Обещания, касающиеся кадровой политики, и не думали выполнять: кадры – их святая святых. Обратите внимание на вопрос о специальном снабжении: здесь рабочие не добились ничего, кроме еще одной лжи!] По пункту четырнадцатому, который гласит: «Снизить пенсионный возраст для женщин до 50 лет, а для мужчин до 55 лет, либо при условии работы в ПНР в течение 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин, безотносительно к возрасту», принято решение: Правительственная комиссия считает это требование в настоящее время, при нынешней экономической и демографической ситуации в стране, неосуществимым. Вопрос может быть обсужден в будущем. ОСК требует, чтобы этот вопрос был изучен до 31 декабря 1980 г. с учетом возможности выхода на пенсию раньше на пять лет для трудящихся, работающих в тяжелых условиях (30 лет для женщин и 35 лет для мужчин, а в случае особо тяжелой работы не меньше 15 лет). Выход на пенсию должен происходить исключительно по заявлению работника. По пункту пятнадцатому, который гласит: «Повысить пенсии старого портфеля, доведя их до уровня выплачиваемых в настоящее время», принято решение: Правительственная комиссия заявляет, что повышение наименьших пенсий будет происходить ежегодно в соответствии с экономическими возможностями страны, а также с учетом повышения наинизших зарплат. Правительство представит программу осуществления этих мер до 31/XII-80 г. Правительство подготовит предложения, согласно которым наинизшие пенсии будут повышены до так называемого социального минимума, который будет установлен на основании исследований соответствующих институтов; эти исследования будут сделаны доступными общественному мнению и подвергнуты контролю профсоюзов. ОСК подчеркивает чрезвычайную срочность этого дела и поддерживает требования уравнения пенсий старого и нового портфеля, с учетом роста стоимости жизни. [Инфляция поставила в отчаянное положение пенсионеров, от которых размер их доходов совсем не зависит. Пенсии «старого портфеля», назначенные давно, отвечали старому размеру средней зарплаты, очень низкому по сравнению с нынешним. «Социальный минимум» – это наинизший уровень зарплаты, гарантируемый государством. Такой минимум существует в большинстве западных стран. В Польше об этом не думали.] По пункту шестнадцатому, который гласит: «Улучшить условия работы службы здравоохранения, чтобы обеспечить полное медицинское обслуживание трудящихся», принято решение: Признано необходимым немедленно увеличить производственные мощности для капиталовложений службы здравоохранения, улучшить снабжение лекарствами путем добавочного импорта их компонентов, повысить зарплату всем работникам службы здравоохранения (изменить тарифы санитаркам), а также срочно подготовить правительственную и министерскую программы улучшения состояния общественного здравоохранения. Другие направления действий в этой области содержатся в приложении. ПРИЛОЖЕНИЕ к требованию шестнадцатому 1. Ввести в жизнь «Хартию прав работника здравоохранения». 2. Обеспечить продажу в достаточном количестве хлопчатобумажной спецодежды. 3. За спецодежду выплачивать эквивалент из фонда материальных расходов. 4. Обеспечить фонд зарплаты таким образом, чтобы все отличившиеся в работе могли получать соответствующие премии – согласно теоретически имеющейся возможности. 5. Установить возрастающие добавки за выслугу лет после 25 и 30 лет работы. 6. Установить добавку за работу во вредных или неблагоприятных для здоровья условиях, ввести добавку за сменную работу для немедицинских работников. 7. Восстановить добавку за работу с заразными больными или заразным биологическим материалом, повысить оплату за ночные дежурства по уходу за больными. 8. Признать искривление позвоночника профессиональной болезнью стоматологов. 9. Выделить для больниц и яслей топливо хорошего качества. 10. Приравнять добавки за выслугу лет для сестер без полного среднего образования к добавкам для дипломированных сестер. 11. Ввести для всех профессиональных работников семичасовой рабочий день. 12. Ввести свободные субботы без отработки. 13. Воскресные и праздничные дежурства оплачивать с надбавкой в 100%. 14. Бесплатные лекарства для работников службы здравоохранения. 