На главную / Свобода печати / Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

| Печать |


 

- 16 -

без какого-либо особого закона или повеления. Вот почему, посылая евреям пищу с
неба, Он давал на каждого ежедневно такое количество манны, «омер», которого, по
расчету, было более чем достаточно для трех хороших едоков. Ибо по отношению к
тому, что входит в человека, а не исходит из него, и потому не оскверняет, Бог
не считает нужным держать его в положении постоянного детства, под строгим
наблюдением, а предоставляет ему, пользуясь даром разума, быть своим собственным
судьей; и не много осталось бы на долю проповедников, если бы закон и
принуждение должны были так властно касаться того, что до сих пор достигалось
простым увещанием. Соломон наставляет нас, что излишнее чтение изнуряет тело; но
ни он, ни кто-либо из других боговдохновенных авторов не говорит нам, чтобы
какое-либо чтение было недозволительно; и, наверное, Бог, если бы только счел за
благо наложить на нас в данном случае ограничение, указал бы нам не на то, что
изнурительно, а на то, что не дозволено. Что касается того, что обращенные св.
Павлом сожгли эфесские книги18, то, судя по сирийскому объяснению, эти книги
служили для волшебства. Сожжение их было, поэтому частным и добровольным делом и
может служить лишь для добровольного подражания: движимые раскаянием, люди
сожгли свои собственные книги, власть же была тут ни при чем; одни так поступили
с этими книгами, другие, быть может, прочли бы их с известною пользой.

Добро и зло, как мы знаем, растут в этом мире вместе и почти неразлучно;
познание добра тесно связано и переплетено с познанием зла, и, вследствие
обманчивого сходства, различить их друг от друга бывает так же трудно, как те
смешанные семена, которые должна была в непрерывном труде разбирать и разделять
по сортам Психея. От вкушения одного яблока познание добра и зла, как двух
связанных между собою близнецов, проникло в мир; и, быть может, осуждение Адама
за познание добра и зла в том и состоит, чтобы познавать добро через зло. И в
самом деле, какой акт мудрости или воздержания может быть совершен при нынешнем
состоянии человека без познания зла? Только тот, кто способен понимать и судить
о пороке со всеми его приманками и мнимыми удовольствиями и, тем не менее,
воздерживаться от него, отличать и предпочитать настоящее добро, — только тот
есть истинный воин Христов.

18 Деяния апостолов, 19, 19.

 


Страница 10 из 30 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^