На главную / Свобода печати / Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

| Печать |


 

- 17 -

Я не могу воздавать хвалу той трусливой монашеской добродетели, которая бежит от
испытаний и воодушевления, никогда не идет открыто навстречу врагу и незаметно
уходит с земного поприща, где венок бессмертия нельзя получить иначе, как
подвергаясь пыли и зною. Ведь мы приходим в мир не невинными, а уже нечистыми;
очищают нас испытания, испытание же происходит в борьбе с враждебными силами.
Поэтому та добродетель, которая детски наивна в воззрении на зло и отвергает его,
не зная всего самого крайнего, что порок сулит своим служителям, — бела, но не
чиста. Это — чистота внешняя, и потому наш мудрый и серьезный поэт Спенсер —
которого я осмеливаюсь считать лучшим учителем, чем Скота и Фому Аквинского, —
описывая истинную воздержанность в образе Гвиона, ведет последнего вместе с его
спутником-пилигримом в пещеру Маммона и в приют земных наслаждений, чтобы он все
это видел и знал, и, тем не менее, от всего этого отказался19. Таким образом,
если познание и зрелище порока в этом мире столь необходимо для человеческой
добродетели, а раскрытие заблуждений — для утверждения истины, то каким другим
способом можно вернее и безопаснее проникнуть в область греха и лжи, как не при
помощи чтения всякого рода трактатов и выслушивания всевозможных доводов? В этом
и состоит польза чтения разнообразных книг.

Обыкновенно указывают, однако, на проистекающий отсюда троякого рода вред. Во-первых,
боятся распространения заразы. Но в таком случае следует устранить из мира всю
человеческую ученость и споры по религиозным вопросам, более того — самую Библию,
так как она часто рассказывает о богохульстве без деликатности, описывает
плотские похоти нечестивых людей не без привлекательности, повествует, как самые
благочестивые люди страстно ропщут на Провидение, прибегая ко всем доводам
Эпикура; по поводу же других большой важности спорных мест, дает для
обыкновенного читателя сомнительные и темные ответы. Спросите также талмудиста,
почему Моисей и все пророки не могут убедить его изречь написанное в тексте «Хетив»20,
и чем это повредило бы пристойности, когда он скромно ставит на полях свое

19 Имеется в виду поэма английского поэта Эдмунда Спенсера (1552—1599) «Королева
фей», 4.11, песнь 7.
20 «Хетив» — «то, что написано», «кери» — «как читать» (пометка на полях,
указывающая, как надо читать выражение, представляющееся комментатору
неприличным).

 


Страница 11 из 30 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^