На главную / Свобода печати / Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

Джон Мильтон. Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии (1644)

| Печать |


 

- 32 -

эпоху Парламента услышать от ученых людей своей родины по поводу постановления о
цензуре. И жалобы эти были настолько распространенными, что когда я сам
присоединил свой голос к общему недовольству, то — могу сказать, хотя и без
зависти — сицилийцы побуждали против Верреса человека31, заслужившего их любовь
своим честным квесторством, не с такой силой, как доброе мнение обо мне людей,
уважающих вас, известных и уважаемых вами, побуждало меня, путем просьб и
убеждений, не отчаиваться и высказать все, что правый разум внушит мне в пользу
уничтожения незаслуженного рабства науки. Многое можно привести в пользу того,
что в данном случае выразилось не отдельное настроение, а общая жалоба всех, кто
образовал свой ум и наполнил его знаниями выше обычного уровня, чтобы помогать
другим постигать истину и самому воспринимать ее от других.

Во имя их ни перед другом, ни перед врагом не скрою общего недовольства. В самом
деле, если мы опять возвращаемся к инквизиции и цензуре, если мы до того
трусливо относимся к самим себе и подозрительно ко всем людям, что боимся каждой
книги и шелеста каждого листа, даже не зная еще их содержания; если люди,
которым недавно было почти запрещено проповедовать, теперь будут в состоянии
запрещать нам всякое чтение, кроме угодного им, то из этого получится не что
иное, как новая тирания над наукой; и скоро станет бесспорным, что епископы и
пресвитеры — для нас одно и то же, как по имени, так и по существу. Зло от
прелатства, которое ранее через двадцать пять или двадцать шесть епархий
ложилось равномерно на весь народ, теперь, несомненно, ляжет исключительно на
науку, так как теперь пастор из какого-нибудь маленького невежественного прихода
внезапно получит сан архиепископа над обширной книжной провинцией: мистический
собиратель бенефиций, он не покинет своего прежнего прихода, а присоединит к
нему новый. Тот, кто еще недавно восставал против единоличного посвящения
каждого новичка-бакалавра и единоличной юрисдикции над самым простым
прихожанином, теперь у себя дома, в своем кабинете будет применять и то и другое
по отношению к достойнейшим и превосходнейшим книгам и способнейшим авторам, их
написавшим.

Это не значит соблюдать наши договоры и торжественные клятвы! Это не значит
уничтожить прелатство, а лишь изменить форму

31 Имеется в виду Цицерон, одна из речей которого направлена против Верреса.

 


Страница 20 из 30 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^