На главную / Русская интеллигенция / К 100-летию А. И. Фета. Часть 4

К 100-летию А. И. Фета. Часть 4

| Печать |


СОДЕРЖАНИЕ

  1. К 100-летию А. И. Фета. Часть 4
  2. Интеллигенция и мещанство, общественные идеалы
  3. О будущем человечества
  4. Книга Нольте «Фашизм в его эпохе» и пр.
  5. Размышления о науке
  6. Озонные дыры
  7. О лекциях по кибернетике в Красноярске
  8. Мысли, навеянные симфониями Бетховена
  9. О нынешнем положении в мире
  10. Мысли, рождённые музыкой
  11. Общественные догмы и их толкование
  12. О необходимости культурной традиции (текущая позиция)
  13. Поездка в Италию
  14. О некоторых вопросах астрономии
  15. Об естественных науках
  16. Генетическая и культурная наследственность
  17. О людях обыкновенных и необыкновенных
  18. О «Русской рукописи» Лоренца и пр.
  19. Из истории научных построений
  20. Простейшая модель «отбора на неспособность путем террора»
  21. Научное объяснение мира
  22. Стимулированное потребление
  23. О всё большем усложнении науки
  24. О книге «Инстинкт и социальное поведение»
  25. Разбор статьи из WSJ о повышении температуры Земли
  26. Обсуждение статьи из WSJ (продолжение)
  27. О глобальном и локальном подходе в науке и философии
  28. Вопросы культуры
  29. О произведениях классиков
  30. Условия для сохранения культуры


О необходимости культурной традиции

4 августа 2002 г.

Если речь идёт о крупном дельце, то его роль в производстве теперь не относится к технике и экономике, чем занимаются наёмные специалисты. Он – если он не простой рантье – занимается конкурентной борьбой, то есть финансовыми хитростями и надувательством. Всю работу с материалом и с людьми проводят наёмные служащие. Но в любом случае бизнесмен обеспечивает производство товаров, и только – не всегда хороших, и очень часто ненужных, навязываемых потребителю рекламой. Чисто материальная направленность бизнеса не столь ярко выражалась в эпоху Отцов-основателей, которые были не только дельцы, но ещё и мыслители и государственные мужи. Не кажется ли тебе, что нельзя объединить этих людей с нынешними дельцами? Где у них понимание идеальных целей человека? А если нет такого понимания, то какое место может занять в обществе дельцов искусство? Наука ещё может выжить, благодаря своей прикладной ценности: бизнесмен может думать, что учёный изобретёт лучшие способы делать деньги. Он и в самом деле получает выгоду от этого: в Америке изобретатель получает 6% от принесённой им прибыли, если не даст себя надуть. Но искусство и литература бизнесмену не нужны, даже если он и везёт свою жену в оперу показать наряды. Так что спасительная роль дельца не вызывает у меня доверия. Я возлагаю свои надежды на мыслящих людей, которые могут и должны объединить свои усилия. Для этого должно образоваться общество, подобное старой русской интеллигенции, о которой теперь даже в России нет никакого представления.

Мне кажется, наши расхождения объясняются, как это часто бывает, разным пониманием природы человека. Я вижу в человеке продукт совместного действия генетической наследственности и культуры. Германцы языческого прошлого были очень непохожи на мирных и трудолюбивых скандинавов нашего времени. В средневековой хронике, рассказывающей о норманнах, описывается необычный индивид, не получавший удовольствия от обычной практики своих собратьев, насаживавших на копья маленьких детей. Это был определённо мутант, но, может быть, самый обычай не был генетически обусловлен? Что бы сказали о нём нынешние шведы и норвежцы? Не следует недооценивать культурное воспитание. Когда в американской семье дети воспитывались на библии, молодые люди не были похожи на нынешних. Это не значит, что без бога нельзя обойтись, но необходима культурная традиция, заслуживающая уважения.



 


Страница 12 из 30 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^