15. Сделать возможным частичное возмещение квартирного кредита за счет социального фонда. 16. Увеличить лимит квартир для работников здравоохранения. 17. Сделать возможным предоставление квартир одиноким сестрам и санитаркам. 18. Заменить премиальный фонд тринадцатой зарплатой. 19. Обеспечить после 20 лет работы в здравоохранении шестинедельный отпуск, а также возможность получения оплачиваемого годичного отпуска для поправки здоровья, как у учителей. 20. Обеспечить платные отпуска получающим диплом в размере четырех недель, а специализирующимся – в размере двух недель. 21. Обеспечить полное право на свободный день после врачебных дежурств. 22. Пятичасовой рабочий день для работников яслей (как в детских садах), а также бесплатное питание. 23. Ввести выделение автомашин для работников участкового обслуживания и принцип лимита километров или договорных ставок на служебные поездки. 24. Сестры с высшим образованием должны рассматриваться и оплачиваться так же, как другой персонал с высшим образованием. 25. Организовать в отделах здравоохранения специализированные ремонтные группы, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение объектов здравоохранения. 26. Повысить нормы лекарств на одного пациента в больницах с тысячи ста тридцати восьми злотых до двух тысяч семисот злотых, поскольку такова действительная стоимость лечения, а также повысить фонды на питание. 27. Ввести талоны на питание лежачих больных. 28. Увеличить вдвое численность санитарного подвижного состава, поскольку такова реальная потребность уже в настоящее время. 29. Обеспечить чистоту воздуха, почвы и воды, в особенности прибрежных морских вод. 30. Одновременно с вводом в действие новых жилых районов предоставлять в пользование жителей амбулатории, аптеки и ясли. По пункту семнадцатому, который гласит: «Обеспечить надлежащее число мест в яслях и детских садах для детей работающих женщин», принято решение: Комиссия полностью разделяет это требование. Власти воеводства представят соответствующую программу не позже 30 ноября 1980 г. По пункту восемнадцатому, который гласит: «Ввести оплачиваемый отпуск по материнству на период в три года для воспитания ребенка», принято решение: В срок до 31 декабря 1980 года по соглашению с профсоюзами будет произведена оценка возможностей народного хозяйства и установлены продолжительность и размер ежемесячного пособия для женщин, пользующихся не оплачиваемым в настоящее время отпуском для воспитания ребенка. ОСК требует, чтобы в этом анализе было предусмотрено введение этого пособия в размере полной зарплаты в первый год после рождения ребенка и пятидесяти процентов от этой суммы, но не меньшей 2000 злотых в месяц, в течение второго года. Это требование должно быть осуществлено постепенно, начиная со второго полугодия 1981 года. По пункту девятнадцатому, который гласит: «Сократить время ожидания квартиры», принято решение: Воеводские власти представят к 31 декабря 1980 года программу улучшения жилищного положения с целью сократить период ожидания квартиры. Эта программа будет вынесена на широкое обсуждение общественности воеводства; будут также проведены консультации с соответствующими организациями (перечень организаций). В этой программе должно быть учтено использование существующих домостроительных предприятий, а также дальнейшее развитие производственной базы строительства. Те же мероприятия будут проведены по всей стране. [Эти требования – о здравоохранении, материнстве, квартирах – просто невозможно было осуществить. Экономика Польши этого не позволяла, и официальная печать не скрывала, что все эти благие пожелания «трудно будет выполнить». Смысл Гданьского соглашения вовсе не в этих обязательствах, а в праве рабочих бороться за свои интересы.] По пункту двадцатому, который гласит: «Повысить суточные с сорока злотых до ста злотых, а также добавки командировочным за разлуку с семьей», принято решение: Согласовано, что с 1 января 1981 года будут увеличены суточные и добавки за разлуку с семьей. Предложения по этому вопросу будут представлены правительством к 31 октября 1980 года. По пункту двадцать первому, который гласит: «Сделать все субботы свободными от работы. Занятым в непрерывных производствах и по четырехбригадной системе компенсировать