К 100-летию А. И. Фета. Часть 4 |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕ
О лекциях по кибернетике в Красноярске11 апреля 2001 г В марте я ездил в Красноярск, где читал лекции по кибернетике. Против ожидания, собралось очень много слушателей, заполнивших до отказа большую аудиторию. Там были студенты и люди постарше, очевидно, преподаватели. Я прочёл им в течение недели четыре двухчасовых лекции, причём пришлось пользоваться микрофоном, что мне непривычно. Сначала я рассказал им о начале науки, то есть о Пифагоре и его влиянии. Затем о Декарте, считавшем животных машинами: Павлов в своих Колтушах поставил в парке бюст Декарта, поскольку разделял этот взгляд. Человек был для Декарта не просто автоматом, поскольку у него имеется бессмертная душа. По мнению Декарта, душа находится в шишковидной железе, расположенной в самом центре мозга. Эту непоследовательность исправил через сто лет Ламетри, атеист, автор книги «Человек-машина». В том же 18 веке Лейбниц составил проект искусственного языка для обсуждения научных вопросов и вычислительной машины. Он мог бы стать основателем кибернетики, если бы не тратил своё время на дипломатические поручения своего курфюрста. Потом идеи кибернетики созревали параллельно у инженеров, создававших саморегулирующиеся механизмы вроде регулятора Уатта в паровой машине, гирокомпаса и автопилота, и у физиологов, пытавшихся провести идеи Декарта и упорно рассматривавших животных и человека с механистической точки зрения. Те и другие идеи встретились у Винера около 1940 года. Винер был и до этого одним из величайших математиков. Он был сын эмигранта из России, профессора славянских языков Гарвардского университета Лео Винера, знавшего 35 языков. После того как вундеркинд Норберт получил в 19 лет PhD, занимаясь философией и математикой, он получил годичную командировку в Европу, и отец написал письмо Расселу (с которым не был знаком!) с просьбой руководить занятиями молодого человека. Это случилось в начале 20-ых годов. В тридцатые годы Винер был уже всемирно известный математик, имевший, в отличие от других математиков 20 века, широкий круг интересов, в том числе и к технике. Сотрудничая с мексиканским физиологом Розенблютом, он обнаружил, что действие сердечной мышцы поразительно похоже на работу систем автоматического регулирования, с которыми он столкнулся во время войны, занимаясь наводкой зенитной артиллерии на движущиеся самолеты. Винер пришел к выводу, что в основе жизни лежат регулирующие циклы с обратной связью. Это и была главная идея кибернетики. Название новой науки он произвёл от греческого слова «кибернетес» – рулевой (в современном греческом оно всё ещё означает «правитель»). В 1940 году Винер изложил в письме к Ванневару Бушу, инженеру, строившему старомодные релейные вычислительные машины, проект компьютера на электронных лампах, в принципе не отличавшегося от нынешних. Этот проект не был реализован до 1953 года! Впрочем, в то же время такие проекты предложило ещё несколько человек. В 1978 году Винер опубликовал свою первую книгу под названием «Кибернетика», весьма трудную для чтения, а двумя годами позже популяризировал её идеи в книге “Human Use of Human Beings”. Далее, я объяснил моим слушателям, почему нельзя сделать «искусственный интеллект» или «машинный перевод» (с осторожной оговоркой: «в обозримом будущем»), и сообщил им, что с момента изобретения компьютера, то есть за полвека, к его идее ничего не прибавилось, и что мы ничего не знаем о работе мозга. Отсутствие всякого прогресса в этих вопросах было для моих слушателей неожиданностью. Я перечитываю автобиографию Рассела и очень рекомендую тебе этот документ 20-го века. Есть пейпербэк в одном томе, который я и читаю, но мелко напечатано, вообще это в трёх томах. Рассел как гносеолог очень глубок, как философ человеческой жизни не столь велик, но всегда благороден и бескорыстен. Ленин его, в отличие от Уэллса, не мог обмануть. Его книжка о России называется «Теория и практика большевизма». Ещё я читаю книгу Кеннета Кларка “Civilisation”, по его телевизионным передачам, которые я видел у тебя. Он понимает искусство и судит о нём здраво, хотя и переоценивает барокко. Когда он доходит до 19 века, он отмечает убожество живописи и скульптуры и находит, что больше творчества проявляется в строительстве мостов и туннелей. Это он почему-то называет «героическим материализмом». Вероятно, менеджеры телевидения не согласились бы на «остаточный» или «убогий» материализм. Но особенно я рекомендую книгу Дж.К.Аргана «История итальянского искусства» в 2 томах. Я случайно купил русский перевод с плохими репродукциями, но перевод удивительным образом хорош. Подлинник вышел в 1970 году (G.C.Argan, Storia dell'arte italiana). Несомненно есть английский перевод с лучшими репродукциями.
Страница 7 из 30 Все страницы < Предыдущая Следующая > |