На главную / Философия и психология / Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

| Печать |


Предисловие переводчика

 

Автор этой книги Эрик Берн (1910-1970) – один из самых выдающихся психологов и психиатров двадцатого века. Он создал «анализ взаимодействий», изучающий поведение человека в его ближайшем окружении – в семье, группе сотрудников или организации. На этом анализе он основал эффективный метод групповой терапии, применяемый теперь во всем мире. Важнейшее открытие доктора Берна состоит в структурном описании слоев человеческой психики, которые он назвал, на своем простом и выразительном языке, Родителем, Взрослым и Ребенком. Первый из них представляет усвоенные шаблоны поведения родителей, второй есть аппарат рациональной оценки окружающей действительности и собственного поведения, третий же содержит спонтанные реакции и творческие стимулы, связанные с детством. В общении с людьми человек исполняет роли Родителя, Взрослого и Ребенка, переключаясь время от времени из одной в другую.

На «Родительской» традиции основаны такие формы общения, как ритуалы, от простого приветствия до богослужения. Другой вид общения – деятельность, или труд – сводится преимущественно к взаимодействию «Взрослых». Но существует вид общения, занимающий значительную часть жизни человека, в котором Родитель, Взрослый и Ребенок, все время сменяя друг друга, ведут психологические игры с теми же механизмами другого человека, целью которых является извлечение определенных преимуществ за счет партнера. Открытие и описание доктором Берном и его сотрудниками психологических игр составило новую эпоху в понимании человека, заставив нас по-новому взглянуть на то, что можно было бы назвать патологией повседневного общения. Дело в том, что почти все «игры, в которые играют люди» − это извращенные, глубоко нечестные способы общения с нашими ближними. В этой книге содержится потрясающий каталог таких игр, получивших выразительные названия: «Подерись с ним», «Попался, сукин сын», «Все из-за тебя», «Фригидная женщина», «Полицейские и разбойники» и т. д. Оказывается, все мы подсознательно участвуем в таких играх, нередко повторяющихся с регулярностью заведенного на всю жизнь механизма. Они сплошь и рядом составляют несчастье семейной жизни, отравляют отношения с друзьями, знакомыми и сотрудниками. Последовательность игр, к которым человек приучается с детства, составляет его «жизненный сценарий», о чем написана последняя, может быть, самая страшная книга доктора Берна.

В предлагаемой книге, впервые переведенной на русский язык полностью, без купюр и искажений, не только рассказывается о патологии общения, но и объясняется, как с нею бороться. В отличие от физических недостатков, болезни общения, как правило, излечимы. Для каждой игры автор приводит ее «антитезис», прием, разрушающий игру и освобождающий общение от этого паразитического наслоения. Конечно, лучше всего это может сделать психотерапевт; первоначально книга и была рассчитана на психотерапевтов, но благодаря доступному изложению распространилась в широкой публике и стала в Соединенных Штатах бестселлером, что редко бывает с научными книгами. Доктор Берн особо выделяет «психоаналитические расшифровки», которые могут быть опущены неподготовленным читателем. Но описания игр и антитезисов к ним настолько понятны, что могут быть использованы любым, кто в них заинтересован. Вряд ли будет преувеличением сказать, что заинтересованы в этом мы все – еще и потому, что психотерапии в нашей стране практически нет.

Доктор Берн объясняет, что игры не исчерпывают возможностей человеческого общения. Есть еще свободное от патологии, прямое общение между людьми, которое он называет словом «близость». Достижение этого, быть может, редкого способа общения связано с тем, что на ненаучном языке обозначается словом «счастье».

Предисловие

Эта книга задумана как продолжение моей книги «Анализ взаимодействий в психотерапии», но построена таким образом, чтобы ее можно было читать и отдельно. В части I кратко излагается теория, необходимая для анализа и ясного понимания игр. В части II содержится описание отдельных игр. Часть III содержит новый клинический и теоретический материал, который вместе с предыдущим позволяет понять, что значит быть свободным от игр. Читатель, заинтересованный в более глубоком обосновании, может обратиться к упомянутой выше книге. Он обнаружит при этом некоторые − впрочем, небольшие − изменения в терминологии и точке зрения, основанные на дальнейших размышлениях, изучении литературы и новом клиническом материале.