отсутствие свободных суббот увеличенными размерами отпуска или другими оплачиваемыми днями, свободными от работы», принято решение: К 31 декабря 1980 года будут выработаны и представлены принципы и методы осуществления программы введения свободных оплачиваемых суббот или иного способа регулирования сокращенного рабочего времени. Эта программа будет предусматривать увеличение числа свободных оплачиваемых суббот уже в 1981 году. Другие направления мероприятий в этой области содержатся в приложении, включающем требования ОСК. [В Польше субботы были рабочими днями, и начальство всячески уклонялось от их освобождения. Вы видите, что и в Гданьском соглашении вопрос оставлен, по существу, открытым. Особенно болезненным был вопрос о субботах для шахтеров, которых нередко понуждали работать и в воскресенье. «Четырехбригадная система» – круглосуточная работа с ночными сменами, в особенности на шахтах.] После принятия указанных выше решений согласовано следующее. Правительство обязуется: – обеспечить личную безопасность и сохранение прежних условий работы участникам нынешней забастовки, а также лицам, содействовавшим забастовке; – рассмотреть в системе министерств специальные отраслевые вопросы, заявленные коллективами всех объединенных в ОСК бастующих предприятий; – немедленно опубликовать в средствах массовой информации в масштабе страны (печать, радио, телевидение) полный текст настоящего соглашения. Объединенный стачечный комитет обязуется окончить забастовку 31 августа 1980 г. в 17 часов 00 минут. Президиум ОСК:
Правительственная комиссия:
ПРИЛОЖЕНИЕ К П. 21 1. Изменить распоряжение Совета Министров по поводу способов расчета вознаграждения за отпуск и пособия по болезни в четырехбригадной системе. В настоящее время применяется среднее за 30 дней (а работают 22 дня в месяц). При этом способе расчета занижается средняя дневная оплата при коротких периодах болезни, а также эквивалентная оплата за отпуск. 2. Мы требуем упорядочения в едином юридическом акте (распоряжении Совета Министров) принципов расчета вознаграждения за время отсутствия на работе в различных случаях. Неясность правил используется в настоящее время против трудящихся. 3. Отсутствие свободных суббот для занятых в четырехбригадной системе следует компенсировать добавочными днями отпуска. Существующее в настоящее время большее, чем в других системах, число свободных дней в четырехбригадной системе играет роль периода отдыха после более изматывающей работы, а не действительно свободных дней. Выдвигаемые администрацией аргументы, что такие виды компенсации должны даваться лишь после уравнения числа проработанных часов в обеих системах, представляются неверными. 4. Мы требуем, чтобы все субботы в месяц были свободными, как в других социалистических странах. 5. Мы требуем отмены статьи 147 Кодекса законов о труде, допускающей удлинение средней нормы проработанного времени до 9 часов в неделю при предоставлении добавочных свободных дней, а также статьи 148. В настоящее время у нас одна из самых больших норм рабочего времени в Европе. 6. Усилить значение договорных правил о вознаграждении посредством введения изменений в Кодекс законов о труде, с тем, чтобы не только изменение ставки штатного расписания или иных составляющих вознаграждения, но также изменение метода вознаграждения (аккордные трудодни) требовало формулировки со стороны работодателя. Следует также ввести принцип, по которому ставка штатного расписания при аккордном вознаграждении должна в принципе применяться ко всем работам, выполняемым работником. Следует также упорядочить вопрос об использовании молодых работников в соответствии с их квалификацией, чтобы указанное правило не превратилось в дополнительное препятствие для их профессионального продвижения. 7. Ввести в сменные системы увеличение до 50 % добавки за работу в ночные часы при системе трудодней и до 80 % действительного заработка в аккордной системе. Мы требуем также добавки за работу в послеполуденную смену (как в химической промышленности). Требуем, чтобы правительство рассмотрело эти требования до 30 ноября 1980 года. Страница 8 из 13 Все страницы < Предыдущая Следующая > |
Комментарии
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать