Г. И. Синкевич. Теория множеств: пути в Россию |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ
Москва. 1904 г. П.А. ФлоренскийПавел Александрович Флоренский (1882–1937), с 1900 по 1904 гг. был студентом математического факультета Московского университета. В осеннем семестре 1902/03 учебного года он слушал курс лекций Б.К.Млодзеевского, из которого узнал о теории множеств Кантора. С 1903 г. П.А.Флоренский готовил диссертацию «Идея прерывности как элемент миросозерцания», предисловие к которой опубликовано в Историко-математических исследованиях в 1986 г. [9]. В ней П.А.Флоренский пишет о канторовской трактовке непрерывности. Второй раз П.А.Флоренский обратился к учению Г.Кантора в 1904 г. в работе «О символах бесконечности (Очерк идей Кантора)» [10]. П.А.Флоренский поставил себе целью пересказать смысл работ Г.Кантора. Он излагает развитие понятий потенциальной и актуальной бесконечности в истории философии и переходит к изложению теории трансфинитных чисел Кантора. При этом он в основном обращается к поздним работам Г.Кантора, которые тот написал для философского обоснования своего понимания бесконечности и теории типов – «О различных точках зрения на актуально бесконечное» 1886 г. и «К учению о трансфинитном» 1888 г. Начиная с IV по VII главы своего сочинения [10, с. 109–120], П.А.Флоренский пересказывает учение Г. Кантора о точечных множествах («группах»), их «вполне определенности», упорядоченности («устроенности»), вполне упорядоченности («вообще устроенной группы», например, трехкратно упорядоченной), соответствие взаимное и однозначное, эквивалентность, в том числе для бесконечных множеств («трансфинитных групп»), всюду плотные множества, порядковые типы, мощность и ее связь с эквивалентностью; эквивалентность целого и части для бесконечных множеств; конечные (нетрансфинитные) и бесконечные множества; алгебра трансфинитных чисел, мощность счетного множества («счетовой группы») как наименьшее из трансфинитов, алеф-нуль, шкала («скала») алефов; классы типов. Учение Г.Кантора, хоть и в сокращенном виде, изложено верно, преимущественно это пересказ двух названных статей. П.А.Флоренский сосредоточился на философском аспекте учения, тяготеющего к философии религии. Он ставит Г.Кантору в заслугу введение символов актуальной бесконечности. Далее П.А.Флоренский пытается понять научную мотивацию Г.Кантора, истоки которой ищет в его биографии, хотя сам и признает, что «биографические данные о Канторе нигде не опубликованы и поэтому фактический материал чрезвычайно скуден. Приходится интерполировать чутьем, но, создав себе представление о его личности, чрезвычайно затруднительно доказать правомерность своего взгляда». [10, с. 120, курсив оригинала]. Упорство и целенаправленность научного пути Г.Кантора П.А.Флоренский приписывает еврейской религиозности, усиленной до самопожертвования. Мы можем учесть молодость двадцатидвухлетнего П.А. Флоренского, взявшегося интерполировать, а точнее проецировать свои воззрения (и воззрения Вл. Соловьева) на внутренний мир незнакомого ему ученого, смешивая понятия национальности и религиозной принадлежности. Сейчас уже известно, что Г.Кантор был лютеранином, родившись в семье лютеранина-отца и матери-католички; что лишь его дед по мужской линии был иудеем, а в следующем поколении как отец, так и брат, и сестра, были лютеранами, еще одна из сестер отца была православной. Мужская линия восходит к португальским евреям, поселившимся в Копенгагене; женская линия – к австрийским чехам и венграм, католикам [11]. Имея родителей разных конфессий, Георг Кантор не был очень религиозен, а впоследствии, в поисках теологического обоснования понятий своей теории, он консультировался только с католическими богословами, хотя апеллировал ко всей философской литературе, посвященной проблемам бесконечности и континуума. П. А. Флоренский полагал, что абсолютное постигается в символах и потому абсолютизировал стремление Г.Кантора создать символы трансфинитов. «Если Кантор, как личность, является живейшим образцом еврея, то его мировоззрение носит характер того же едва ли не в большей степени». Вновь, смешивая этнические и конфессиональные характеристики, П.А.Флоренский делает вывод, что именно поэтому Г.Кантор рассматривал актуальную бесконечность: «Идея законченной бесконечности, как у абсолютной личности – Бога, так и у человеческой, есть достояние еврейства, а эта идея есть, кажется, самое существенное основание у Г.Кантора. В то время как другие, арийцы, признают только потенциальную бесконечность, «дурную», неопределенное и неограниченное, его душе мысль о невозможности актуальной бесконечности кажется чудовищной» [10, с. 126, 127]. Увлечение П.А. Флоренского философской стороной теории Г.Кантора разделяли А.Ф.Лосев (хотя А.Ф. Лосев не читал самого Г.Кантора, в его статьях среди ссылок на литературу присутствует только интерпретация учения Г.Кантора в статьях П.Таннери, но нет работ самого Г.Кантора) и другие московские философы [12]. К первому десятилетию XX в. учение Г. Кантора распространилось в математических кругах Европы и России. На его основе в работах Лебега, Бореля и Бэра зародилась теория меры. В Москве с 1911 г. начинает формироваться школа теории функций, а затем и дескриптивной теории множеств, у истоков которой стояли Д.Ф.Егоров и Н.Н.Лузин. Страница 5 из 12 Все страницы < Предыдущая Следующая > |