Что эта книга нужна, видно из вопросов студентов и слушателей лекций, желающих получить список игр, а также более подробное изложение игр, кратко упомянутых в виде примеров к общим принципам анализа взаимодействий. Я благодарен всем этим студентам и слушателям, и особенно многим пациентам, продемонстрировавшим, проследившим и давшим названия новым играм. В частности, я обязан мисс Барбаре Розенфельд рядом идей, совершенствующих искусство слушать и истолковывать услышанное, а также ученым, независимо от меня открывшим или подтвердившим смысл многих игр; из них должны быть упомянуты мистер Мелвин Бойс, мистер Джозеф Конканнон, доктор Франклин Эрнст, доктор Кеннет Эвертс, доктор Гордон Гриттер, миссис Френсис Мэтсон и доктор Рэй Пойндекстер. Особо следует упомянуть, причем по двум поводам, мистера Клода Стейнера, бывшего научного руководителя Сан-Францисских семинаров по социальной психиатрии, в настоящее время работающего в Отделении психологии Мичиганского университета. Это он провел первые эксперименты, подтвердившие ряд излагаемых здесь теоретических концепций, и в результате этих экспериментов существенно содействовал выяснению природы автономии и близости. Я благодарен также мисс Виоле Литт, секретарю-казначею семинаров, и моему личному секретарю миссис Мэри Н. Уильямс за их постоянную помощь, а также Энн Гаррет за помощь в вычитке корректур.

Семантика

Для краткости игры описываются преимущественно с мужской точки зрения, если только они по своему характеру не являются определенно женскими. Таким образом, главный игрок обычно обозначается словом «он». Это не является ограничением, ибо та же ситуация, если только не оговорено противное, может быть без труда описана со словом «она». Если роль женщины существенно отличается от роли мужчины, она описывается отдельно. Точно так же лечащий врач обозначается словом «он», что опять-таки не является ограничением. Терминология и способ изложения ориентированы преимущественно на практика-клинициста, но и представители других профессий могут найти эту книгу интересной и полезной.

Теорию игрового поведения следует четко отличать от родственной ей науки – математической теории игр. Впрочем, некоторые из применяемых в тексте терминов, как, например, «выручка» («цена игры»), приобрели теперь математическую респектабельность. Подробный обзор математической теории игр содержится в книге Р. Д. Льюс и X. Райфа «Игры и решения».

Кармел, Калифорния, май 1963.

Библиография

1. Berne E. Transactional Analysis in Psychotherapy. New York: Grove Press, Inc., 1961.   (Берн Э. Анализ взаимодействий в психотерапии. Нью-Йорк: Гроув Пресс, 1961).

2. Luce R. D. and Raiffa H. Games and Decisions. New York: John Wiley & Sons, Inc., 1957.   (Льюс Р. Д., Райфа Х. Игры и решения. Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья, 1957).

 


Страница 2 из 48 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Комментарии 

# ирина   26.02.2015 15:09
не всё я поняла конечно.но по моему не правильно ставить вопрос-почему нам.....на него мы не найдём ответа.следует спросить-зачкм мне так не везёт или что то другое.и каждый раз будут появляться новые ответы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Петр   12.06.2015 23:30
Спасибо за полный, без купюр перевод. Засел за чтение...)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Вячеслав   03.05.2016 17:28
Действительно, полный перевод значительно отличается от той книги которую я читал 20 лет назад. Огромное СПАСИБО авторам!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Денис   09.03.2017 21:00
Спасибо за работу, но всё-таки «дополняющее взаимодействие» лучше подходит по смыслу, чем «дополнительное ...»
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Вы можете прокомментировать эту статью.


наверх^